ТЭК бывает: выбираем между обычным и цифровым экспедитором
Цифровизация — главный тренд в транспортной отрасли в 2020 году. Использование IT-технологий полностью изменит привычный образ логистики. Нас ждут значительные перемены, главная из которых коснется количества звеньев в цепи поставок.
Если верить докладу Strategy — аналитического подразделения PwC — к 2030 году мировая логистика вообще превратится в замкнутую, полностью оцифрованную экосистему, состоящую из беспилотных грузовиков, ботов для автоматизированного документооборота, и цифровых платформ”. Экспедиционные компании будут исключены из этой системы как лишние звенья. У них останется два пути: вырасти в полноценного 3PL- 4 PL провайдера или покинуть рынок.
Но до тех пор, пока эта модель находится в процессе развития, ТЭК продолжают оставаться важной частью транспортной отрасли. Появляются новые форматы: грузовые биржи, маркетплейсы и цифровые экспедиторы. Чем они отличаются от обычных экспедиционных компаний, какие преимущества предлагают клиенту?
Как работают традиционные экспедиторы
В традиционной версии экспедитор — посредник между грузовладельцем и перевозчиком. Экспедитор выступает организатором перевозки, но не занимается непосредственно доставкой — для этого он нанимает в качестве субподрядчиков транспортные компании.
В задачи экспедитора входит:
1. Организация перевозки: поиск перевозчика, фрахт транспортного средства. При мультимодальной перевозке — организация всех её этапов: разные виды транспорта, погрузка-разгрузка.
2.Оптимизация маршрута и сопутствующих расходов, например, таможенных платежей.
3. Страхование и контроль состояния груза.
4. Оформление всех сопроводительных документов.
5. Консолидация и хранение груза.
Транспортно-экспедиционные компании занимают львиную долю всего транспортного рынка — около 70-80%. Комиссия за услуги экспедиторов тоже составляет немалую сумму — до 40% от стоимости перевозки. Почему так много и за что платят клиенты ТЭК?
Главные преимущества традиционных экспедиторов:
1. Экономия на услугах перевозчиков. Экспедиционные компании обеспечивают загрузку большинству транспортных компаний, поэтому у ТЭК намного больше шансов выбить лучшие условия по закупке транспорта, чем у одинокого заказчика.
2. Свободный доступ к провозным мощностям перевозчиков. В базе данных ТЭК — актуальные данные по подвижному составу и ставкам от десятков перевозчиков. Это позволяет компании быстро просчитывать стоимость и варианты маршрутов.
3. Безопасность. Закон очень детально регулирует административную и финансовую ответственность ТЭК. Согласно статье 7 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза. В случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза клиент вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Тем не менее, работа транспортно-экспедиционных компаний вызывает много вопросов. Главный — по поводу контролируемости и прозрачности действий ТЭК.
Помимо крупных экспедиторов с честными и понятными правилами работы, существует огромное количество “псевдоэкспедиторов” — посредников, пропускающих через себя финансовый поток и занимающихся чем угодно, от “отмыва” НДС до простого мошенничества. Оккупировав рынок, такие компании создали условия для хаотичного ценообразования. Грузовладелец платит за организацию перевозки огромную сумму, а непосредственный перевозчик получает копейки, потому что основной объем денег оседает в кармане “экспедитора”.
Отсутствие прозрачного ценообразования — не единственная проблема традиционных экспедиторов. Недостатки есть даже у полностью “белых” компаний. Это, например:
1. Проблемы с эффективностью работы. В традиционной схеме работы согласование всех этапов перевозки экспедиторы ведут “вручную” — по телефону и электронной почте. При таком подходе обработка и пересылка документов отнимает огромное количество ресурсов и провоцирует неизбежные ошибки.
2. Темпы обработки заказа. Согласно опросу iContainers.com, среднее время ручной обработки одного запроса может составлять до 57 часов. Такие задержки, как и срывы сроков доставки — не редкость в работе ТЭК.
3. Качество обслуживания. Это, в том числе, количество ошибок, возникающих при ручной обработке информации, сложности с отслеживанием грузов и ограничения в выборе перевозчиков — нередко экспедиторы эффективно работают лишь на нескольких отлаженных маршрутах.
Развитие IT закономерно подтолкнуло рынок к решению этих проблем. В технологиях больших данных, искусственном интеллекте и электронном документообороте представители отрасли увидели возможность сделать транспортные услуги быстрыми и недорогими. Так появились цифровые экспедиторы.
Кто такое цифровые экспедиторы
Цифровые экспедиторы — компании, использующие технологии для автоматизации цепи поставок. Им не нужен даже пресловутый офис с телефоном, факсом и менеджером: их заменяют онлайн-сервисы разной степени сложности.
В нашей стране существует две основных модели цифровых экспедиторов: биржи для перевозчиков и онлайн-агрегаторы. Разница — в уровне ответственности перед клиентом.
Биржи— просто цифровые доски объявлений. Их задача — свести грузовладельца с перевозчиком, причем последним чаще всего является самозанятый водитель или небольшая ТК с парком в несколько машин. Никаких гарантий, сервиса и поддержки такие биржи не предоставляют.
Онлайн-агрегаторы выступают как полноценные транспортные провайдеры с целым комплексов сервисов и ответственности. В зависимости от степени цифровизации компании, в задачи такого экспедитора может входить:
1. Автоматический расчет маршрута и стоимости перевозки.
2. Поиск перевозчиков, проведение онлайн-аукциона, отбор подходящих предложений с оптимальными условиями и ставкой.
3. Онлайн-фрахт транспорта.
4. Документальное сопровождение всех этапов перевозки.
Плюсы цифровых экспедиторов:
1. Прозрачное ценообразование. Благодаря платформе грузовладельцу доступны данные о ставках большого круга перевозчиков, а, значит, понятен и механизм формирования тарифа.
2. Упрощение документооборота. Например, использование API: перевозчики моментально видят клиентские заявки. Или системы электронного документооборота вместо сложной схемы обмена накладными. Грузовладелец экономит время, экспедитор — деньги.
3. Удобство работы в “одном окне”. Успешные проекты цифровой экспедиции предлагают клиенту простой сервиса для управления всем. Владелец груза может заказать отправку, вести переписку с поставщиками, анализировать отчетность, согласовывать документацию, контролировать местоположение груза в режиме реального времени — и все это не покидая пределов одной системы.
Казалось бы, вот она — идеальная логистика. Но, будь это так, Uber Freight давно захватила бы мир. При ближайшем рассмотрении оказывается, что в модели цифровых перевозчиков есть немало белых пятен. Это, в первую очередь:
1. Безопасность. В отличие от ТЭК, цифровые доски и агрегаторы не несут прямой ответственности перед клиентом — чаще всего она на стороне найденного перевозчика, с которым отправитель остается “один на один”.
2. Отсутствие сопряженных услуг — погрузки-разгрузки, упаковки, возврата документов.
3. Стоимость. Несмотря на то, что цифровизация позволяет сократить расходы, перевозка с цифровым экспедитором будет стоить почти столько же, сколько с обычным. Одна из причин — осторожность перевозчиков. Многие предпочитают работать по традиционной схеме и не торопятся снижать ставку для биржи.
4. Отсутствие предложений для LTL-перевозок. На рынке нет IT-решений для работы с мелкогабаритным грузом или нерегулярными поставками в небольших объемах. Эффект от цифровизации заметен только в случае больших и регулярных объемов поставок.
Цифровой экспедитор VS традиционный: кого выбрать?
Выбор между классическим экспедитором и цифровым — это метание между двух огней. В первом случае клиент вынужден жертвовать скоростью и эффективностью. Во втором — безопасностью.
Может ли эта проблема решиться в обозримом будущем? Не через 15-20 лет, когда управлять доставкой будет искусственный интеллект, а хотя бы в среднесрочной перспективе?
Да, если, к примеру, рынок логистики возьмет на вооружение новую модель, сочетающую преимущества уберизации и традиционного подхода к организации перевозок. При таком подходе транспортная компания:
- сохраняет структуру и принцип работы классической ТЭК, обладает активами — например, сетью складов;
- автоматизирует часть сервиса: агрегирует предложения как от перевозчиков, так и от клиентов, проводит онлайн-аукцион;
- использует возможности шеринга для снижения стоимости перевозки;
- опирается на свободную конкуренцию, которая также обеспечивает прозрачное ценообразование.
Для клиента такой подход означает:
- Экономию. Перевозка обходится дешевле, так как нет никаких скрытых сборов — отправитель платит только за место в транспорте. Чем эффективнее и быстрее происходит загрузка и доставка, тем выше скорость потока. Владелец груза снижает издержки, связанные с хранением и складской обработкой, и экономит на всей цепи поставок.
- Качественный сервис. Цифровизация позволяет упростить организацию перевозки, сделать ее эффективной и удобной как для грузовладельца, так и для других участников процесса.
- Гарантии безопасности. Сохранение модели классической транспортно-экспедиторской компании влечет юридическую и страховую ответственность организатора.
Таким образом, концепция шеринга, усиленная саморегулированием, позволяет сформировать свободный рынок с честными и справедливыми ценами. Из системы исчезают лишние звенья, съедающие часть дохода.
Логистика становится более дешевой, гибкой, быстрой и прозрачной, которая выгодна не только отправителям, но и рынку в целом — а это и есть тот результат, к которому ведет цифровизация.