продукт
бизнес
перевозчику
логистика
доставка

Виды грузовых машин: типы и классы большегрузных автомобилей

Грузоперевозки с использованием автотранспорта — основа для подавляющего большинства применяемых на практике логистических схем. Даже если груз планируется отправлять по железной дороге, путями воздушного или морского сообщения, его как минимум нужно сначала отвезти к отправной точке, используя для этого полуприцеп или тягач. Выбор в пользу конкретной конфигурации кузова обусловливается характеристиками транспортируемого товара — разобраться в том, какой вариант лучше подойдет для конкретной поставки, поможет классификация, составленная по базовым критериям. Какие есть виды грузовых машин и тяжеловесных автомобилей, что относится к большегрузным транспортным средствам, и чем, помимо названий и марок, они отличаются друг от друга? Давайте разбираться.

Общее представление

здание

Классифицировать существующие разновидности автотранспорта, используемого для организации грузоперевозок, можно различными способами. К числу параметров, принимаемых во внимание, относят технические характеристики, габариты, производственные и эксплуатационные особенности. Целесообразность использования градации объясняется соображениями экономии и практичности. Любая техника, используемая с учетом рекомендаций изготовителя, прослужит гораздо дольше, а решать вопросы, связанные с ремонтом или заменой расходных комплектующих, придется значительно реже.

Говоря о том, какие бывают типы грузовых автомобилей общего назначения и что является критерием для классификации, в первую очередь выделяют следующие аспекты.

Количество осей

Крупнотоннажный транспорт — это технические средства, конфигурация которых может предусматривать наличие двух, трех, четырех и более колесных пар, размещаемых на соответствующем числе соединяющих мостов. Чем больше значение, тем выше грузоподъемность авто. Кроме того, показатель определяет возможность допуска фуры или грузовика с прицепом на конкретные типы автомобильных дорог.

Осевые нагрузки

В целях сохранения асфальтового покрытия в городской черте, как правило, ограничивают маршруты, доступные для большегрузного и крупнотоннажного транспорта. Этот аспект следует учитывать при расчете логистической цепочки, поскольку далеко не во всех случаях перемещение между точками погрузки и выгрузки осуществляется кратчайшим путем. Ограничения ретранслируются для водителей соответствующей дорожной навигацией.

Так, например, при наличии знака, указывающего, что максимальный вес на ось не должен превышать 6 тонн, трехосные составы с общим значением в 21 т уже не смогут проехать через конкретный участок дороги. При этом в отношении четырехосных моделей аналогичный запрет действовать не будет. Стоит подчеркнуть, что в данном случае важным фактором становится равномерное распределение осевой нагрузки, так как превышение предельно допустимого показателя даже по одному элементу конфигурации исключает возможность свободного проезда.

Колесная формула
диски

Еще один базовый критерий классификации — характеристика грузового автотранспорта в формате 6х4, 4х2, 8х4 и так далее. Здесь все просто: первое число в расшифровке указывает общее количество колес, второе — сколько из них фактически являются ведущими.

Тип используемого топлива

Горючее, применяемое для заправки тяжелой техники, также может рассматриваться в качестве отличительного признака. Сегодня в логистике используются бензиновые и дизельные грузовики, а также транспортные средства, работающие на газовом оснащении.

Популярность дизеля — статистически наиболее распространенного варианта — обусловливается впечатляющими характеристиками с точки зрения соотношения производительности и экономичности расходования. Средние показатели, фиксируемые при эксплуатации подобных двигателей, на 5-10 % ниже, что положительным образом сказывается на себестоимости логистических операций. Не стоит также забывать и об экологии — исследования показывают, что продукты переработки, выделяющиеся при использовании дизельного топлива, менее токсичны, чем выхлопы, генерируемые во время работы обычных моторов на бензине.

Впрочем, у бензиновых моделей есть и свои преимущества. Говоря о том, какие виды машин и автомобилей лучше подходят для грузоперевозок в городских условиях, специалисты чаще отмечают именно этот вариант. К числу положительных аспектов относят менее шумный двигатель, высокую маневренность, а также устойчивость к резким температурным перепадам, особенно актуальную в условиях сурового климата.

Что касается моделей с установленным газобаллонным оборудованием, то здесь в первую очередь стоит упомянуть экономичность топливного потребления. Газ обходится на порядок дешевле, однако на практике применяется преимущественно владельцами небольших фургонов вида категории Вс максимальным весом до 3,5 тонны, используемых при перевозках на небольшие расстояния. Для большегрузов же на сегодняшний день более логичным решением по-прежнему остается дизель.

Состав

С точки зрения конфигурации тяжелые автомобили подразделяются на одиночные и составные. В первом случае речь идет о моделях с объединенной конструкцией кузова и кабины, тогда как ко второй группе относятся преимущественно тягачи с присоединенными к ним прицепами и полуприцепами.

Прицепные средства не оснащаются собственным двигателем и перемещаются за счет тяги, создаваемой грузовиком — при этом общий вес перевозимого груза распределяется только между их осевыми соединениями. В случае с полуприцепным вариантом обязательным условием выступает наличие опоры — соответственно, нагрузка должна быть сбалансирована между базовыми осями и тягачом, к которому крепится контейнер.

Грузоподъемность автомобильного транспорта

небо

Еще один важный показатель, который характеризует максимально допустимую массу транспортируемых объектов. Исходя из базовой классификации, различают:

  • Малотоннажные автомобили. Категория, состоящая преимущественно из двухосных моделей фургонов и грузовиков, удобных для использования в стесненных условиях городского логистического сообщения. Транспортные средства такого типа применяются повсеместно — в рамках доставки продуктов питания и стройматериалов, перемещения мебели и бытовой техники и так далее.
  • Авто со средней грузоподъемностью. Характеризуются экономичным расходованием горючего и достаточной маневренностью, что делает их оптимальным выбором при организации междугородних перевозок.
  • Высокотоннажные разновидности грузовых машин. Отличаются увеличенной «выносливостью», позволяющей справляться с транспортировкой наиболее крупных и объемных грузов. Подобные автопоезда оснащаются как минимум тремя осями, работают преимущественно на дизеле и предусматривают наличие спального места, необходимого для соблюдения режима труда и отдыха водителей.

При выборе подходящей модели тягача стоит учитывать не только максимальную грузоподъемность и сопутствующие эксплуатационные характеристики, но и условия, в которых планируется использовать транспорт. Для перевозки условных продуктов питания между соседними районами нет смысла покупать тяжеловесный автомобиль, ограниченный в маневренности и требующий особого технического обслуживания. Регулярные поездки 20-тонников, заполненных на 20-25 % от своей вместимости по весу, оказываются нерентабельными с коммерческой точки зрения: расходы на топливо попросту съедают всю прибыль, получаемую с небольших оборотов.

Конфигурация кузова

И еще один аспект, который можно использовать в качестве классификационного критерия. Для каждого из существующих кузовных форматов — открытого, закрытого или специального — существуют отдельные подтипы, также заслуживающие рассмотрения. Но перед этим видится целесообразным составить базовое представление о том, какие виды, классы и типы грузовиков применяются для перевозок различных объектов.

Разнообразие автотехники

Существенным образом отличающиеся между собой характеристики грузов, требующих регулярной транспортировки, определяют различие транспортных средств, выбираемых для решения конкретных логистических задач. Для веществ с сыпучей или жидкой текстурой используются специализированные автомобили, для крупногабаритных и тяжелых грузов — высокомощные тягачи и так далее. Каждый вариант должен соответствовать тем или иным эксплуатационным критериям, обеспечивая оптимальные условия доставки до пункта назначения — исходя из этого, можно выделить пять основных типов грузовых авто.

Спецтехника

Наиболее сложный с конструктивной точки зрения вид техники, зачастую представляющий собой одиночный прицеп или цистерну, рекомендованные для перевозки и непродолжительного хранения жидкостей, сжиженных газов или сыпучих веществ с мелкой фракцией. Ввиду специфики эксплуатации применяется при выполнении специальных заказов, характерных для некоторых сфер промышленной и производственной деятельности.

Тягачи

Транспортные средства самоходного типа, оснащенные двигателем и подходящие для буксирования прицепных единиц. Среди всех марок и видов тяжелых грузовых автомобилей наиболее распространенными можно считать конфигурации «седельного» формата, предназначенные для перемещения полуприцепов, присоединяемых с помощью сцепного устройства. Практика показывает, что такой вариант оказывается более практичным и удобным, чем в случае с цельной конфигурацией — машины сохраняют маневренность и грузоподъемность, могут использоваться при перевозках длинномерных объектов, а также допускают смену тягача без перегрузки, что весьма удобно при протяженных логистических цепочках.

Фургоны

деревья

Еще один популярный формат, предусматривающий объединение кабины и кузова с тентованным или каркасным покрытием. Конфигурация надежно защищает груз от негативного воздействия внешних факторов и обеспечивает маневренность автомобиля в городских грузоперевозках.

Полуприцепы

Конструкции, отличительной особенностью которых является отсутствие осевых элементов на фронтальной части основания. Передний сегмент опирается на грузовик, присоединяясь с помощью сцепного устройства, благодаря которому весь контейнер остается подвижным. В случае поломки транспортного средства, устранить которую быстро не удается по техническим причинам, можно обойтись без дополнительной выгрузки товара — достаточно подогнать к месту нахождения другой автомобиль.

Прицепы

Основное отличие от стандартного полуприцепа — расположение колесных осей по всей длине, исключающее необходимость установки на опору. Устойчивые и надежные, модели применяются в рамках локальных, междугородних и международных перевозок, формируя протяженный автопоезд из нескольких звеньев.

Классификация по типу кузова

Возвращаясь к особенностям кузовных конфигураций, стоит отметить, что данный параметр помогает не только понять, какой из вариантов лучше подходит для того или иного вида товаров, но и определить спектр погодных условий, при которых допускается эксплуатация выбранного транспортного средства.

Тентованные

Простой и популярный формат представляет собой мобильную каркасную конструкцию, поверх которой монтируется тент. Важное преимущество — минимальный вес, позволяющий укладываться в нормативы даже при перевозке тяжелых грузов.

Бортовые

горы

Модели с огороженной платформой, облегчающей проведение погрузочно-разгрузочных работ. Недостатком можно считать отсутствие покрытия, ограничивающее погрузку отдельных объектов в дождь или снег, а также снижающее безопасность с точки зрения обеспечения сохранности грузов.

Цельнометаллические

трасса

Фургоны, конфигурация которых не предусматривает монтаж теплоизоляционного слоя или климатической установки, применяются в основном при транспортировке товаров, невосприимчивых к воздействию температурных перепадов.

Изотермические

В отличие от предыдущего варианта, при изготовлении покрываются изнутри специальным материалом, помогающим поддерживать оптимальную температуру. Отлично подходят для продукции с короткими сроками хранения, исключая промерзание содержимого зимой или перегрев контейнера летом.

Рефрижераторы

С технической точки зрения — крупногабаритные холодильники, поставленные на колесную базу. Позволяют перевозить продукты питания на большие расстояния, гарантируя сохранность товара при любых климатических условиях. Настройки режима выставляются вручную или автоматически — в зависимости от конструктивных особенностей выбранной модели.

Цистерны

мужчина

Применяются в различных сферах при перевозке жидких, газообразных и сыпучих составов, требующих поддержания определенных условий для сохранения пригодности. Погрузка и разгрузка осуществляются с помощью специального оборудования.

Самосвалы

Строительная техника, предназначенная для перемещения расходных материалов с возможностью выгрузки, не требующей привлечения дополнительной рабочей силы. Конструкция предусматривает наличие подъемного механизма, меняющего положение кузова относительно основания до заданного угла.

Платформы и низкорамные тралы

Разновидности открытых кузовных моделей, не оснащенные бортовыми перегородками или стенками. В первом случае речь идет о транспортных средствах, с помощью которых осуществляется перевозка тяжелых объектов, не оснащенных колесами, устанавливаемых вручную или краном. Второй вариант характеризуется наличием передвижного помоста, через который самоходные грузы оказываются внутри кузова.

Какой грузовой транспорт используется чаще всего

Если говорить о наиболее востребованных грузовиках, в первую очередь стоит отметить фуры — тягачи седельного типа с полуприцепом. Такие авто подходят для организации междугородних и международных рейсов, отличаются экономичным расходом топлива и большой грузоподъемностью. Что касается логистики в городских условиях, то здесь более практичным решением оказываются малотоннажные тентованные фургоны, которые обеспечивают достаточную маневренность и не предъявляют специальных требований в плане водительской лицензии.

Заключение

разметки на дорогах

Выбирая подходящее транспортное средство, стоит учитывать все сопутствующие нюансы, способные повлиять как на достижение желаемого результата (доставку объекта из точки А в точку Б), так и на рентабельность логистики. Запомнить, как называются виды грузовых машин, применяемых для перевозки грузов различного формата, не так уж и сложно — стандартная классификация, основанная на базовых критериях, будет понятна даже тем, кто изначально далек от автомобильной тематики.