В каких случаях запрещается перевозка грузов: когда его запрещено перевозить
Согласно ПДД, перевозка груза запрещена, если он выступает более чем на 1 м за габариты автомобиля или закрывает внешние световые приборы, световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки. Правда, под действие п. 23.3 и п. 23.4 регламента попадают только простые, очевидно, безопасные объекты, способные нанести ущерб водителю и третьим лицам лишь при стечении обстоятельств.
Для взрывчатых веществ, газов, легковоспламеняющихся жидкостей, органических пероксидов и токсинов действуют совсем другие нормативы. Доставлять их можно исключительно при наличии специального разрешения, выдаваемого сотрудниками территориальных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Как определить запрещенный груз
Любые логистические и экспедиционные компании обязаны следить за тем, чтобы их деятельность никак не нарушала действующих законов Российской Федерации. Причем ориентироваться им необходимо не только на внутренние акты страны, но и на постановления ООН.
Именно в последних представлена таблица из 3 000 пунктов, посвященная опасным товарно-материальным ценностям, не подлежащим обычному транзиту. Перечисленные в выкладках объекты могут угрожать окружающей среде, наносить непоправимый урон жизни и здоровью людей и вредить прочим ТМЦ, также находящимся внутри кабины фуры или полуприцепа.
Перечни и списки грузов, запрещенных к перевозке автомобильным транспортом
Представителям отечественных транспортных компаний не рекомендуется организовывать транспортировку для следующих категорий продуктов и изделий:
- оружие, боеприпасы, военная техника и документация, связанная с производством всего перечисленного;
- ракетно-космическое оборудование, системы связи откровенно армейского назначения;
- средства защиты от боевых отравляющих веществ, шифровальная аппаратура;
- обогащенный и необогащенный уран, а также прочие компоненты, подверженные процессу радиоактивного распада;
- рентгенографические установки, приборы, функционирующие при помощи плутониевых изотопов;
- яды и наркотические препараты, сильнодействующие лекарства (например, опиоидной группы);
- порох, взрывчатка и любые другие, аналогичные по характеристикам блоки детонации.
Запретов много, но все они носят логичный характер. Все представленные типы ТМЦ способны доставить огромное количество проблем, даже без аварий.
В отдельную категорию входят объекты, не подлежащие транспортировке без специализированной разрешительной документации. Таковыми становятся:
- наличные денежные средства, в рублях и иностранной валюте, от определенной суммы;
- драгоценные металлы и камни, а также созданные с их помощью ювелирные изделия;
- животные в клетках — всевозможные породы кошек, собак, попугаев и даже домашние рыбки;
- органы для трансплантации — роговицы, кости, сухожилия, суставы, элементы кожи и клапаны сердца;
- человеческий прах — смесь сгоревших останков, полученных в результате кремации.
Здесь дела обстоят аналогично — ни один пункт достаточно обширного перечня удивления не вызывает.
На территории разных регионов Российской Федерации действуют структурные подразделения одного и того же учреждения, заведующего процессом оформления соответствующей разрешительной документации. За получением необходимой бумаги физические и юридические лица могут обращаться к сотрудникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Запреты, касающиеся водителей
Человеку, пребывающему за рулем транспортного средства, осуществляющего транзит ТМЦ из группы очевидного риска, нельзя:
- уклоняться от установленного маршрута;
- эксплуатировать ТС во время гололеда и снегопада;
- использовать машину для езды при видимости менее 100 м;
- двигаться по обочине дорожного полотна;
- осуществлять остановку вне предназначенных для этого зон;
- продолжать транспортировку при возникновении неполадок авто.
За нарушение представленных правил специалист попадает под полноформатную административную ответственность.
Грузы, которые запрещены к перевозке
ДОПОГ — это международное соглашение, регламентирующее процесс доставки откровенно опасных товарно-материальных ценностей, ратифицированное странами, входящими в ООН. В России действие данного нормативного и правового акта подкреплено Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 220. Ориентироваться на представленные разделы законодательства следует абсолютно всем.
Взрывчатые вещества
«В каких случаях запрещена перевозка грузов?» — конечно, если последние относятся к классу объектов, обладающих свойством произвольной или направленной детонации. Все они способны запускать химические реакции (с определенной температурой, скоростью и давлением), вызывающие значительные повреждения окружающих предметов.
Причем ограничения выдвинуты для любых подобных изделий: от полновесных гранат и пороха до пиротехники и легковоспламеняющихся гелей. Транспортировать их можно только на основании специализированного разрешения, при помощи правильно оборудованного и снабженного всеми необходимыми опознавательными знаками автомобиля.
Газы
Газообразные вещества до транзита также не допускаются. Перевозить их нужно в цистернах, задействуя разнообразное профильное оборудование. Все компоненты такого типа делятся на шесть больших групп:
- сжатые;
- сжиженные;
- охлажденные;
- растворенные;
- аэрозольные;
- образцы.
Соответственно, законодательные нормативные и правовые регламенты также действуют и для перцовых баллончиков вместе с, казалось бы, безопасными ГСО. Для их транспортировки юридическим и физическим лицам тоже приходится получать разрешения, обращаясь в уполномоченное надзорное государственное ведомство.
Легковоспламеняющиеся жидкости
Еще один класс откровенно опасных объектов, способных доставить огромное количество проблем как сотрудникам логистических и экспедиционных предприятий, так и посторонним людям. Делятся на несколько объемных категорий, в зависимости от преимущественных характеристик и способов эксплуатации:
- без дополнительной опасности;
- с температурой вспышки выше и ниже 60 °C;
- с определенной степенью токсичности;
- промышленные и сельскохозяйственные пестициды;
- коррозионные химические соединения;
- десенсибилизированные типы взрывчатки.
Для организации транзита подобных объектов специалистам приходится готовить транспорт, оборудованный в особом порядке.
Легковоспламеняющиеся твердые и самореактивные вещества
Согласно ПДД, перевозка груза запрещается, если он выступает более чем на 1 м за габариты автомобиля или закрывает внешние световые приборы — это стандартное правило, касающееся обыкновенных товарно-материальных ценностей. При работе с опасными предметами в дело вступают другие регламенты, носящие куда более строгий характер.
В списке не допускаемых до классического транзита элементов можно отыскать вещества:
- органические;
- природные расплавленные;
- неорганические;
- окисляющие и токсичные;
- коррозионные, с жесткой фракцией;
- десенсибилизированные;
- самореактивные;
- требующие регулирования температуры.
Все они входят в особую классификацию, маркируясь цифробуквенными обозначениями (от F до SR2).
Окислители
Продукты, не способные к самостоятельной детонации, но запускающие процесс выделения кислорода, и, соответственно, создающие риск воспламенения других товарно-материальных ценностей. Делятся на две большие категории:
- Классические окисляющие компоненты, обладающие возможностью генерировать соединения с высоким содержанием O2. Как правило, присутствуют в других изделиях.
- Перекиси, характеризующиеся высокой степенью чувствительности к механическим ударам, трениям и падениям. Разлагаются с течением времени, вступают в реакции с другими продуктами, вызывают повреждения глаз и пр.
Представителям транспортной или логистической компании, желающим организовать транзит окислителей, придется позаботиться о подготовке и оснащении машины.
Самовозгорающиеся вещества
Данная группа откровенно небезопасных объектов также подразделяется на три объемных класса, в зависимости от формы и некоторых присущих характеристик:
- Твердые — легко загораются и вызывают пожары преимущественно при неправильном обращении.
- Подверженные самопроизвольному возгоранию. Взаимодействуют с кислородом и горят даже при нормальных условиях.
- Реагирующие с водой. Выделяют опасные газообразные компоненты, впоследствии образующие открытое пламя.
Каждый входящий в представленную группу объект описан в ТИ ИКАО Doc 9284 АN /905 ч.2, гл.4. Нормативный документ приводит исчерпывающий перечень критериев, позволяющих отнести ту или иную товарно-материальную ценность к одной из обозначенных списков.
Органические пероксиды
О том, что запрещается водителям при перевозке крупногабаритных грузов, рассказано в Правилах дорожного движения. Для ознакомления с перечнями веществ, не допускаемых до предельно классического транзита, необходимо смотреть в другие регламенты. В соответствующих списках отдельная глава всегда посвящена сложным химическим соединениям, в которых атомы кислорода соединяются друг с другом в формате достаточно необычных схем.
Транспортировать подобные объекты либо нельзя совсем, либо можно, но только после оформления специализированного разрушения. Впрочем, данное требование касается практически всех ТМЦ, прописанных в ДОПОГ.
Токсичные вещества
В стандартах, представленных в ТИ ИКАО Doc 9284 АN /905 ч.2, гл.6, особое внимание уделено всевозможным токсинам. Они делятся на две большие группы:
- Вызывающие смертельные исходы, а также наносящие серьезный ущерб здоровью человека. Оказывают воздействие при проглатывании и вдыхании или от прикосновения к кожному покрову.
- Инициирующие те или иные патологические процессы. Компоненты, в составе которых отыскиваются разнокалиберные патогенные микроорганизмы, провоцирующие болезни.
Впрочем, современным логистическим и транспортным предприятиям встречаться с обозначенными типами грузов практически не приходится.
Инфекционные вещества
Аналогично предыдущему пункту — объекты, становящиеся причинами появления заболеваний. Включают в себя определенный объем болезнетворных организмов: бактерий, вирусов, грибков, паразитов и прочих патогенных элементов. Нуждаются в предельно аккуратном обращении, так как любые аварии вызовут полноформатную эпидемиологическую вспышку, со всеми вытекающими последствиями.
Радиоактивные материалы
Знакомиться с вопросами о том, при каких условиях запрещена перевозка грузов, необходимо заранее, задолго до организации классических транзитных операций, подготовки сопроводительной документации и проработки маршрута. С наивысшей степенью внимательности нужно относиться к товарно-материальным ценностям, содержащим радионуклиды.
Альфа, бета и гамма-излучение оказывает невероятно мощное воздействие на человеческий организм. Такие предметы доставляются путем задействования особых машин, со свинцовыми протекционными экранами и другими элементами защиты.
Коррозионные вещества
Химические соединения, обладающие одной, предельно характерной и очень важной особенностью. При взаимодействии с живой тканью они вызывают значительные поражения, нанося огромный физический ущерб. Кроме того, объекты способны портить другие товарно-материальные ценности, оказавшиеся с ними, например, в одной кабине фуры, снабженной прицепом или полуприцепом.
Все правила, касающиеся работы с подобными реагентами, прописаны в ТИ ИКАО Doc 9284 АN /905 ч.2, гл.8. Ответственные лица, отказавшиеся выполнять прописанные обязательства, в строгом порядке столкнутся с серьезными последствиями, в том числе и административного характера.
Прочие опасные вещества, подпадающие под запрет на перевозку грузов
Изделия, которые по совокупности своих базовых свойств и эксплуатационных характеристик, не могут быть отнесены ни к одному из представленных ранее классов:
- создающие определенную степень опасности для окружающей среды и экологической обстановки;
- не являющиеся инфекционными, но вызывающие патогенные изменения у животных, растений и микробиологических организмов;
- намагниченные металлы, отличающиеся огромной силой векторного физического притяжения.
Кроме того, в нормативных документах рассказывается о предметах, способных вызвать, например, раздражение и недомогание у специализированного персонала — водителей, членов летного экипажа, машинистов и капитанов морских или речных грузовых кораблей.
Особенности маркировки
Все грузовые места, характеризующиеся определенной степенью опасности, должны быть оснащены одной из двух возможных моделей профильных табличек-знаков:
- с надписью;
- без текстовых блоков.
Обычно на шильдиках указывается так называемый код экстренных мер. Он рассказывает о том, что нужно делать в случае появления первых признаков аварии. Идентификатор, соответствующий, скажем, классическому пожару с легковоспламеняющимися веществами, будет гласить о необходимости использования промышленных огнетушителей. Устанавливать его следует всегда, без исключений.
Ограничения перевозки по правилам ПДД
Все запреты касаются преимущественно знаков и квалификаций водителя. Для удовлетворения первой группы требований специалистам следует оборудовать авто особыми табличками. Для того чтобы разобраться со второй — логистам и экспедиторам следует удостовериться в компетенциях человека, отправляемого за руль транспортного средства. Соблюдение скоростного режима в районе 50 км/ч, ограничение на движение в непогоду, своевременное устранение неполадок ТС — в ПДД каждый пункт прописан достаточно подробно.
Основные нормативные документы
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов — вот основной регламент, касающийся всех процессов, связанных с транзитом рассматриваемых товарно-материальных ценностей. Приведенным там правила подчиняются все российские логистические и экспедиционные бренды (в том числе и компания «Точка-Точка»).
На территории разных регионов России упомянутый правовой акт подкреплен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 220. Бумага носит общегосударственный характер и действует на водителей и эмитентов грузоперевозки вне зависимости от сторонних обстоятельств.
В каких случаях запрещается перевозка груза — возможные наказания для нарушителей
Если перевозчик рискнет нарушить соответствующие разделы законодательства, его ждет серьезная ответственность, причем как административного, так и уголовного характера. Дело в том, что опасные продукты и изделия способны нанести непоправимый урон — жизни водителя, здоровью третьих лиц и окружающей среде.
Поэтому любые партии, перед отправкой по выбранному маршруту, инспектируются на наличие запрещенных товарно-материальных ценностей. Удивительно, но предметом пристального интереса инспекторов может стать даже обыкновенное водолазное оборудование — само по себе оно безвредно, но входящие в комплекты баллоны, наполненные сжиженным газом, нуждаются в особом обращении.
Подведем итоги
О том, в каких случаях запрещено перевозить груз, рассказано в многочисленные межнациональных и исключительно государственных нормативных и правовых актах. Знакомиться с подобной документацией приходится абсолютно всем логистам и экспедиторам, не желающим столкнуться с полноценным административным штрафом или даже уголовной ответственностью.