Недорогая логистика - пулинг и догруз: изучаем и сравниваем технологии
Пулинг и догруз: изучаем и сравниваем технологии
Коллаборации и совместные решения становятся бизнес-трендом. Логистика — не исключение. Убедившись, что старые способы не работают или не приносят нужного результата, компании обращаются к новым моделям, обещающим сокращение расходов и повышение сроков доставки за счет сотрудничества, пусть даже и с собственными конкурентами.
Пулинг — одно концептуальных решений, основанных на партнерстве. Схема сборной доставки грузов от разных поставщиков в одну точку дистрибуции была разработана французской компанией FM Logistic в начале нулевых и довольно долго проходила обкатку на европейском рынке логистики. В 2010 году пулинг впервые был анонсирован на российском рынке, но долго оставался исключительно зарубежным кейсом, плохо приживающимся на отечественной почве.
Пулингу понадобилось около 8 лет, чтобы из малопонятной технологии стать многообещающим трендом. В сентябре 2018 году схему пулинга запустила сеть “Магнит”. Это стало началом нового этапа развития модели в России: Экспертный совет ХХII Московского международного Логистического форума назвал технологию одним из главных трендов в логистике 2019-2020 года.
Как работает пулинг
Доставку товара в один и тот же магазин могут осуществлять разные транспортные компании. Например, производитель мыла сотрудничает с компанией А, а производитель молока - с компанией Б. Независимо от того, насколько большая партия мыла или молока поедет в магазин, производителю приходится бронировать целый грузовик. Получается, что в один и тот же магазин одновременно едут две полупустых машины: одна везет 2 паллеты мыла, другая - 2 паллеты молока.
Пулинг предлагает простое решение проблемы: объединить партии всех поставщиков одного магазина в один рейс. Вместо двух полупустых машин мы получаем одну, загруженную на 80-90%, особенно, если к производителям молока и мыла присоединится еще несколько поставщиков.
Сложность такого подхода — в организации контроля за процессом. Ни один производитель не согласится отдать даже часть процесса поставки под контроль конкурирующей компании. Необходимо участие третьей стороны, которая будет координировать процесс консолидации грузов и график поставок в магазин.
В пулинге такой третьей стороной являются склад консолидации и цифровая платформа. Платформа позволяет видеть расписание доставки, суммарное количество паллет, участвующих в доставке, и тариф на перевозку. Точкой консолидации выступает склад транспортной компании, откуда груз доставляется напрямую получателю, минуя промежуточные распределительные центры.
Первый и пока единственный пулингсервис в России — pooling.me. За почти год работы платформы к ней, помимо “Магнита”, подключились X5 Retail Group, “Ашан”, “Лента”, “Дикси” и отдельные поставщики — Johnson & Johnson, L’oreal, Beiersdorf и другие.
Преимущества технологии
Пулинг — схема, работающая по принципу win-win, при которой выгоду получают все участники процесса. Ритейлеры и FCMG-производители сокращают расходы на доставку (от 10 до 30%) и сроки доставки (в отличие от сборных грузоперевозок, товар едет сразу из склада транспортной компании в розничную сеть, минуя промежуточные точки). Грузополучатели добиваются быстрых и регулярных поставок товаров, параллельно разгружая склад. Чем меньше автомобилей приезжает на склад, тем ниже риск возникновения пробки, а сотрудникам склада не приходится проверять сопроводительную документацию и проводить приемку груза у каждого транспортного средства в отдельности.
Про транспортные компании стоит сказать отдельно. Одна из самых главных проблем рынка логистики — низкая утилизация инфраструктурных ресурсов. Средняя загрузка автопарка крупной логистической компании в среднем может составлять 50% от объема — налицо постоянный недогруз. Пулинг позволяет повысить эффективность плеча доставки и решить проблему полупустых грузовиков, из-за которых перевозка груза в итоге становится убыточной для перевозчика.
Еще одна проблема, которую решает пулинг — простой транспорта на разгрузке. Это обратная сторона низкой загруженности склада: на прием грузовика с партиями от нескольких поставщиков понадобится всего несколько часов, в отличие от привычной схемы, при которой водителям приходится сутками ждать разгрузки.
Наконец, технология помогает повысить объем перевозок. Транспортная компания получает поток заказов в одни и те же розничные сети с предсказуемым графиком.
Пулинг, догруз и сборные перевозки: единый принцип и разные подходы
Почему технология, “завезенная” в страну 10 лет назад, дала всходы только теперь? Причина — в усилении влияния sharing economy. В основе технологии, лежит принцип совместного использования ресурсов — в этом смысле пулинг схож с догрузом и совместными перевозками.
На первый взгляд, все схемы работают по одному принципу: в одном автомобиле перевозятся партии от нескольких поставщиков. Но есть и различия: у каждой из схем есть свои особенности, касающиеся:
1. Организации перевозки. При сборной доставке, прежде чем попасть в руки грузополучателя, товар проходит через несколько распределительных центров, из-за чего сроки доставки увеличиваются. При пулинге и догрузе есть только один центр консолидации, откуда товар направляется прямо к грузополучателю, поэтому лид-тайм здесь выше.
2. Ценообразования. В сборных перевозках вопрос стоимости лежит на стороне перевозчика. Например, он может заложить в тариф возможные расходы, которые понесет из-за неполной загрузки автомобиля. Пулинг и догруз предполагают “плоский” тариф, не зависящий от минимального объема отгрузки или экономических потребностей транспортной компании.
3. Требованиями к отправителю. Сборные перевозки и пулинг не подходят для перевозки небольшого объема груза. В первом случае это слишком дорого, во втором груз перевозится только паллетами, а значит отправить меньший объем товаров вы просто не можете. Догруз, наоборот, удобен для маленьких партий: легче спланировать маршрут для нескольких малогабаритных отправлений, чем искать машину для крупных или негабаритных поставок.
Оптимальным решением могла бы стать логистическая схема, при которой сильные стороны пулинга — цифровая поддержка и прозрачная тарификация, — сочетались бы с преимуществами догруза — скоростью и экономичностью. “Точка-Точка” предлагает именно такое решение: модель, объединяющую функциональные черты пулинга, догруза и сборных перевозок.
Мы предлагаем клиентам консолидацию груза в паллету. Такой подход позволяет уйти от границ минимального заказа: можно отправить большой груз, а можно - две небольших коробки. При этом цена на перевозку будет стабильно низкой, поскольку в основе лежит модель совместного использования ресурсов: отправители делят между собой стоимость аренды транспортного средства. Мы придерживаемся принципов прозрачного ценообразования. Стоимость перевозки нефиксированная и меняется под влиянием всего лишь двух факторов, количества отправителей и мощностей транспортных средств.
Как и в пулинге, преимуществом нашего подхода является цифровая платформа. Она позволяет решить проблему “обычного” догруза — поиска безопасного перевозчика и надежного партнера со сходным графиком поставок. Классическая схема догруза предполагает, что транспортная компания самостоятельно забирает груз со склада отправителя. Прямой контакт без какого-либо внешнего контроля ставит под вопрос безопасность груза и перевозки, поэтому в догрузе важны прочные тандемы с открытыми связями и налаженной коммуникацией.
Сервис “Точка-Точка” выступает в качестве экспедитора (прямой договор), гарантирующего безопасность для всех участников перевозки. Отправителю нужно разместить заказ на сайте, указав ключевые характеристики груза — вес, габариты, географию перевозки. Физически сдать груз (что делает модель ближе к сборным грузоперевозкам), к примеру, на нашем складе. Заказ перенаправляется в открытую грузовую базу: его видят наши водители и в случае, если груз подходит им по характеристикам и географии, бронируют его. При этом между самими водителям существует внутренняя конкуренция: каждый стремится максимально быстро забронировать удобный по весу и географии груз, понимая, что в случае промедления партию может забрать его коллега. Благодаря такому честному соперничеству между сотрудниками нам удается обеспечивать низкие цены и высокую скорость доставки, как в классике «дозагруза».
Коллаборационные модели: перспективы и ожидания
Каким бы ни было индивидуальное решение отправителя — остановить выбор на пулинге или догрузе, — любая из этих технологий открывает большие возможности для оптимизации логистики. Схемы, построенные на совместном использовании ресурсов, являются одним из самых перспективных трендов: к этому подталкивает экономическая рецессия, развитие IT-технологий, рост популярности омниканальных бизнес-моделей и, наконец, банальное удобство шеринга.
Sharing economy позволяет усилить слабые звенья логистики: повысить загруженность транспорта, оптимизировать поставки в пиковые периоды, сократить лид-тайм и упростить коммуникацию между отправителем, транспортной компанией и получателем. Бизнес движется к простым и эффективным схемам, которые позволяют добиться обоюдной выгоды. Механизмы пулинга и догруза позволяют реализовать такие схемы на практике.
Фото автора Alexander Isreb: Pexels