тренды
логистика

Какие цифровые технологии будущего помогут логистам и ритейлерам в доставке товаров

2021 год может стать переломным для ритейла и e-commerce. На фоне глобальных изменений рынок сталкивается с серьезными вызовами, возникающими стихийно. Один из таких вызовов — COVID-19. Суммарные потери мировой экономики в связи с пандемией составляют около $2 трлн. В начале марта 2020 непродовольственный ритейл зафиксировал резкое падение Shopping Index (на 8,9% и 9,7% относительно аналогичных периодов 2019 года).  

И хотя трудности, скорее всего, временные, убытки, понесенные за карантинный период, останутся и после снятия ограничений. Кризис вынуждает все сферы бизнеса сокращать издержки и искать решения, позволяющие сохранить стабильность в условиях общей стагнации экономики. 

Логистика и ритейл не являются исключением. В наше время самыми востребованными станут цифровыми технологии будущего, ведущие к общему снижению издержек, повышению гибкости и скорости доставки. 

  • Автоматизированный фулфилмент

Тренд на омниканальность становится проверкой на прочность для компаний, держащихся за инхаус-логистику. Собственная инфраструктура все чаще заменяется  высокотехнологичным фулфилментом. 

Для логистов это означает переход от стандартной складского сервиса к четкому и оперативному процессу комплектации, упаковки и отгрузки товаров. На практике этого можно добиться, сделав ставку на цифровые технологии будущего в доставке - WMS и автоматизацию физической обработки груза —  системы отбора Pick-to-Light/Pick-to-Cart, роботизированные стеллажи, шаттловые системы, рамки-считыватели RFID.  Примеров такой автоматизации немало. Например, Amazon Robotics — мировой лидер роботизации — рапортует о 20% сокращении расходов только благодаря внедрению грузовых роботов Kiva. Отечественный fashion-ритейлер “Твое” использует роботы-сортеры при приемке товаров. Американская Codeshelf сделала ставку на WMS с интегрированным RFID-решением, которая позволяет производить сбор заказов в соответствии с расположением товара на складе.

 

  •  Шеринг инфраструктуры и новые модели перевозок

Активная экспансия торговых сетей в регионы сформировала тренд на увеличение частоты поставок. Рынок LTL-перевозок растет уверенными темпами: согласно прогнозу MA Research, в период с 2019 по 2023 год среднегодовой темп роста составит 7,3%. При этом по-настоящему ценными являются решения, позволяющие ритейлерам снизить минимальный заказ без удорожания затрат на логистику в целом. 

В основе таких решений лежит шеринг инфраструктуры и новые модели организации перевозок, опирающиеся на консолидацию груза — например, пулинг. Эффективное внедрение цифровых технологий будущего и  инструментов для доставки грузов, невозможно без Hi-Tech: логистам нужны IT-платформы, поддерживающие электронный документооборот и объединяющие отправителей и перевозчиков в едином digital пространстве. 

  • Прогнозная аналитика 

Растущие ожидания потребителей вынуждают продавцов менять подходы к управлению — не реагировать на спрос, а предугадывать его. Предиктивная аналитика помогает спрогнозировать изменение спрос на товары, точно формировать ассортиментную матрицу и оптимизировать внутренние процессы. 

От транспортных компаний также ждут реализации “упреждающей логистики”. Аналитические системы, синхронизированные с системами складского учета, определяют уровень запасов, заранее уведомляют о предстоящем заказе на перевозку, выстраивают оптимальный график поставок. Все это открывает большие возможности для ритейлеров. Впрочем, логистические компании также получает немало преимуществ: в первую очередь, точно планирование расходов, уменьшение простоев транспорта и снижение издержек. Например, согласно данным PwC, анализ данных позволяет на 15% сократить расходы, связанные с запасами и складским хранением, а это важный довод для скорейшего внедрения цифровых технологий будущего в доставке.

  • 5PL

Стремясь к большей гибкости и скорости, ритейлеры и логисты неизбежно объединяют бизнес-модели. Формирование цепи поставок перестает быть отдельным процессом. Все большее количество участников действуют в одном информационном поле: например, системы складского учета объединяются с аналитическими модулями и ERP-системами. В некоторых случаях WMS дорастают до единых платформ уровня SCE — Supply Chain Execution и SCM — Supply chain management. Все это подстегивает рынок к формированию нового продукта — логистики 5PL.

Главное отличие 5PL от существующих решений — прозрачность всех этапов, автономность, узкая специализация всех участников цепи. Успешных примеров 5PL логистики на рынке пока единицы, но результаты работы таких проектов впечатляют. Например, новозеландская Contract Warehousing Group предлагает своим клиентом программный модуль, позволяющий клиентам самостоятельно размещать заказы, отслеживать котировки, вести электронный документооборот, уровень складских остатков и передвижение запасов. 

Тренд на слияние процессов

Набор эффективных IT-решений не ограничивается перечисленными инструментами. Но какими современными ни были бы технологии, ни одно из перечисленных решений не будет работать изолированно. Слияние процессов подталкивает логистов и ритейлеров к выбору инструментов формата win-win — тех, что помогут получить обоюдную выгоду и поддержать друг друга в условиях экономического кризиса.