Правила перевозки грузов автомобильным транспортом: общие нормы безопасности для транспортировки
Транспортные предприятия постепенно адаптируются к новым условиям работы, касающимся политико-экономической ситуации, закрытых границ. По данным Росстата, объем автоперевозок в России по итогам последних восьми месяцев 2022 года снизился всего лишь на 0,8% и составил 5,1 млрд тонн. Статистика показывает, что несмотря на разнокалиберные ограничения, фуры, прицепы и полуприцепы остаются одним из самых действенных инструментов для организации транзита практически любых товарно-материальных ценностей.
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом за крайний отчетный период практически не изменились. Регламенты проведения погрузочно-разгрузочных работ, общее техническое состояние машин, квалификация водителей и экспедиторов — стандарты по-прежнему касаются всего, что связано с соответствующей отраслью современной логистики. Правительство не делает никаких послаблений, так что сотрудники профильных предприятий должны опасаться проверок, регулярно перечитывая необходимые нормативные и правовые акты. В противном случае появляется риск попадания под полноценную административную ответственность.
Особенности автомобильных грузоперевозок
Фура — это самый популярный инструмент, способный относительно быстро и безопасности доставить определенный объем товарно-материальных ценностей по предварительно разработанному маршруту. Ключевых нюансов у процесса взаимодействия с прицепами и полуприцепами несколько:
- Степень соответствия продукции применяемому транспортному средству. Возможность закрепления коробок или контейнеров в кабине, наличие опознавательных знаков, присутствие исправных световых сигналов и пр.
- Соблюдение скоростного режима. На территории разных регионов Российской Федерации (и любой другой страны) действуют свои ограничения, допускающие перемещение подобных ТС со скоростью в районе 60 км/ч.
- Пакет необходимых документов. Накладная в трех экземплярах, путевой лист, водительское удостоверение, бумаги на машину — бланков по-настоящему много, и все они регулярно подвергаются разным проверкам.
- Разрешение на проезд по некоторым дорогам в конкретное время суток. Получать его нужно заранее, в органах местной администрации (сегодня оформить сертификат можно в дистанционном режиме).
В общем, важных аспектов хватает, но несмотря на все трудности автоперевозки продолжают устанавливать рекорды на пальме первенства, обгоняя железнодорожные подвижные составы, морские танкеры и даже самолеты.
Как правильно перевозить груз — преимущества автомобильного транзита
Степень востребованности фур и тягачей обусловлена многочисленными эксплуатационными достоинствами. Дело в том, что современные транспортные средства можно применять как на небольших междугородних маршрутах, так и в рамках полноформатной внешнеэкономической торговой деятельности. Машины одинаково хорошо показывают себя в любых условиях (за исключением, наверное, отрасли сверхскоростной доставки, традиционно оставляемой за воздушными судами).
Универсальность
В классический грузовой автомобиль можно поместить буквально все что угодно: от огромной массы песка до клеток с попугаями. Рынок заполнен всевозможными моделями ТС, предназначенными для решения как широкого, так и узкого спектра задач.
Обыкновенная «Газель» способна переправлять габаритные паллеты с мелким товаром, специализированное электротехническое оборудование и даже людей. Чуть более продвинутые рефрижераторы с легкостью работают с пищевой продукцией и объектами, нуждающимися в организации особых климатических условий.
Скорость
Конечно, действующие на территории всех крупных стран правила транспортировки грузов автомобилями выставляют достаточно строгие требования в плане применяемых водителями скоростных режимов. Однако временной промежуток доставки получается сократить за счет всевозможных логистических приемов и оптимальных экспедиторских решений.
Например, процесс произведения погрузочно-разгрузочных операций в случае с классическими фурами, тягачами, прицепами и полуприцепами, выполняется в максимально ускоренном темпе. Отправить в кабину машины несколько десятков паллет намного проще, чем запаковать, скажем, железнодорожный подвижной состав.
Экономичность
Современные транспортные компании (такие, как «Точка-Точка») в целях экономии прибегают к сборным грузоперевозкам. Негабаритные грузы от разных отправителей сначала аккумулируются на том или ином складе, а затем подвергаются транзиту в составе одной партии.
В результате владельцы товарно-материальных ценностей получают возможность для существенного снижения трат. Им не приходится работать с отдельными автомобилями — сборные перевозки подходят для решения огромного количества коммерческих задач. Причем большая часть операций (связанных, например, с распределением ТМЦ по автопоездам) реализуется посредством высококлассного программного обеспечения, исключающего риск всевозможных ошибок.
Мобильность
Несмотря на достаточно строгий набор правил перевозок грузовым транспортом, машины были и остаются одним из самых удобных инструментов в логистическом и экспедиционном плане. Фуры и тягачи прибудут на любую локацию, снабженную хотя бы среднестатистической дорожной инфраструктурой. Если морское сообщение организуется в рамках давно проработанных и доказавших эффективность маршрутов, то в случае с ТС для фантазии и квалификации экспертов ограничений нет.
Кроме того, специалисты получают возможность для предоставления предельно комфортного сервиса — транзита до двери. Конечно, за соответствующие операции заказчикам приходится доплачивать, но объем сумм с уровнем удобства не сопоставим.
Возможность контроля
Практически каждое современное транспортное средство оснащено продвинутой системой интеллектуальной навигации. Специализированное программное обеспечение открывает доступ к многочисленным модулям мониторинга — знакомиться с точным местоположением товарно-материальных ценностей могут не только логисты и экспедиторы, но и непосредственные грузоотправители. Все данные передаются в режиме реального времени, с минимальными задержками.
Особую важность данная характеристика имеет для бизнеса. Хороший предприниматель всегда держит под рукой огромное количество статистических выкладок. Если что-то пойдет не так — владелец проекта быстро отыщет решение проблемы, например, подыскав временную замену застрявшим в пути продуктам.
Правила грузовых перевозок машинами — основные риски
Впрочем, у современных автоперевозок есть и свои недостатки. Опытные сотрудники логистической отрасли о них, конечно же, знают, и всегда стараются найти возможность для нивелирования последствий всевозможных эксцессов. В большинстве ситуаций специалисты опасаются следующих, предельно неприятных и создающих дополнительные трудности событий:
- Ошибки, связанные с оформлением документов. При прохождении таможенного и пограничного контроля партия подвергается тщательным проверкам, в том числе и бумажно-бюрократического формата. Любые неприятности влекут за собой серьезные экономические последствия.
- Недостаточный уровень компетенций водителя. Человек, садящийся за руль большегруза, должен обладать невероятным опытом обращения именно с таким классом транспортных средств. В противном случае он с легкостью попадет в аварию или нарушит целую гору правил.
- Простои на таможнях. Иногда сотрудники государственных служб, охраняющие границу от нарушителей и контрабандистов, проявляют излишне значительное рвение. Тогда вся партия поступает на длительную и незапланированную стоянку, что чревато денежными потерями.
Всех перечисленных неприятностей можно избежать — слежением за процессом оформления документов или наймом исключительно надежных и максимально квалифицированных водителей.
Организация автоперевозок от одного пункта до другого
Современные фуры, тягачи, прицепы и полуприцепы принимают самое активное участие в рамках внешнеэкономической торговой деятельности. Конечно, по внутренним дорогам страны катается немалое количество машин, но самые габаритные транспортные средства практически всегда задействованы в рамках магистральных маршрутов.
Соответствующие операции всегда отличаются чрезвычайным уровнем сложности. Разные страны работают с уникальными нормативными и правовыми актами, касающимися ВЭД, и логистам приходится разбираться во всех тонкостях многочисленных документов. Впрочем, специалистов спасают системы электронного документооборота и модули профессионального программного обеспечения.
Грамотное оформление сопроводительных бумаг
Общие правила и нормы перевозок грузов автомобильным транспортом действуют в любом государстве. Причем каждая держава предпочитает эксплуатировать свои, оригинальные и эксклюзивные стандарты, подчиняться которым приходится, в том числе и иностранцам.
Водителя, попавшего на границу в качестве экспедитора, пребывающего за рулем фуры или автопоезда, в обязательном порядке подвергают разнообразным проверкам. На руках у эксперта должны находиться целые наборы бумаг:
- общегражданский и заграничный паспорт;
- водительское удостоверение международного формата;
- надлежащий полис медицинского страхования;
- командировочное свидетельство;
- специализированное разрешение на транспорт и пр.
В отдельном порядке инспектируется груз — на него также оформляют отдельные бланки, декларации и сертификаты безопасности. Любая бюрократическая ошибка превращается в невероятную проблему, влекущую за собой внушительные финансовые потери. Избежать неприятностей получается только путем привлечения опытных юристов, следящих за процессом оформления разнообразных документов.
Соответствие параметров автомобиля ограничениям по весу и габаритам
На территории каждой страны действуют свои регламенты, касающиеся конфигурации перемещающихся по дорогам транспортных средств. Вводятся они в целях слежения за качественным состоянием асфальтовых покрытий — чем тяжелее машина, тем сильнее она разбивает материал, оказывая большое давление на полотно во время движения. За соблюдением всех сопутствующих правил следят сотрудники пограничных служб. Таможни оборудуются специализированными установками, позволяющими измерять тоннажи ТС с предельной точностью.
За нарушение регламентов приходится платить исключительно в том случае, если перевес не носит критического характера. Чрезмерно нагруженные автомобили до дорог государства-эмитента правил допущено не будет. Логистам придется решать целый набор проблем, связанных с отправкой дополнительных фур и тягачей, оснащенных подходящими прицепными блоками. Соответственно, специалисты потратят лишние деньги на выплату неустойки, подведя грузоотправителя в плане сроков.
Состояние дорожных покрытий
Правила транспортных перевозок грузов носят не только бюрократический, но и исключительно прикладной характер. Дело в том, что требования, связанные с габаритами и весом ТС, могут сыграть с не слишком опытными представителями экспедиционных достаточно злую шутку. Даже если определенная машина проходит через контроль и инспекцию, никто не отменяет риск ее попадания в условия практически полного бездорожья. Большегрузы должны передвигаться только по качественным дорогам — в противном случае эксцессы неизбежны.
Вообще, маршрут каждого рейса прорабатывается максимально предметно. Эксперты изучают не только состояние дорог на всем протяжении пути, но и, например, криминогенную обстановку, статистику аварийности, число придорожных трейлерных парков, подходящих для организации отдыха водителей и пр. Каждый фактор играет свою, чрезвычайно важную роль. Именно в таком порядке работают сотрудники логистического отдела транспортной компании «Точка-Точка».
Требования и правила безопасности при перевозке грузов автомобилями
Предприятие, отвечающее за реализацию грузоперевозок, обязано избегать абсолютно всех ситуаций, способных повлечь за собой порчу товарно-материальных ценностей, а также случаев причинения вреда жизни и здоровью людей. Для того чтобы исключить всевозможные проблемы, специалисты действуют в строгом соответствии с регламентами, касающимися:
- алгоритмов выполнения погрузочных и разгрузочных операций;
- методов и видов проверки технического состояния транспортных средств;
- способов инспекции компетенций водителей и пр.
Отдельное внимание всегда уделяется процедурам, связанным с размещением ТМЦ внутри кузовов машин. Паллеты, контейнеры, решетки, коробки и цистерны должны быть зафиксированы разными строповочными материалами — цепями, веревками или ремнями. Человек, пребывающий за рулем, обязан соблюдать все правила дорожного движения, следить за скоростным режимом и вовремя устранять разные поломки автомобиля.
Документы, регламентирующие перевозку грузов автотранспортом
Процедура отправки товарно-материальных ценностей (внутри одной страны или в формате внешнеэкономической торговой деятельности) всегда связана с операциями по оформлению разнокалиберных бумаг. Например, для того чтобы осуществить транзит той или иной продукции через государственную границу, потребуются:
- международная транспортная накладная в трех экземплярах;
- счет-фактура, прописанная относительно имеющихся ТМЦ;
- упаковочный лист, подтверждающий факт проведения погрузки;
- сертификат происхождения, удостоверяющий легальность товара;
- транзитные и экспортные декларации, T1 и EX1 соответственно;
- постановление (дозволение) на въезд автопоезда на территорию другой державы;
- книжка МДП, таможенное гарантийное обеспечение.
На разработку всей представленной документации уходит огромное количество времени, причем все мероприятия реализуются исключительно под надзором со стороны опытных юристов. В противном случае ошибок не избежать, и каждый эксцесс превратится в существенные финансовые потери. Поэтому предприниматели предпочитают работать исключительно с надежными и проверенными перевозчиками, дающими своим клиентам целые комплексы гарантий.
Подведем итоги
Правила перевозки (транспортировки) грузов автомобилями — это целые наборы нормативных и правовых актов, действующих на территории разных стран. У каждого государства они, конечно же, свои, так что логистам и экспедиторам из отрасли ВЭД приходится регулярно подкреплять свои компетенции. В случае с внутригосударственными маршрутами дела, конечно же, обстоят намного проще. Однако даже в России отыщется с десяток профильных законов, за факт несоблюдения которых компания понесет серьезную административную ответственность (со штрафными санкциями и прочими неприятными моментами).