Перевозка опасных грузов по ДОПОГ: штрафы за грузоперевозку без разрешения и сколько классов оно предусматривает
Международное соглашение, принятое ООН, устанавливает общие правила транспортировки различных видов товара, представляющих потенциальную опасность. В соответствии с требованиями данного положения была сформирована общая классификация веществ, обязательным условием при работе с которыми выступает соблюдение базовых мер предосторожности, сводящих к минимуму вероятность возникновения негативных последствий. В российской логистической практике аналогичная деятельность регламентируется правительственным постановлением №2200, утвержденным в декабре 2020 года. Перевозка каких классов опасных грузов запрещена согласно ДОПОГ, сколько газовых баллонов с кислородом, пропаном или ГСМ можно провозить автомобильным транспортом без разрешения, и какие штрафы предусмотрены за нарушение действующих нормативов? Давайте разбираться.
Общее представление
Транспортный регламент уделяет особое внимание веществам и предметам, свойства которых несут угрозу для человеческой жизни и здоровья, экологической обстановки и окружающей среды, а также различного рода материальных объектов. В перечень входят разные виды топлива и кислот, лакокрасочные материалы и растворители, химикаты и медицинские препараты — общее количество наименований, утвержденных европейским и международным сообществом, насчитывает около трех с половиной тысяч.
Очевидно, что ДОПОГ на дорожные перевозки опасных грузов — это в первую очередь такой норматив, задачей которого выступает профилактика возможных негативных последствий. Сам по себе факт существования потенциального риска еще не означает, что он обязательно воплотится в жизнь в виде условного пожара, взрыва, распространения токсичных отходов или радиации. Однако при совпадении определенных факторов, обусловленном игнорированием мер безопасности, вероятность подобного исхода может заметно возрасти.
Базовые требования
Перечень правил и условий определяется исходя из специфики конкретного наименования и его принадлежности к той или иной группе, определенной действующей классификацией. Каждому типу веществ, представляющих угрозу, присваивается специальный UN идентификатор, который указывается в документах и может быть сверен с содержанием Приложения А к основному регламенту. С помощью данного номера можно быстро выяснить, каким именно образом должны выглядеть упаковка опасных грузов и знаки опасности согласно категориям ДОПОГ, как правильно выполняется погрузка, разгрузка и перевозка, исходя из каких критериев и соображений безопасности подбирается ТС и пр.
Классификация
Всего выделяют девять основных классов.
Взрывчатые вещества и изделия
Здесь идет о составах, потенциально способных вступить в химическую реакцию, сопровождающуюся повышенным давлением и критическим ростом температуры, результатом которой становится выделение газов и нанесение ущерба объектам, находящимся в окружении. В перечень попадают пиротехника и взрывчатка, а также составные компоненты, необходимые для их изготовления. Сюда же входят и различные изделия — порох, патроны, петарды и так далее. В целях безопасности перевозки допускается использование специальных средств — флегматизаторов, эффект взаимодействия с которыми снижает «чувствительность» взрывчатых веществ.
Газы
Категория, охватывающая все виды чистых и смешанных газообразных субстанций, а также содержащих их искусственных объектов. Внутренняя классификация позволяет выделить сжатую, сжиженную, растворенную и охлажденную формы. Класс также включает в себя химические продукты, которые находятся под вытесняющим давлением, и адсорбированные газовые компоненты — от сжатого воздуха до сероводорода.
Легковоспламеняющиеся жидкости
К следующей группе относятся продукты, легко поддающиеся возгоранию. Ключевыми критериями здесь выступают температура вспышки (до 60°C), особенности агрегатного состояния при перевозке и подверженность внешнему воздействию. В качестве характерных примеров можно привести бензин, нефть, спирт и так далее. Стоит отметить, что без принятия специальных мер безопасности не разрешается транспортировка жидкостных объемов, характеризующихся химической неустойчивостью, а также сочетаний, подверженных быстрому окислению с последующим выделением пероксида — при условии содержания последнего относительно доли водорода более 0,3%.
Легковоспламеняющиеся твердые вещества и материалы
В данном случае речь идет как о чистых исходных компонентах, так и изделиях, создаваемых с их помощью, для которых характерно моментальное возгорание (даже при непродолжительном контакте с источником зажигания) и выделение токсичных продуктов. Кроме того, учитываются самореактивные (обладающие способностью запускать активный цикл экзотермического разложения без воздуха) и полимеризующиеся (подвергаемые реакции без надлежащей стабилизации), а также твердые десенсибилизированные взрывчатые объекты различных форм.
Окисляющие вещества и органические пероксиды
В первую группу входят составы, которые изначально могут и не являться горючими, однако при этом способны провоцировать и поддерживать процесс горения других материалов. Примером могут служить перекись водорода, смешанная с надуксусной кислотой, или эмульсия нитрата аммония.
Второй подкласс объединяет соединения, изначально склонные к экзотермическому разложению в обычных или повышенных температурных условиях, а также выделяющие вредные газы и пары на фоне механического воздействия или вступления в контакт с различными примесями. Обязательным условием перевозки подобных грузов по ДОПОГ является десенсибилизация, предотвращающая достижение опасной степени концентрации даже в тех случаях, когда происходит непредвиденная утечка пероксида.
Токсичные и инфекционные вещества
Следующий класс — материалы, определенно или предположительно способные нанести вред человеческому здоровью при разовом или кратковременном контакте, в том числе — в минимальных объемах. Повышенным содержанием токсинов характеризуются ртуть в жидком виде, мышьяк, твердый фенол и так далее. Что касается инфекций, то здесь речь идет о вероятности наличия в составах, газах или объектах патогенных микроорганизмов, провоцирующих развитие заболеваний у людей и животных. Сюда, помимо прочего, входят отходы клинической деятельности и биологические препараты.
Радиоактивные компоненты
Любой материал, характеризующийся наличием радионуклидов и показателем полной активности более 0.002 мкн/г, подпадает под специальные правила транспортировки. Подобные опасные грузы перевозят в ограниченных количествах и с обязательным использованием специализированной тары, обладающей изоляционными свойствами, снижающими ионизирующее излучение и предотвращающими активное проникновение радиации в окружающую среду.
Коррозионные вещества
Составы, химические свойства которых оказывают разрушительное воздействие на структуру эпителиальной ткани при прямом контакте, а также могут спровоцировать образование дефектов на искусственных поверхностях. Распространенные примеры — щелочь, раствор брома, серная и азотная кислота, промышленная ртуть и так далее.
Прочее
Категория, которая включает в себя все, что по каким-либо причинам не вошло ни в один из предыдущих классов. Сюда относятся: спасательные средства; сухой лед и литиевые батареи; изделия, выделяющие диоксины при горении; загрязнители и ГМО и пр.
Маркировка тары и обозначение ТС
Любой автомобиль должен получить официальный допуск к специфической грузоперевозке. Свидетельство выдается после проведения осмотра общего состояния, а также проверки соответствия стандартам безопасности, определяемым исходя из специфики груза. Продолжительность действия документа — не более года. Стоит отметить, что для российского транспорта, задействованного в подобных логистических операциях, обязательным условием выступает наличие на борту спутникового навигатора ГЛОНАСС — в соответствии с Приказом Минтранспорта №285 от 2012 г.
Согласно действующим требованиям, визуальное обозначение, указывающее на опасность транспортируемых веществ или объектов, должно быть заметным и понятным для других участников дорожного движения. Для этого применяются таблички из прочного материала ярко-оранжевого цвета, выдерживающие негативное влияние атмосферной среды, и сохраняющие разборчивость надписей даже при горении на протяжении четверти часа. В нижней части размещается идентификационный номер, в верхней — двух- или трехзначный цифровой код, указывающий тип содержимого в соответствии с классификацией. Помимо табличных обозначений — в тех случаях, когда знак опасности на контейнере или цистерне считается плохо различимым — на транспортном средстве также должно быть размещено информационное табло, имеющее ромбовидную форму, на которое наносится символ или номер класса.
Упаковка
Что касается наружной тары, то здесь маркировка предусматривает наличие:
- Номерной таблички и отгрузочного наименования.
- Идентификационного знака, соответствующего основной или вторичной группе.
- Маркера, указывающего на угрозу для окружающей среды.
- Если речь идет о комбинированном варианте, жидком составе или криогенном сосуде — обязательным условием является нанесение стрелок, показывающих правильное положение.
Документальное оформление перевозок по РФ
В транспортной документации должны присутствовать следующие сведения:
- Номер UN и техническое название.
- Код знака опасности и группа упаковки.
- Общее количество по каждой пронумерованной позиции.
- При наличии — данные о проездных ограничениях.
На случай экстренных ситуаций также формируются письменные инструкции, содержащие подробный алгоритм действий для водителя. Обязательные условия — разрешение с согласованным маршрутом, а также свидетельство допуска и подготовки ответственного сотрудника, соответствующие стандартам. В отдельных ситуациях может потребоваться паспорт или сертификат контроля.
Предварительная подготовка
По прибытии автомобиля проверяется наличие допуска, отсутствие повреждений и соответствие заявленным требованиям. Ответственность в первую очередь возлагается на отправителя, однако водители также должны уделить внимание соблюдению базовых стандартов безопасности — в частности, наличию маркировки и корректному заполнению документации.
Погрузка
Работы выполняются с учетом инструкций, существующих для каждого класса и наименования вещества или изделия, представляющего потенциальную опасность. Регламент детально прописан в содержании ДОПОГ. Исключаются любые формы резкого механического воздействия, отсутствие надлежащей фиксации или максимальное заполнение цистерн, при котором возможно образование утечки на фоне расширения жидкости.
В ходе погрузочного этапа двигатель автомобиля должен оставаться выключенным (исключая ситуации, когда он применяется для обеспечения работы насосного и иного оборудования). Не допускается курение и прием пищи, а также использование обогревательных приборов топливного типа. В случае с комбинированными отгрузками обязательно проведение проверки на предмет допустимости совместной транспортировки.
Требования особо оговаривают перечень запретов, включая в него все факторы, способные спровоцировать негативные последствия — начиная с превышения скоростного режима, заканчивая проездом через заповедники и зоны отдыха. Нюансы маршрута прорабатываются Ространснадзором, который также определяет необходимость дополнительного сопровождения.
Возможные исключения
Стандарты международного соглашения действуют не во всех случаях и, исходя из обстоятельств, могут быть отменены полностью или частично.
Когда не применяются нормативы ДОПОГ
В перечень особых ситуаций входят:
- Частная перевозка для розничной торговли или личного потребления.
- Транспортировка эксплуатационного оборудования, в котором присутствует опасное содержимое, обусловленное конструкцией.
- Организация грузоперевозок силами спасательных служб для выполнения профильных задач, включая срочные операции во время ЧС.
- Доставка газов в баллонах и топливных баках, спортивном инвентаре, пищевых продуктах, а также в различных видах оснащения и запасных частей (от огнетушителей до шин).
Ограниченные количества
В том случае, если предельное значение для внутренней тары, которое установлено для каждого вещества, не достигнуто, и масса брутто комбинированного груза составляет не более 30 кг — для перевозки не требуется специальное разрешение или согласование. Единственным требованием в этом случае остается нанесение соответствующего маркировочного знака. А если оценочный показатель, приведенный в официальном перечне (колонка 7а), равен нулю — возможность применения любых послаблений исключается полностью.
Освобожденные количества
Как и в предыдущем варианте, выполнение правил ДОПОГ не потребуется — достаточно присутствия идентификационного спецобозначения. При этом не снимаются требования в отношении соблюдения порядка подготовки, классификации упаковочной группы и исполнения стандартов.
Уточнить актуальные допуски можно с помощью порядкового раздела 7b, в котором проставлены коды, показывающие, что и в каких объемах может перевозиться. Как и в предыдущем случае, нулевое обозначение исключает применение положений, связанных с понятием освобожденного количества, тогда как для других позиций установлены следующие нормы:
Код | Нетто тары, max (г, мл) | |
Внутренняя | Наружная | |
E1 | 30 | 1 000 |
E2 | 30 | 500 |
E3 | 30 | 300 |
E4 | 1 | 1 |
E5 | 500 | 300 |
Количественные изъятия
Определить, применяется ли данное положение ДОПОГ, позволяет колонка 15, в которой приведено соотношение возможных веществ и транспортных типов. После этого остается только уточнить предельно допустимое количество с помощью раздела 1.1.3.6.3.
Категория | Лимит на единицу транспорта |
0 | 0 |
1 | 20 |
2 | 333 |
3 | 1000 |
4 | неограниченно |
Сборные грузоперевозки
Действующие нормы не ограничивают возможность транспортировки в одном грузовом контейнере. При этом важным аспектом становится соблюдение принципов безопасного соседства, исключающих вероятность негативного взаимодействия и отрицательных последствий. Проверка осуществляется с помощью специальных таблиц совместимости.
Штрафы за перевозку опасных грузов без ДОПОГ
Факт несоблюдения установленных правил является основанием для применения административных санкций, предусмотренных положениями КоАП. Штрафным взысканиям могут быть подвергнуты водители (до 2 500 рублей либо лишение прав сроком до полугода), сотрудники, отвечающие за организацию логистики (до 20 000), а также юридические лица (до 500 000). Кроме того, при выявлении несоответствия транспортное средство подлежит задержанию и помещению на специализированную стоянку, с последующим исполнением обязательных процессуальных мер.
Заключение
Стандарты ДОПОГ для дорожных перевозок опасных грузов призваны свести к минимуму вероятность возникновения критических чрезвычайных ситуаций, способных нанести ущерб человеческой жизни или окружающей среде. Соблюдение нормативов позволяет учесть основные нюансы и избежать ненужных рисков.