бизнес
перевозчику
отправителю
логистика

Спаси и перевези: оптимизация логистики как инструмент сделать грузоперевозки дешевле

Острая фаза эпидемии коронавируса пройдена: региональные и столичные власти приступили к постепенному снятию ограничений. Но говорить о том, что бизнес наконец сможет вздохнуть свободно, еще рано. Под данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, за нерабочий апрель российский бизнес потерял 3,7 трлн рублей, обороты предприятий упали на 21% по сравнению с предыдущим месяцем. 

Вернуть потерянную прибыль будет непросто: вместе с отменой ограничений на компании ложится новая финансовая нагрузка. C 1 июня всех сотрудников предстоит тестировать на Covid-19 каждые 15 дней, закупать маски, перчатки и антисептики. И если со средствами индивидуальной защиты вопрос еще можно решить путем вычета расходов на приобретение медицинских изделий из доходов перед уплатой налогов, то с тестами на коронавирус все не так однозначно. Вопрос внесения поправок в НК о возможности компенсировать стоимость тестов был представлен в Роспотребнадзор лишь в начале июня. А выполнять требования ведомства нужно уже сейчас

Главным способом выживания для малого и среднего бизнеса в таких условиях становится тотальное сокращение расходов и перекройка бизнес-процессов. Согласно исследованию EY, 93% компаний сократили постоянные, а 80% — капитальные расходы не менее, чем на 20% по сравнению с докризисным периодом. 

Одним из эффективных направлений оптимизации трат может быть логистика. Цепи поставок меняются под давлением обстоятельств. Нарушенное транспортное сообщение, хаотичное ценообразование и активное внедрение логистами  IT-инструментов заставляют по-новому взглянуть на привычные бизнес-процессы . О том, как эффективно использовать эти изменения и с помощью оптимизации логистики сократить операционные расходы компании, рассказывает генеральный директор “Точка-Точка” Артем Марчук.

 

6 шагов к перезагрузке логистики чтобы сделать дешевые грузоперевозки

В опросе, посвященном актуальным мерам оптимизации затрат, EY предлагает “дорожную карту” по управлению издержками в “новом мире”. Карта включает три этапа действий: немедленные меры (0-3 месяца), перезагрузка (3-12 месяцев), адаптация к новой реальности (1+ лет). Мы предлагаем рассмотреть комплекс самых актуальных мер на ближайший год через призму оптимизации логистики. 

 

  • Сокращение удельных операционных затрат – меньшие объемы за меньшую стоимость 

 

Как?  Перейти на сборные грузоперевозки или использовать новые форматы.  

Вместо FTL-перевозок, которым неизбежно сопутствует увеличенный квант отгрузки, жесткие сроки и условия фрахта, на первый план выходят гибкость, возможность эффективно заполнять транспортное средство, группировать отправки на взаимовыгодных условиях маленькими партиями, снижая издержки на единицу перевозимого груза. Этого можно добиться двумя путями: перейти на LTL или использовать новые логистические модели. 

  • Оптимизация ассортимента

Как? Вовлечение запасов. Отправляя товар небольшими партиями, компания наращивает скорость потока. Груз не копится на складе в ожидании, пока объем продукции окажется достаточным для фрахта адекватного по провозной мощности и стоимости транспортного средства. Чем быстрее отправляется товар, тем выше оборачиваемость запасов. Складские и операционные издержки снижаются, а эффективность использования инфраструктуры, напротив, растет. 

  • Аутсорсинг non-core функций

Как? Использовать возможности 3PL-операторов. Еще в “докризисные” времена передача логистики на аутсоринг позволяла экономить в среднем от 20 до 35%. В стрессовый для бизнеса период передача складирования и доставки оператору позволит концентрироваться на основных процессах и экономить не только деньги, но и время. 

Еще один положительный эффект аутсорсинга — возможность безопасного расширения географии и тестирования новых сегментов. Вместо рискованного инвестирования в полноценный филиал, компания использует инфраструктуру и активы 3PL-оператора. Это позволяет точечно планировать расходы, оплачивая ответственное хранение пары единиц паллет вместо аренды целого склада с персоналом и оборудованием. 

  • Работа с поставщиками услуг

 

Как? Вести переговоры, искать транспортные компании и перевозчиков с более низкой ставкой. Сокращение грузооборота больно ударило по карману логистов. По данным Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, интенсивность использования транспорта в логистических компаниях упала на 15%, а выручка некоторых перевозчиков снизилась более чем в два раза (опрос EY). Убытки и простаивающий транспорт ставят перевозчиков перед необходимостью временного демпинга, и бизнес может этим воспользоваться. Кризис — не время для сантиментов. Пришла пора сделать ревизию старым контрактам и подходам. 

Кроме того:

  • Совместное использование активов

Как? Развивать партнерские программы, искать пути коллабораций и переходить на sharing logistic. Период строгих ограничений отметился большим количеством партнерских программ. DPD и «Делимобиль», Почта России и “Авито”, снова Почта России — и “М.Видео-Эльдорадо”. Коллаборации помогают компаниям активнее использовать собственную инфраструктуру, разрабатывать уникальные клиентские предложения, повышать скорость и качество доставки. 

Продолжением такой win-win стратегии является sharing logistic — совместное использование складских, транспортных активов и даже персонала. Причем, чем меньше компания, тем больше преимуществ может дать ей шеринг: от новых схем перевозок до безопасного расширения географии и тестирования “новых огородов”. 

  • Внедрение новых технологий

Как? Развивать доступные IT-сервисы: чат-боты, мобильные приложения. Цепи поставок “посткоронавирусной эпохи” уже не будут прежними. Пандемия форсировала быстрый переход на IT-инструменты, цифровизацию “узких мест” бизнеса и активное внедрение сервисов самообслуживания. Чат-боты, мобильные приложения оформления доставки “в один клик”, электронный документооборот — инструменты, внедрение которых не требует заоблачных инвестиций, но являются обязательным условием нового времени. 

Какой будет логистика “нового мира”

“Перезагрузка” логистических процессов — не только антикризисная мера, но и требование времени. Для глобального рынка Covid стал фактором, вышедшим за рамки очередного экономического стресса. Вирус изменил приоритеты и бизнес-паттерны, в том числе, в обеспечении цепочки поставок. В логистике обозначились новые тренды, которые будут “править балом” в ближайшие несколько лет. Это, в первую очередь:

  • стрессовое ценообразование, отсутствие четких правил игры среди участников рынка;
  • переориентация на внутренние перевозки, расширение географии доставки. Деятельность логистических операторов не ограничивается крупными агломерациями, развитие получает доставка в глубинку (например — крупные партнерские программы ритейлеров с Почтой России, позволяющие охватить даже труднодоступные населенные пункты);
  • переезд “в цифру”. Форсированное внедрение ЭДО, сервисов самообслуживания (самостоятельное оформление груза через приложения), цифровизация узких мест через ERP и RPA — трансформации подвергнется 50% всех бизнес процессов компаний.

 

Ввиду этих изменений перезагрузка логистики становится обязательным условием существования в “постковидном мире”. Внимание к трендам и адаптация к новой реальности важны как для малого бизнеса, принимающего на себя удар кризиса, так и для финансово стабильных компаний.