бизнес
перевозчику
статья
Транспортные документы

Карта водителя для тахографа: что это такое, для чего нужна карточка и ее срок действия

Одним из последних важных нововведений в ПДД является обязательная установка считывающих аппаратов на грузовые авто и общественный транспорт. Тем, кто хочет работать в данной сфере стоит узнать, что это такое личная карта водителя СКЗИ для тахографа, для чего нужна, срок действия, штрафы и другие наказания за ее отсутствие. Можно ли без нее осуществлять деятельность, стоит ли ее показывать инспекторам ДПС по первому требованию. Но главное – сколько по времени будет занимать оформление документа, ведь при устройстве на работу важно как можно быстрее приступить к своим обязанностям, чтобы не было периода простоя, который сказывается на финансовом состоянии.

образец

Общее представление

Автомобили оснащаются специальными считывающими аппаратами, чтобы обеспечить измерение и сохранение параметров движения транспортных средств. Это необходимо, чтобы руководители предприятий имели возможность отслеживать режим труда и отдыха дальнобойщиков, следить за реальным пробегом, расходом ГСМ. Поэтому установка данного оборудования на рабочих авто является актуальной. Для легковых — на усмотрение работодателя, а вот транспорт свыше 3,5 тонн в обязательном порядке должен быть оборудован тахографами.

Внешне он представляет собой небольшую коробочку, которая устанавливается в кабине. В корпусе есть специальные слоты, предназначенные для пользования личными ключами-картами, оформленными для каждого отдельного работника индивидуально. Кроме этого есть отсек, в который вставляется фискальная чек-лента, позволяющая распечатывать сохранённые за рейс параметры движения авто. Датчик скорости и учета километража или, как его еще называют — чип, устанавливается на коробку передач транспортного средства.

В случае, если работодатель игнорирует требования законодательства, не оборудует автомобили своего автопарка считывающими устройствами — предусмотрены внушительные штрафные санкции и административная ответственность. Само оборудование в зависимости от комплектации, качества и модели варьируется от нескольких до десятков тысяч рублей. Поэтому каждый предприниматель имеет возможность подобрать прибор по допустимому бюджету, в законах не прописано качество, есть лишь оговорка о том, что оно должно быть установлено и находиться в исправном состоянии.

автолюбитель

Виды карт водителя для тахографа

Перед оформлением сотрудники могут поинтересоваться, какая именно нужна карточка. Первое, что важно в этом вопросе — определиться с назначением. По нему ключи делятся для:

  • автоводителя;
  • мастера;
  • предприятия;
  • контроллера.

Соответственно, каждая из них будет отличаться по внешнему виду и функционалу. Водительская используется повседневно во время рабочей смены, она позволяет идентифицировать работника, записать данные о труде и отдыхе.

Для специалиста нужна, чтобы установить и настроить оборудование, такие чипы необходимы, чтобы скачать и проанализировать информацию об ошибках и неисправностях, но для ее чтения потребуется специальное программное обеспечение.

Соответственно, пластик, используемый предприятием, не именной, он предназначен для того, чтобы административные сотрудники могли скопировать сведения и расшифровать их. На основании оформить заработную плату, рассчитать расход ГСМ и провести прочие расчеты.

Контролерами могут быть инспекторы ГИБДД и другие госслужащие, чтобы иметь возможность просмотреть, соблюдает ли шофер режим труда и отдыха в рейсе.

Установка карты тахографа — простая процедура, достаточно вставить пластик в нужный слот блока и запустить систему. После этого либо начнется запись информации о маршруте водителя, либо другие функции, в соответствии с функционалом ключа.

Кроме общего деления по предназначению, есть два вида водительских карточек. Об их различиях очень важно знать тем, кто планирует работать на грузовом транспорте. Каждая из них работает с определенными типами аппаратов и предназначается для разных маршрутов.

процесс

Чем отличаются СКЗИ и ЕСТР

Начать стоит со сходства, оба варианта имеют общую цель эксплуатации — для применения вместе с тахографическими устройствами, идентификации личности работника и контроля времени отдыха и труда в рейсе, выступают в роли ключа доступа к цифровым приспособлениям контроля.

Среди отличий главное — это вид оборудования. Первый вариант будет работать только с соответствующим тахографом, установленным на борту транспортного средства. Это связано с тем, что в средствах криптографической защиты информации будет применяться совершенно другой тип шифрования данных, что не позволит другой карте организовать доступ к системе или сохранять, считывать, анализировать сведения.

Второе касается непосредственно законодательных норм и сертификатов. Так, ЕСТР имеет европейскую сертификацию, именно с таким ключом разрешена работа за границей, в ряде стран, использующих такие разновидности устройств. Блок СКЗИ законодательно разрешается использовать только на территории РФ, выезжать за пределы страны запрещено.

Среди других отличительных черт:

  • внешний вид (отличаются шрифты, водяные знаки);
  • наличие пин-кода;
  • серийный номер.

Приоритетным будет оформление карты для конкретного типа аппарата, установленного на автомобиле. Даже если шофер не планирует работать за границей, но работодатель установил тахографы ЕСТР, то ключ потребуется соответствующий.

Где оформить

С учетом обязательного наличия этого документа есть много способов его получения. По сути, все из них являются посредниками, которые собирают информацию и передают ее в централизованный офис Росстранса, занимающийся выпуском карточек. Поэтому различий кроме удобства и скорости — нет. Среди доступных вариантов:

  • Аккредитованные мастерские. Организации, которые занимаются установкой и настройкой оборудования, имеют соответствующие лицензии и разрешение ФСБ — могут предоставлять услуги по выдаче для населения. Если Федеральная Служба Безопасности не выдавала соответствующего автодокумента на сбор персональных данных, то сроки могут значительно увеличиться. Если время имеет значение, лучше поинтересоваться наличием документа.
  • Онлайн. Аналогично, только без личного посещения можно все оформить через интернет. Для этого нужен сайт официальной аккредитованной организации, куда следует направить скан-копии необходимых бумаг. Однако выбирать стоит внимательно, чтобы не попасть на сайт мошенников, которые занимаются сбором и распространением персональной информации.
  • МФЦ. Самый безопасный, хоть и не слишком удобный вариант. Придется заранее записаться на прием в службу по месту жительства, дождаться назначенной даты и самому прийти на прием.

Особой разницы нет, поэтому каждый решает для себя, какой способ подачи будет наиболее предпочтительным и комфортным.

процедура

Кто устанавливает тахограф и обеспечивает водителей картами

Чтобы не понести финансовые убытки, автоводителям следует знать, что в соответствии со ст. 22 ТК РФ установкой оборудования, а также оформлением ключей должен заниматься работодатель. Задача сотрудника — собрать документы и подать заявление, но иногда администрация это делает за него. Оплата в большинстве случаев вносится компанией-нанимателем.

Кому может быть выдана

Если при подаче можно ограничиться тем, что сотрудник передаст бумаги в отдел кадров, а они уже самостоятельно составят обращение и передадут весь пакет в аккредитованную организацию, то получение разрешено только лично. Это прописано в Приказе Минтранса №435 от 23.10.2020 — автодокумент может быть выдан только физическому лицу заявителю в руки при наличии удостоверения, подтверждающего личность.

Как получить водительскую карту

Ряд условий для получения небольшой, но все они должны выполняться. Среди требований:

  • заявление согласно установленному образцу (заверяется читаемой подписью, выполненной черными чернилами);
  • справка с места работы;
  • фотография 3х4;
  • если ранее оформлялись уже ключи-карточки — их сканы;
  • ВУ (обязательно открыта нужная категория);
  • копия паспорта (для иностранцев нужен нотариально заверенный перевод), СНИЛС, ИНН.

Все ксерокопии заверяются на предприятии, секретарь или руководитель (возможно другое уполномоченное лицо) пишут “копия верна”, ставят печать, подпись ответственного сотрудника.

проверка

Как подавать заявление и документы

Сама подача не представляет сложностей. Наиболее простым и надежным вариантом будет обратиться лично в отделение МФЦ по месту жительства. Предварительная запись позволит точно определить дату и время. Сам процесс не занимает более 10-15 минут.

Кроме этого можно зайти в мастерскую, которая обслуживает грузовые авто, занимается установкой и настройкой тахографов. Обязательно организация должна быть аккредитованной, иметь разрешение ФСБ на сбор и передачу персональных данных.

Также возможно подать бумаги онлайн, не выходя из дома или офиса. Для этого нужно найти сайт аккредитованной компании, заполнить заявление и сделать скан-копии всех документов.

Сколько времени займет получение карточки

Сроки варьируются в зависимости от фирмы. В среднем, если оформление происходит через МФЦ и некоторые другие крупные организации, длительность всего процесса редко занимает более 10 дней. Однако сильно на это рассчитывать не стоит, во многих случаях придется ждать 15-20 суток, редко до месяца.

Внимание! Компании, обещающие изготовить карту для водителя за сутки — это мошенники.

Чтобы удостовериться в этом, достаточно понять суть процесса. Изготовлением персональных чипов занимается только одна-единственная организация ФГУП “НТЦ Атлас”. Со всех городов страны (с МФЦ, сайтов и мастерских) в нее поступают заявления и сведения автоводителей, желающих оформить документ. Производство занимает до 15 рабочих дней (что указано на официальном ресурсе производителя), а позже пластик еще нужно доставить в город получателя. Поэтому все, кто обещает выдать ключ на следующий день или другое короткое время - мошенники, как только получают оплату и данные, они исчезают в неизвестном направлении.

служащий

Сколько стоит карта водителя

Фиксированной, единой стоимости не регламентировано. Дело в том, что напрямую обратиться к производителю и заказать выдачу карточки — невозможно. Необходимо пользоваться услугами посредников, которые, в свою очередь, вольны устанавливать собственную цену за оказание помощи в оформлении.

Среди ценообразующих факторов:

  • необходимость сокращения сроков (легально достигается за счет экспресс-доставки);
  • входит ли в ценник создание копий или ретуширование фото;
  • конкуренции (чем в городе она выше, тем меньшие цифры можно увидеть в прайсе).

Многие думают, что тип ЕСТР или СКЗИ влияет на итоговую сумму, однако это не так. Большинство компаний действительно предлагают оформить документы для выезда за границу дороже, но есть и те посредники, кто предлагает одинаковую цену на оба вида пластика. Увеличивать прайс могут организации, имеющие лицензию ФСБ, что позволяет им значительно быстрее изготавливать пластик, им не потребуется дополнительных разрешений и проверок информации, поэтому вместо 30-60 дней могут позволить изготовление за 10-15 суток, что сказывается на финансовом вопросе за срочность.

Срок действия карточки водителя для Тахографа

После получения автодокумента можно без опасений и штрафов ездить 3 года. После этого потребуется переоформить. Если попадаются объявления о более длительном периоде эксплуатации — это мошенники, не стоит верить в незаконные обещания.

Нужно ли менять карту при замене ВУ

Данного требования в законодательстве не существует, кроме того есть даже положение п.22 в Приказе Минтранса №435 о том, что при смене прав до истечения периода действия менять ключ не потребуется. Заменить ее нужно будет только через 3 года.

документация

Какие еще карточки применяются в тахографах

Кроме водительских существует еще несколько типов:

  • мастерская;
  • контроллера;
  • предприятия.

Внешне они будут отличаться по цвету и незначительно по оформлению, а вот функционал будет разный. Инспектор ГИБДД, применяя ключ контроллера, сможет сверить только персональные данные, посмотреть сколько времени он находится за рулем и когда в последний раз делал перерыв. Мастер сможет считать коды ошибок, исправить и настроить оборудование, оно не получит доступ к информации о водителе, маршрутах и рейсах. Предприятие сможет оценить соблюдение работником режима труда и отдыха, рабочем времени, километраже и других нужных сведений для расчета заработной платы, оформления первичных документов по расходу ГСМ и амортизации авто.

Штрафные санкции

За получение необходимого автодокумента придется заплатить один раз в три года, а вот при отсутствии — штрафы будут налагаться постоянно. Административная ответственность прописана в ст. 11.23 КоАП РФ, для первого нарушения взыскание будет составлять 1000, а за последующие 5000 рублей.

Если шофер является одновременно частным предпринимателем, то дополнительно получит нагрузку в размере до 25 тыс., юр.лицо — до 50 тыс.

устройство

Заключение

Теперь вы знаете, как выглядит карта тахографа СКЗИ и ЕСТР для водителя, что это, обязательно ли наличие, какие бывают разновидности, как делается и можно ли получить быстрее. В целом оформление достаточно простое, а пакет документов — минимальный. Поэтому сложностей, кроме выбора действительно легальной компании быть не должно. Во время перевыпуска в срок до 15 дней разрешается трудовая деятельность по специальной справке.

Вопрос-ответ

Можно ли оформить карточку Тахографа онлайн?

Да, аккредитованные организации могут проводить сбор данных и отправлять заявления производителю электронным способом.

Какие сведения о водителе есть на пластике?

На лицевой стороне располагается персональный номер ключа и водительского удостоверения, ФИО, дата рождения, адрес места жительства или пребывания, фото и личную подпись.

Кому обязательно нужно ее оформить?

Автолюбителям, которые управляют:

  • пассажирскими автомобилями вместительностью более 8 человек;
  • троллейбуса, автобусами;
  • грузовыми авто от 3,5 т.