Нагрузка на ось грузового автомобиля: допустимая разрешенная масса для грузовиков
«С большой силой приходит большая ответственность!» — удивительно, но популярная фраза из фильма вполне применима к современным российским дорожным реалиям. Чтобы обеспечить безопасность движения на дороге в Российской Федерации действуют законы, регулирующие допустимые нагрузки на оси грузовых автомобилей.
Данные правила выступают в роли своеобразной гарантии, обеспечивающей отсутствие явно перегруженных (и как следствие — плохо поддающихся управлению) транспортных средств на дорогах стран. За их соблюдением обязаны следить, в первую очередь, всевозможные экспедиционные и логистические компании, отвечающие за проработку разнообразных маршрутов.
Нарушители регламента штрафуются по нормам, прописанным в ст. 12.21.1 КоАП РФ. Предельная сумма взыскания варьируется в промежутке от 1 000 до 500 000 рублей, для физических и юридических лиц соответственно.
Ограничение веса грузовых автомобилей
Общая масса тягача складывается из весовых параметров самой машины и присутствующего в ее кабине груза. Допустимые массовые характеристики закреплены в законодательстве, причем для каждого транспортного средства, участвующего в масштабных грузоперевозках. Перегрузом считается хотя бы 2%-ое несоответствие фактического положения дел тем стандартам, которые предложены в регламентах ПДД. Перевозчики, собирающиеся превысить положенные значения, обязаны оформить специальное разрешение. Его выдают сотрудники Росавтодора, на срок до 3 месяцев.
Забота о том, насколько будут загружены ТС, эксплуатируемые на дорогах страны, на самом деле ясна и понятна. Согласно ГОСТ Р 51709-2001, 20-тонная фура, разогнавшаяся до 40 км/ч, будет тормозить, как минимум, 150 метров. Соответственно, она превратится в фактор невероятного риска, способный спровоцировать аварию, в том числе и с летальными исходами.
Расположение осей ТС. | Расстояние между сближенными осевыми конструкциями, м. | Допустимые осевые нагрузки. | ||
Дороги 6 тонн/ось. | Дороги 10 тонн/ось. | Дороги 11,5 тонн/ось. | ||
Одиночные. | от 2,5 м. | 5,5. | 9. | 10,5. |
Сдвоенные. | до 1. | 8. | 10. | 11,5. |
от 1 до 1,3. | 9. | 13. | 14. | |
от 1,3 до 1,8. | 10. | 15. | 17. | |
от 1,8 до 2,5. | 11. | 17. | 18. | |
Строенные. | до 1. | 11. | 15. | 17. |
до 1,3. | 12. | 18. | 20. | |
от 1,3 до 1,8. | 13,5. | 21. | 23,5. | |
от 1,8 до 2,5. | 15. | 22. | 25. | |
Сближенные. | до 1. | 3,5. | 5. | 5,5. |
от 1 до 1,3. | 4. | 6. | 6,5. | |
от 1,3 до 1,8. | 4,5. | 6,5. | 7,5. | |
от 1,8 до 2,5. | 5. | 7. | 8,5. | |
Сближенные, для ТС, у которых на одной оси по 8 колес и более. | до 1. | 6. | 9,5. | 11. |
от 1 до 1,3. | 6,5. | 10,5. | 12. | |
от 1,3 до 1,8. | 7,5. | 12. | 14. | |
от 1,8 до 2,5. | 8,5. | 13,5. | 16. |
Одиночные грузовые автомобили
Таковыми считаются единые и неделимые транспортные средства — машины, не оборудованные прицепными и полуприцепными конструкциями. Значения их предельно допустимой нагрузки прописаны в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272.
Подобные тягачи обладают двумя ключевыми характеристиками: общим количеством осей и грузоподъемностью, измеряемой в тоннах. Так, 2-осный аппарат может перевозить порядка 18 т товарно-материальных ценностей, а 5-осный — до 38 т. Любые физические и юридические лица, нарушившие представленный регламент, будут оштрафованы по правилам, прописанным в ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Автопоезда седельные
Классический автомобильный поезд — это своеобразная сцепка, состоящая из двух и более транспортных средств, предназначенных для проведения грузоперевозок. Как правило, в роли таковых выступают мощные тягачи и полуприцепы. Здесь ключевые эксплуатационные характеристики выглядят куда презентабельнее. Связки подразделяются на огромное количество категорий (2 + 1, 2 + 2, 3 + 1, 2 + 3, 3 + 2 и пр.), и могут перевозить от 28 до 44 тонн ТМЦ включительно.
Именно такими машинами предпочитают пользоваться самые известные логистические и экспедиционные компании, работающие на территории России. Помимо высококлассных ТС, соответствующих всем техническим стандартам, мы предлагаем заказчикам уникальную систему деления стоимости при FTL-перевозках, проведение тендеров по каждой партии и опцию распределения грузов посредством искусственного интеллекта.
Автопоезда прицепные
Внедрение понятий о разрешенной максимальной массе и нагрузке на ось для грузовиков и транспортных средств тяглого типа — это попытка обеспечить безопасное дорожное движение как для водителей грузовых авто, так и для легковых. Однако, в случае с самыми массивными автомобильными приездами, соответствующие регламенты решают и другую задачу. Речь идет, конечно же, о сохранении качества дорожных покрытий — слишком тяжелые ТС разбивают асфальт, заставляя экспертов перекладывать его чуть ли не ежегодно.
Составы, включающие в себя мощные машины и перечни прицепов, по закону могут перевозить от 28 до 44 тонн включительно. Грузоподъемность сцепки зависит от ее ключевой конфигурации — 4 + 2, 3 + 3, 3 + 2 и так далее. Кстати, в классификаторах стандартов почему-то не прописана схема 4 + 1, хотя экспедиторами и логистами она используется регулярно. С ее помощью разрешается транспортировать не более, чем 40 т товарно-материальных ценностей.
Допустимый перегруз — вес по осям грузового автомобиля
У каждого транспортного средства, участвующего в традиционных грузоперевозках, есть, как минимум, две ключевые характеристики. В роли первой выступает обыкновенная грузоподъемность — предельная масса объектов, помещаемых внутрь основной кабины.
Второй параметр выглядит немного сложнее. Речь идет о конкретных показателях нагрузки на ось. Они прописаны в Постановлении Минтранспорта от 29.03.2018 года № 119. Если давление на одну осевую конструкцию превышает установленную величину более, чем на 2%, эмитент перевозки штрафуется на сумму до 500 000 рублей. В адрес допустившего ошибку физического лица (исполнителя-водителя) выписывается аналогичное финансовое наказание, но в размере от 1 000 до 10 000 руб.
Для односкатных осей
Рабочая загруженность осевого блока — это классический параметр нагрузки, передаваемой на опорную поверхность дорожного покрытия колесными модулями автомобиля. Большая часть современных транспортных средств оснащается дисками, предназначенными для монтажа только одной шины.
Такие тягачи могут перевозить самые разные товарно-материальные ценности, используясь для решения экспедиционных и логистических задач. Они нуждаются в грамотной классификации, ведь на рынке представлены изделия, укомплектованные одиночными, двойными, тройными и даже четверными сближенными свободно вращающимися движителями.
Для осей с двускатными колесами
Аналогичным образом дела обстоят и с авто с дисковыми системами, позволяющими устанавливать по два кольцеобразных компонента одновременно. Их диски отличаются уникальными размерами, особенно в сравнении с классическими односкатными агрегатами. Спаренные покрышки встречаются, преимущественно, у самых мощных седельных тягачей, функционирующих в сцепке с полуприцепными конструкциями.
Разобраться с вопросом о предельных массах, оказывающих давление по осям, стороннему человеку достаточно трудно. Для того чтобы добиться настоящего понимания, можно посмотреть, например, на выкладки из таблицы с действующими регламентами.
Осевые нагрузки для грузовых автомобилей — правильное распределение ТМЦ внутри кабины
От того, как именно уложены товарно-материальные ценности, зависит фактор равномерного разделения нажимного усилия, оказываемого движущимся транспортным средством на поверхность дорожного покрытия.
Схема укладки контейнеров, коробок и паллетов всегда выбирается в индивидуальном порядке — «по показаниям», под особенности конкретной машины и характеристики груза. В компании «Точка-Точка» распределение паллетов по машинам и партиям происходит с помощью AI.
Существуют определенные стандарты, отвечающие за проведение погрузочно-разгрузочных работ:
- задняя часть полуприцепной конструкции никогда не остается пустой, если впереди лежит огромное количество предметов;
- изделия раскладываются, преимущественно, вдоль бортов, таким образом, чтобы добиться правильного распределения нагрузки;
- объекты в обязательном порядке фиксируются посредством всевозможных ремней, веревок и элементов внутренней строповки.
Двухосный автотранспорт
Схема развесовки по осям составляется в соответствии с целым перечнем специализированных формул — они прописаны во всевозможных справочниках из-за того, что уже успели доказать свою эффективность и эксплуатационную безопасность. Если речь идет о классических транспортных средствах с двумя преимущественными осевыми конструкциями, расчеты производятся с учетом следующих ключевых нюансов:
- показатель общего давления на задние и передние блоки должен соответствовать характеристикам машины;
- нагрузка распределяется неравномерно — спереди значительно больше, чем сзади;
- соотношение прижимного усилия между модулями колеблется в районе 75/25 процентов.
Именно из-за огромного количества формул и мелких деталей процессом составления партии должны заведовать квалифицированные мастера. Аналогичным образом можно высказаться и о непосредственных грузчиках-экспедиторах. Если человек, отвечающий за погрузочно-разгрузочные работы, не примет во внимание предложенные ему рекомендации, водитель в обязательном порядке столкнется с проблемами. Допускать подобного сценария развития событий нельзя.
Трехосный транспорт
Посмотрев на таблицу с развесовкой (разрешенными нагрузками на оси) грузовых автомобилей, можно выяснить, как нужно реализовывать правильную загрузку транспортных средств, работающих на трех осях. Впрочем, в рамках этой области ключевых правил несоизмеримо меньше. Суммарное давление «переда» и сцепки задней тележки, сформированной средними и дальними осевыми блоками, должно соответствовать непосредственным весовым характеристикам тягача.
Любые нарушения перечисленных регламентов становятся источниками крупных неприятностей. Мало того, что человек, находящийся за рулем, получит трудноуправляемый грузовик, так еще и любая проверка выявит факт несоответствия общепринятым стандартам. Тогда избежать всевозможных штрафов не получится — физические и юридические лица столкнутся со значительными взысканиями, размеры которых прописаны в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.
Расчет нагрузки по осям полуприцепа
Развесовка автомобильных поездов, укомплектованных полуприцепными конструкциями, составляется с учетом следующих правил:
- приплюсовываем вес прицепа к массе присутствующих на борту товарно-материальных ценностей;
- определяем приблизительно 75% от полученного ранее значения — именно такое давление сможет выдержать телега;
- делим результирующую величину поровну — каждая часть «уйдет» на переднюю и заднюю ось соответственно;
- вычисляем 25% от общих весовых характеристик ТМЦ и прицепного блока, добавляем к цифре массовый параметр кабины (он прописан в техническом паспорте).
Последнее число будет эквивалентно предельному прижимному усилию на ту осевую деталь, которая установлена спереди.
Законодательные ограничения
Разрешенная максимальная нагрузка на ось грузового автомобиля (фуры, тягача, прицепа и полуприцепа) прописана, в первую очередь, в Федеральном законе от 08.11.2007 года № 297. Пункт 2 статьи 31 упомянутого нормативного и правового акта рассказывает о том, что для эксплуатации транспортного средства в порядке перегруза водителю следует получить специализированное разрешение. Выдается оно сотрудниками Росавтодора, и только на три месяца. Единственным исключением из общепринятых стандартов становятся машины, принадлежащие структурам Вооруженных сил Российской Федерации.
Человек, согласовавший порядок применения ТС с превышенными значениями в плане предельной нагрузки, обязан восстановить ущерб, нанесенный дорожному покрытию по всему маршруту перехода. Соответствующая транзакция производится заранее, на основе расчетов, представленных экспертами государственного ведомства. Все системы проведения платежа напоминают обыкновенную госпошлину, так что самому ничего считать не придется. Впрочем, логистические и экспедиционные бренды предпочитают не работать с излишне тяжелыми транспортными средствами, распределяя товарно-материальные ценности по колоннам, на несколько машин.
Как загрузить фуру без перегруза по осям
Для правильной загрузки специалистам приходится использовать особые поддоны — на современном рынке в ходу целых три модификации таких изделий. Каждая паллета сопровождается отдельной накладной или упаковочным листом. Для уточнения предельных величин применяется особое программное обеспечение, в том числе и то, что работает на системах современного искусственного интеллекта. Именно так действуют сотрудники логистической и экспедиционной компании «Точка-Точка».
Все контейнеры, размещаемые внутри кузова тягача, монтируются с максимальной прочностью. Для их закрепления рабочие на местах задействуют специализированные модули строповки и простые ремни. Непрочная фиксация приводит к тому, что во время любых более или менее резких маневров ящики заваливаются в стороны, нанося урон равномерному распределению. Товарно-материальные ценности, не предусматривающие возможность размещения внутри тары в принципе, объединяются в унифицированные единицы, закрепляемые перегородками или большими емкостями.
Допустимая общая масса грузового автомобиля и ограничение весовых нагрузок по осям в России — штрафы
Нормы всевозможных взысканий, накладываемых на людей, не соблюдающих требования, прописанные в законодательстве, представлены в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Водителей, логистов и экспедиторов, как правило, интересует исключительно ст. 12.21.1. Именно там упомянуты размеры конкретных штрафных санкций (сумма будет зависеть от того, насколько владелец транспортного средства отклонился от предельного уровня):
- 2-10% — до 150 000 руб.;
- 10-20% — до 30 000 руб.;
- 20-50% — до 500 000 руб.
Человек, находящийся за рулем, будет оштрафован на 1-10 тыс. рублей, а также получит лишение прав на 2-6 месяцев. Регламенты достаточно строгие, но именно они оберегают людей от необдуманных поступков, снижая риски увеличения количества дорожно-транспортных происшествий с участием большегрузов (и, соответственно, с летальными исходами). Кроме того, государство оберегает дороги — чрезмерно тяжелые машины разбивают покрытия в кратчайшие сроки.
Заключение
Предельно и максимально допустимая нагрузка на ось транспортного средства (грузового автомобиля, тягача или автопоезда) — это стандарт, придерживаться которого должны, в первую очередь, логистические и экспедиционные бренды. За несоблюдение регламентов, прописанных в разнообразных нормативных актах, компании штрафуются на значительные суммы, а водители лишаются прав.