Логистика будущего. Какой будет логистика в 2025 году
Десять лет назад мы едва ли могли представить, что сможем получать образование, не вставая с дивана или мерять платья из магазина на собственной кухне. Прогресс подстегивает появление новых технологий, внешние факторы вроде коронавируса, новые запросы клиентов. Все хотят заказать товар в один клик и получить его на следующий день. Продавцам и логистам приходится подстраиваться под эти требования, иначе их просто вытеснят с рынка.
“Точка-Точка” решила изучить рынок IT-решений для отрасли, чтобы понять, какие сервисы действительно появятся в логистики будущего и как они изменят работу. Хотите знать, как будет выглядеть ваша доставка с AliExpress через 5 лет? Читайте до конца!
А почему это вообще важно?
Конечному потребителю — то есть обычным людям — кажется, что все эти цепи поставок бесконечно от них далеки.
Это не так. То, насколько ритейлер или транспортная компания сильны в IT-сфере, прямо влияет на ваши покупки.
Приедет заказанный вами товар на следующий день или через неделю? Сможете ли вы уточнить наличие товара в один клик? Получите ли товар в идеальном состоянии или обнаружите в коробке разбитый телефон, а потом будете долго ругаться с продавцом, который в итоге свалит все на курьерскую службу?
Логистика — одна из тех сфер, где проникновение инноваций происходит особенно быстро. Все больше транспортных компаний внедряют IT-инструменты, чтобы приблизиться к логистики будущего. Кто-то, как “Точка-Точка”, создает свою платформу, которая автоматически рассчитывает стоимость перевозки, формирует транспортные накладные и поддерживает взаиморасчет между грузовладельцем и перевозчиком. Кто-то подключается к готовым digital-инструментам за абонентскую плату, стремясь уйти от бумажного документооборота и автоматизировать рутину.
И в итоге, лет через пять, логистика будущего может выглядеть так…
RFID, чтобы вы сразу знали, есть ли в наличии эти кроссовки 43 размера
RFID — те самые плоские магнитные чипы, которые мы выковыриваем из одежды и книг. В логистике и ретейле они используются для для управления складскими запасами.
Вести ручной учет всего груза, поступающего на большой склад, очень сложно. А если коробки промаркированы RFID-метками, то при разгрузке все данные сразу выгружаются в систему складского учета. Любую единицу товара можно найти по данным метки буквально за полминуты.
Эта технология сделает логистику будущего максимально прозрачной. Вы сможете точно знать данные о товаре или заказе за считанные секунды. Есть ли нужный тип продукта или нужный размер в наличии? На складе или в магазине? В каком именно магазине и сколько его там?
Компании, использующие RFID по полной программе, утверждают, что точность отслеживания складских запасов достигает 98%. Например, Nike с помощью RFID добилась почти 100% контроля за миллионами единиц продукции и предотвратить продажу контрафакта. Так что вероятность того, что вы могли случайно купить у дистрибьютора китайскую “версию” Air Max, равна нулю.
Bluetooth для того, чтобы не разбить ваш дорогущий смартфон с Алиэкспресс
Простой и эффективный Bluetooth играет важную роль в логистике. Один из примеров использования — маячки Bluetooth Beacon. Маячки крепятся на коробки или европоддоны. Они сообщают “материнской” платформе данные о загрузке и условиях транспортировки продукции.
Пока что такой способ трекинга чаще всего используется при перевозке особо “чувствительной” продукции: лекарств или люксовых товаров. Но скоро трекинг с помощью Bluetooth Beacon может стать доступным инструментом логистики будущего для всех перевозок. Над этим уже вовсю работает американская IT-компания Roambee, выпускающая недорогие BLE-маячки.
Устройства Roambee сигнализируют о повреждении или вскрытии коробки, передают о том, что груз прибыл в распределительный центр или поступил в курьерскую службу для адресной доставки. В результате грузовладельцы могут выстраивать слаженную цепь поставок, следить за скоростью и качеством доставки. А обычные покупатели — рассчитывать на то, что заказ, доставленный из-за рубежа, не будет выглядеть так, словно он участвовал в битве под Москвой.
5G и умные дороги, чтобы планировать доставку без задержек
Когда речь заходит о скорости курьерской доставки, все сразу вспоминают о дронах. Но, несмотря на цифровой хайп вокруг дронов, они являются скорее отдаленным, чем краткосрочным будущем логистики. В России пока нет ни специальной инфраструктуры, ни законов, которые бы регламентировали доставку беспилотниками.
А вот действительно серьезные перемены в скорость доставки может принести...технология 5G.
Новое поколение мобильной связи активно используется в мире для создания “умных дорог”. Светофоры и датчики движения нового поколения в режиме реального времени передают водителям данные о дорожном трафике. На основе информации, которую агрегируют цифровые платформы управления “умными дорогами”, транспортные компании могут выстраивать эффективные графики доставки, учитывая не только текущие, но и будущие пробки. Так это работает, например, в Китае.
Как это будет в России
В нашей стране цифровизация проходит медленно и трудно. Влияют и масштаб территории, и неравномерное развитие регионов — практически вся логистическая инфраструктура сосредоточена в городах-миллионниках и их агломерациях, — и привычка “работать по старинке”. Кроме того, любая автоматизация требует много денег, которых зачастую нет у малого и среднего бизнеса.
И все же прогресс не стоит на месте. Вот немного статистики: согласно совместному исследованию Высшей школы урбанистики и Яндекс.Такси, по степени “первичной” цифровизации — то есть по базовым показателям количества и качества цифровой инфраструктуры — Россия стабильно входит в топ-20 “цифровых стран мира”.
Конечно, говорить о том, что через пять лет российские перевозчики массово повезут маркированный груз по умным дорогам, пока рано. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Крупные транспортные компании переходят на автоматизированные склады. IT-компании разрабатывают платформы, к которым по умеренным тарифам может подключить малый бизнес. Расчет стоимости перевозки, документооборот, поиск перевозчика происходят не “вручную”, а с помощью цифровых технологий.
Например, “Точка-Точка” использует для организации сборных грузоперевозок искусственный интеллект. Нейросеть формирует из груза, находящегося на складе компании, различные по весу и габаритам партии. Из множества готовых партий перевозчик может выбрать именно ту, которая подходит ему по объему и географии перевозки. Если водитель везет полупустую фуру из Москвы в Самару, алгоритм подбирает ему варианты догруза так, чтобы заполнить пустое место и не ехать “порожняком”.
Так что, с поправкой на размеры и экономику нашей необъятной, в ближайшие года мы имеем все шансы получить настоящую “бесшовную логистику будущего”. И это будущее может быть не таким уж далеким.
Фото автора Tara Winstead: Pexels