статья
логистика

Sharing economy в логистике: как новая модель помогает экономить перевозчику и отправителю

Артем Марчук, генеральный директор логистической компании «Точка-Точка»

Sharing economy в логистике: как новая модель помогает экономить отправителю и зарабатывать перевозчику.

В мире, где мобильный телефон может мгновенно соединить двух людей на разных концах Земли, шеринговая экономика – одна из самых перспективных экономических моделей. Рынок совместного потребления быстро растет: по данным Digital Supply Chain, к 2025 году его объем достигнет $335 млрд. Такая модель охватывает все сферы жизни: от сдачи в аренду жилья до каршеринга и фудшеринга.

Модель совместного потребления несколько лет назад полностью перестроила рынок пассажирских перевозок и гостиничную индустрию. Uber и Airbnb доказали, что концепция шеринга ведет к обоюдной выгоде как потребителей, так и владельцев ресурса.

Первыми модель примерили на себя самые мобильные и гибкие сферы бизнеса. Но постепенно форматы совместного использования ресурсов начинают проникать в сегменты с более “тяжеловесной” инфраструктурой, например, в транспортную логистику. Эта отрасль имеет все перспективы перестроиться на новый тип работы, если транспортные компании возьмут на себя роль драйверов реформы и направят свои активы на использование плюсов шеринга.

Зачем нужно совместное использование ресурсов в логистике

Шеринг в логистике справляется сразу с несколькими проблемами: логистические компании снижают расходы на транспорт, складскую инфраструктуру и штат сотрудников, экономят время и решают вопрос экономической эффективности.

Заказчикам это помогает повышать скорость доставки товаров и получать лучший сервис за меньшие деньги. Шеринговая экономика выгодна даже конечному потребителю. Производитель всегда включает затраты на логистику в стоимость товара, а эта сумма может достигать 40% от его цены.

Как шеринг помогает экономить и зарабатывать: бизнес-модели.

На сегодняшний день существует несколько схем использования шеринга в логистике: сдача собственных активов в аренду, когда компания сама является непосредственным участником, а также предоставление ресурсов для развития форм совместного использования.

Большинство из них успешно применяются на Западе, а некоторые постепенно ассимилируются в российской отрасли. Рассмотрим эти схемы подробнее.

Принцип «молоковоза»

Изначально такую схему в процессе доставки начали применять производители молока. Принцип «молоковоза» (milkrun) заключается в организации потока материалов таким образом, что транспортное средство проезжает через множество пунктов доставки и на каждом забирает и выгружает груз. Это позволяет компании решать проблему оперативной транспортировки товаров со складов в многочисленные магазины сети. Например, схемой “молоковоза”пользуется Leroy Merlin.

Milkrun можно назвать “шерингом маршрута”. Хотя фактически речь идет о транспорте и эффективности его использования, когда он движется по графику.


Полноценный шеринг складских площадей.

Идея совместного складирования уже применяется в логистике, но не приносит ожидаемого результата. Текущая система страдает от недостатка гибкости: клиенту выделяется фиксированная площадь на определенное время, но фактическое использование пространства никак не учитывается. Вы можете арендовать место на складе на шесть месяцев или на год, но при этом пользоваться только половиной площади и все равно заплатить фиксированную сумму.

Полноценный шеринг складских площадей предполагает распределение избыточной площади через цифровую платформу, которая в режиме онлайн показывает общее количество свободного места. Система оплаты в этом случае должна быть максимально гибкой - pay-per-use или за фактическое использование пространства.

Совместное использование транспорта.

Сдача простаивающих автомобилей в аренду оптимизирует расходы транспортных компаний и открывает новый приток финансов. Причем платформа по обмену может работать как в b2b, так и в b2c-формате, предлагая обычным пользователям аренду малотоннажных и среднетоннажных транспортных средств.

Помимо проблемы простаивающих ТС, совместное использование может справиться с  еще одной большой трудностью транспортных компаний — полупустым транспортом. Исследовательское подразделение DHL (DHL Trend Research) приводит данные о том, что в Европе и США из четырех автомобилей, следующих из точки А в точку Б, как минимум один будет ехать “вхолостую”.

На российском рынке грузоперевозок работает примерно 3,5 млн грузовиков. При этом автопарк среднестатистической транспортной компании загружен только на 70% на прямом маршруте, на обратном - 40%. Остальные машины простаивают или вынуждены совершать «холостые» рейсы.

В основе рассматриваемой модели, как и в основе большинства шеринговых схем, лежит использование системы открытого бронирования, которая позволяет организовывать обмен данными между транспортными компаниями и грузоотправителями в режиме реального времени. Использование платформы позволяет увеличить загрузку транспорта, уменьшить “холостой” пробег, ускорить доставку и упростить схему связи между отправителем и перевозчиком. Такой подход устанавливает новые стандарты прозрачности и доступности логистического сервиса.

В нашей компании этот принцип полностью реализован, но мы берем на себя все вопросы приема заказа и его отгрузки, играя двойную роль: становясь перевозчиком для отправителя и, наоборот, отправителем для перевозчика. Это помогает снизить риски прямого взаимодействия между участниками и обеспечить безопасность сделки.

Консолидация груза в паллету и партию.

Речь идет о сборном грузе, когда в одну партию попадают заказы разных отправителей, и она перевозится в одном транспортном средстве.

Сейчас логистические компании предлагают эту схему, в основном руководствуясь интересами “поставщика” услуги. Например, у вас есть грузовик. Вы собираете заказы, перевозка которых стоит дешевле, чем отправка в забронированном под вас целиком транспортном средстве. Но это не совсем шеринг, поскольку в данном случае грузовик не является ресурсом,  который отправители делят между собой. Если отправка 1 коробки стоит 100 рублей, то это всегда 100 рублей вне зависимости от того, в какой партии поедет эта коробка. Стоимость покрывает риски “поставщика” от неполной загрузки машины.

Покупатели же заинтересованы сдать 1 коробку и перевезти ее, скажем, за 5 рублей, так как она поедет в партии 10 тонн. Такая партия позволит полностью загрузить транспортное средство, а стоимость перевозки  разделится между всеми отправителями. Так вы получаете экономию на “опте”.

Консолидация отправления в паллету как единицу унифицированного объема, а паллет — в партию с пересчетом стоимости за 1 кг позволяет  компании  полностью реализовывать схему, при которой происходит шеринг ресурса перевозчика, то есть транспортного средства, которое идет по маршруту. Так работает наша компания, и именно эта схема помогает отправлять товары за 1 рубль.

Аренда персонала.

Мы живем в век робототехники и IoT-технологий, но, к счастью, автоматизация все еще не лишила людей работы. В логистике, как и в других отраслях, сохраняется ряд операций, справиться с которыми может только человек, и именно в таких ресурсах остро нуждаются многие транспортные компании.

Крупные логистические операторы могут предоставлять в совместное пользование квалифицированный персонал. Такой шеринг особенно актуален в b2c-сегменте для осуществления доставки последней мили. Эта идея постепенно приживается как на Западе, так и в России: примером успешных стартапов по реализации crowd deliverers служат американский Postmates и наш Bringo.

Складское хранение в городском пространстве.

Повсеместная урбанизация сузила городское пространство до минимума. Расположить шоу-рум или даже небольшой склад в черте мегаполиса сегодня — трудная задача.

Концепция складского шеринга в городе предполагает свободную аренду частных площадей под нужды как обычных пользователей, так и ритейлеров. Монетизация неиспользуемого городского пространства — гаража, подсобного помещения, пустующей квартиры — выгодна всем участникам процесса. Это один из способов построить цепочку взаимодействия, в которой потребитель учится более эффективно использовать личные активы, а продавец расширяет физическое присутствие в городе и получает возможность быстро обрабатывать и доставлять заказы.

Логистика в этом случае уже обеспечивает скорость и гибкость процесса между всеми участниками, предлагая им транспортные услуги.

Рыночный механизм.

Добавив к модели шеринга саморегулирование, мы получаем свободный рынок с балансом спроса и предложения, на котором пользователь может выбрать из множества конкурирующих предложений, взяв за основу собственные критерии принятия решения, например, цену и сроки.

Свободная конкуренция играет роль катализатора, обеспечивающего жизнеспособность модели. Где-то это свободный рынок, который регулируется сам (Airbnb), где-то требуется модератор (Uber), но конкуренция поставщиков всегда придает импульс к развитию прямого диалога с пользователями.

Для нас катализатором является конкуренция перевозчиков за груз, который дает им возможность заработать. Отправителю же такая ситуация позволяет снизить затраты на перевозку.

Актуальными в связи с этим становятся вопросы не только доверия, но и безопасности сделки. Но их можно решить, например, страхованием всех операций.

Шеринг – ключ к эффективности.

Аренда вещей и услуг — отправная точка, с которой началось развитие шеринговой экономики. Самыми востребованными объектами совместного использования по-прежнему остаются дорогостоящие вещи: машины, недвижимость, предметы роскоши.

Но если модель шеринга успешно работает, например, со свадебными платьями, почему бы не применить ее в других сферах? На Западе как грибы после дождя растут стартапы, предлагающие шеринг всего: лос-анджелесский стартап Joymode сдает в аренду наборы для похода, а голландский Peerby коннектит вас с владельцами необходимых вещей, живущими буквально по соседству.

Логистика здесь играет роль проводника: хранение вещей для аренды и их своевременная доставка пользователям. Но логистические компании и сами могут предлагать в аренду собственную курьерскую сеть и складские мощности, включая технику и персонал.

Таким образом, экономика совместного использования ресурсов — это, прежде всего, эффективность, к которой всегда стремятся все участники процесса. Но к этому добавляется еще и прозрачность или, если хотите, честность, без которой невозможно обеспечить функционирование шеринговой экономики.