бизнес
перевозчику
статья
логистика
доставка

Транспортная логистика: что это такое, основные задачи, цели и виды

Понимать, что транспортная логистика — это такая сфера, без которой не сумеет обойтись ни один современный бизнес, должен даже обыкновенный потребитель. Неграмотно проработанные маршруты товародвижения сказываются на всех участниках рынка: от непосредственных производителей продукции и оптовиков до розничных магазинов и покупателей. Рациональное использование мощностей, сокращение запаса оборотных средств, внедрение методик кооперации, улучшение календарного планирования — отрасль буквально всеобъемлющая. 

склад

Кстати, логисты умудряются взаимодействовать с клиентами разных фирм напрямую, регулярно получая позитивные (или, наоборот, критические) комментарии о быстрой доставке или правильно подобранных упаковочных материалах.

Что такое транспортная логистика

За представленным определением скрывается целая индустрия, абсолютно все сотрудники которой решают одну, чрезвычайно сложную задачу. Эксперты стараются создавать такие условия, чтобы товарно-материальные ценности перемещались по выбранным маршрутам с максимально возможной скоростью и без любых эксцессов. 

В грамотной перевозке нуждаются любые грузы — от мелкой бытовой техники и бюджетной электроники до детских игрушек и чистящих средств. Чем качественнее логист выполнит свою работу, тем больше конкурентных преимуществ появится у нанявшей его компании. 

коробки

Функции

Понятие о транспортной логистике носит по-настоящему комплексный характер. Люди, заведующие сопутствующими процессами на коммерческой основе, вынуждены справляться со множеством операций: 

  • планирование и стратегическое прогнозирование параметров транзита;
  • организация подвозок, управление доставками;
  • оформление широкого спектра разнокалиберных документов;
  • упаковка, разгрузка, погрузка и складирование продукции;
  • информационное сопровождение клиентов, партнеров и контрагентов;
  • выявление ключевых факторов ценообразования услуг;
  • получение таможенных разрешительных бланков и сертификатов;
  • повсеместная оптимизация любых процедур и пр. 

Причем каждое из упомянутых занятий способно буквально решить судьбу бизнеса, облегчив его существование или, наоборот, загнав в пучину задолженностей и материальных обязательств.

Основные цели и задачи, решаемые посредством транспортной логистики

Индустрия чрезвычайно широка — буквально каждая современная организация вынуждена прорабатывать экспедиционные детали. Товарные ценности перемещаются по классическим маршрутам, проходя многокилометровые пути от заводов-производителей до оптовых центров, розничных магазинов и конечных потребителей. По дороге продукцию приходится разбирать, инвентаризировать и складировать, раз за разом размещая ее на территории сортировочных центров и оборудованных специальным образом ангаров. 

Справиться со столь внушительным комплексом операций получится только у эксперта, обладающего не только профильным высшим образованием, но и огромным практическим опытом. Именно такие мастера отвечают за логистические процессы, эмитируемые транспортной компанией «Точка-Точка»

разноцветный

Анализ пунктов доставки и свойств груза

Мониторинг локаций отправки и назначения, исследование опциональных путей и дорожных карт и разработка деталей транзита. Учитывать приходится абсолютно все — от особенностей местности и наличия переправ через реки до присутствия скоростных трасс, железнодорожных рельсов и определенной сопроводительной инфраструктуры. 

Особое внимание обращается на ключевые эксплуатационные характеристики ТМЦ. Например, пищевая продукция нуждается в особенном температурном режиме — без приборов оптимизации микроклимата ее до конечной базы довезти не выйдет. Подобных нюансов очень много, и все они играют особую, чрезмерно важную роль.

Выбор вида транспорта

К задачам транспортной логистики относятся операции по подбору авто. Автомобили, седельные тягачи, прицепы и полуприцепы, подвижные составы, морские танкеры или даже самолеты — каждое решение обладает своими уникальными преимуществами и недостатками. 

Неправильный подход приведет к значительным последствиям. Транзит может стать по-настоящему «золотым» (что скажется и на конечной стоимости товаров) или, скажем, стать причиной утраты дорогостоящих изделий.

дорога

Тарифы за транспортировку

Цена перевозки оказывает значительное влияние на коммерческую экономику. Поэтому логистам приходится брать на себя ответственность своеобразных бухгалтеров, стремящихся удалить как можно большее количество издержек. Благо, что все самые популярные схемы тарификации уже успели подвергнуться пристальному изучению, и доказали свою немалую эффективность. Транзит может быть: 

  • сдельным;
  • с оплатой за тонну/километр;
  • с повременными транзакциями;
  • исключительно по километражу;
  • за выезд. 

Каждый вариант обладает своими преимуществами и недостатками, применяясь по показаниям, при появлении характерных предпосылок. 

Выбор перевозчика и логистической организации

Этап, чрезвычайно важный в основном для начинающих предпринимателей. Люди, только что запустившие бизнес-проект, не имеют в распоряжении собственных транспортных отделов. Они обращаются за помощью к сторонним фирмам, специализирующимся на оказании экспедиционных услуг. 

Правильно подобранный партнер свою роль сыграет непременно. От его действий будет зависеть популярность той или иной товарной позиции, время нахождения продукта в соответствующем сегменте рынка, а также объем капиталовложений.

контейнеры

Построение маршрута

Нужно понимать, что транспорт-логистика (как сфера деятельности) — это такой инструмент, который буквально обязан отличаться невероятным уровнем гибкости. Убедиться в правдивости представленного факта чрезвычайно легко, ведь на территории одной только России дорог порядка 1,5 млн километров. 

Есть еще пути железнодорожного сообщения, речные и морские каналы и проработанные коридоры следования самолетов. В других странах свои цифры, учитываемые в рамках внешнеэкономической торговли. Даже если брать в расчет исключительно автомобильные пересылки, то экспедитору придется выяснить абсолютно все — от времени отправления и проходимого партией ежесуточного расстояния до номеров трасс и наличия точек временного хранения. 

Контроль груза при транспортировке

Большая часть современных товарно-материальных ценностей нуждается в предельно аккуратном обращении. Электроника, бытовая техника, пищевая продукция, одежда — испортить все перечисленные вещи очень легко, что, конечно же, приведет к значительным убыткам. Поэтому к каждому типу ТМЦ эксперты относятся по-своему, с соблюдением установленных регламентов и стандартов. 

В дело вмешиваются и законы, запрещающие, например, перевозить опасные вещества по определенным дорогам общего пользования. Вообще, нормативных актов, регулирующих деятельность в рамках логистической отрасли, чрезвычайно много. За любые нарушения юридические и физические лица штрафуются, а иногда административная ответственность перерастает в уголовную.

Всесторонняя оптимизация

У всех перечисленных операций, по сути, задача всего лишь одна, и заключается она в повышении эффективности любых коммерческих поставок. Параллельно мастерам приходится снижать издержки, убирать откровенно лишние трудозатраты, нивелировать моменты простоя ТС, разбираться с понятиями о себестоимости и ценообразовании, а также бороться за максимальную скорость. 

Виды транспортной логистики

В грамотных логистических услугах нуждаются абсолютно все организации — от крупноформатных холдингов и больших производственных предприятий до компаний (или индивидуальных предпринимателей), только начинающих сотрудничать с тем или иным популярным маркетплейсом. 

В первом случае фирма может позволить себе сформировать целый отдел, сотрудники которого будут работать над реализацией всех обозначенных процессов. Во второй ситуации выход только один, и заключается он в обращении к юридическим лицам, готовым взять на себя ответственность за определенную плату. Благо, что у того же «Озона» или «Вайлдберриз» есть собственная схема фулфилмента, предоставляемая на достаточно выгодных условиях. 

Внутренняя

По определению, организация транспортной логистики (для автотранспорта или, например, железнодорожных перевозок), нужна абсолютно всем. Товарно-материальным ценностям приходится перемещаться даже внутри одной и той же компании. 

Транзиты сырья с добывающих баз на станции переработки, перемещения продукции с конвейерных линий на склады хранения, отправка ТМЦ от одного филиала к другому — со всеми перечисленными задачами также справляются логисты. 

Внешняя

Другая сторона вопроса — взаимодействие с непосредственными клиентами. До конечных потребителей реализуемые изделия должны добираться в максимально приемлемой форме, без лишних повреждений и за кратчайший срок. Любые нарушения представленных регламентов ведут к потерям как фактическим (финансово-экономическим), так и репутационным. 

Ни один покупатель не захочет ждать, например, кофемолку в течение трех месяцев, особенно если конкуренты предлагают доставить аналогичное устройство (пусть и с менее приятными характеристиками) за два дня. 

Виды транспорта в транспортной логистике

С ассортиментом ТС мы уже разобрались — современным экспедиторам приходится задействовать самые разнообразные решения: от классических фур с прицепами и полуприцепами до железнодорожных подвижных составов, морских танкеров и воздушных судов. Однако в рамках отрасли существует и другая классификация логистических процессов. Заключается она в делении конкретных пересылок по количеству применяемых на одном маршруте транзитов.

стоянка

Унимодальная

Самые простые, но в то же время эффективные схемы. Предлагают использовать только один, предварительно выбранный и обоснованный вид транспортных средств. Например, исключительно автомобили. 

Преимуществ у обозначенного подхода несколько: он упрощает деятельность ответственных лиц, уменьшает число нуждающихся в контроле параметров и гарантирует предельную дешевизну. 

Смешанная

Система, называемая кросс-докингом. В рамках одного маршрута товарно-материальные ценности перемещаются посредством одних и тех же ТС, с организацией временного хранения или даже сквозного складирования.  

Объем задач, перекладываемых на плечи специалистов, здесь, конечно же, увеличивается. Экспертам приходится держать связь со множеством разных учреждений, постоянно отслеживая местоположение партии и прогнозируя время ее прибытия на те или иные точки. 

Комбинированная

Транспортно-логистическая деятельность компании — это услугав рамках которой не обойтись без всестороннего взаимодействия. Особенно сильно данный фактор прослеживается при организации комбо-пересылок, когда для доставки одних и тех же продуктов необходимо применить два и более вида ТС. 

Например, на производственной базе ТМЦ погружаются в кабины фур, тягачей и полуприцепов, а затем отправляются в сторону железнодорожной платформы. Там их заносят в специализированные вагоны, после чего доставляют до конечной точки маршрута.

Мультимодальная

Грузоперевозки, реализуемые путем применения разнокалиберных транспортных средств, под руководством единой фирмы. Оператор берет на себя ответственность за все сопутствующие процессы, включая проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещение на временных складах, сортировку или даже промежуточную инвентаризацию. 

Услуга оказывается в комплексном режиме (формат полного цикла), поэтому стоимость процедуры снижается. Многие заказчики соответствующих операций предпочитают взаимодействовать исключительно с теми компаниями, которые работают в рамках мультимодальных схем. 

Интермодальная

Аналогично предыдущему пункту, но с одним, достаточно существенным отличием. Товарно-материальные ценности перемещаются при помощи нескольких ТС (автомобили, поезда, самолеты или морские танкеры), а всем мероприятием заведуют сотрудники двух и более организаций. Предельно сложный и не слишком эффективный вид деятельности — прибегать к нему люди предпочитают только в крайних случаях, при отсутствии других решений. 

машина

Примеры, отражающие сущность транспортной логистики

Разобраться в особенностях рассматриваемой сферы за несколько часов достаточно сложно — логисты и экспедиторы учатся решать соответствующие задачи годами. Продемонстрировать пользу, получаемую в результате деятельности подобных экспертов, достаточно легко. 

Даже обыкновенное речное пассажирское сообщение можно подвергнуть пристальному разбору. Суда характеризуются высокой грузоподъемностью — на борт с легкостью грузятся сотни контейнеров, с предельно массивными и объемными товарами. 

Однако в дело вступают ограничения по географическим пунктам следования (порт есть далеко не у каждого населенной точки) и, скажем факторы зависимости от навигационных условий (в явную непогоду корабль до места будет добираться сильно дольше). Все перечисленные умозаключения совершенно точно повлияют на процесс разработки транзита.

Краткие понятия и основные задачи транспортной логистики — применяемая документация

Экспедиционная отрасль «зарегулирована» на все сто процентов — здесь функционируют целые горы нормативных и правовых актов, а за любые нарушения специалисты попадают под действие статей об административной или даже уголовной ответственности. В минимальный список бумаг, позволяющих организовать перевозку груза, входят: 

  • товарно-транспортные накладные;
  • нотариальные доверенности;
  • сводные бланки ведомостей;
  • счета-фактуры от поставщиков;
  • разрешительные и сопроводительные сертификаты.

Поэтому в профильных компаниях работают полноформатные юристы, консультирующие экспедиторов по любым непонятным вопросам. Именно так дела обстоят у бренда «Точка-Точка», всегда функционирующего в полном согласии с законодательными нормами. 

Основы транспортной и автотранспортной логистики — примеры операций и способы автоматизации

Анализ пунктов доставки, выбор ТС, разработка тарифных сеток, построение маршрутных листов, оформление разнообразных документов, оптимизация исключительного числа процессов — задач у современных логистов по-настоящему много. 

Благо, что справляются они с ними не вручную, а посредством специального программного обеспечения. Экспертам помогает всевозможный профильный софт, способствующий развитию бизнеса, уменьшению затрат и повышению качества услуг. 

На любых автомобилях, участвующих в регулярных транзитах, устанавливаются системы спутникового слежения. Цены рассчитываются при помощи уникальных таблиц и цифровых диаграмм, а ТМЦ распределяются по партиям с применением алгоритмов искусственного интеллекта. 

авто

Подведем итоги

Железнодорожные подвижные составы, морские танкеры, воздушные суда, автомобильный транспорт — особенность транспортной логистики заключается в том, что она использует любые инструменты с максимальным уровнем гибкости. Благодаря подобному положению дел, специалистам удается доставлять товары с предельной скоростью и всесторонней минимизацией издержек.