продукт
бизнес
перевозчику
статья
логистика
склад

Какими бывают типы контейнеров для перевозки грузов: виды и классификации грузовых хранилищ

Для организации локальных и международных грузоперевозок используются различные виды транспорта — автопоезда и фуры, железнодорожные составы, специализированные корабли и самолеты. При этом важно, чтобы в процессе перемещения между отправителем и получателем для объекта были созданы оптимальные условия хранения, исключающие вероятность негативного внешнего воздействия или стороннего посягательства. В случае с поставками, отличающимися крупными габаритами, стандартным решением становится универсальная тара увеличенного размера — оснащенная усиленными креплениями, характеризующаяся определенным уровнем прочности и грузоподъемности, а также способная поддерживать заданный температурный режим на протяжении всего рейса. О том, какие бывают типы контейнеров по виду, назначению и классификации, и в чем основные особенности их использования для перевозки грузов — в этом обзоре.

Общее представление

море

Система стандартизации ISO предлагает классификатор, основанный на различных критериях — эксплуатационной специфике, весовых и габаритных характеристиках, конструктивных нюансах и т.д. Отличия между существующими конфигурациями позволяют специалистам, отвечающим за организацию логистики, без особого труда разобраться в том, какую именно модель целесообразнее будет выбрать для запланированной поставки.

Международная терминология

склад

Перед тем как перейти к классификации и ее расшифровке, целесообразно будет ознакомиться с базовыми сокращениями и аббревиатурами, используемыми в логистике каждый день. Зная, что именно подразумевает то или иное сочетание, можно гораздо быстрее прочитать основные параметры и характеристики того или иного вида транспортных контейнеров:

  • DC (Dry Container). Также известные под обозначениями GP (General Purpose) и DV (Dry Van), модели данного типа относятся к категории универсальных сухогрузных конструкций.
  • HC (High Cube). Аналогичный предыдущему варианту, отличающийся только увеличением общей вместительности.
  • PW (Pallet Wide). Ящики, характеризующиеся увеличенным расстоянием между крайними боковыми точками, благодаря чему внутри становится возможна установка сразу двух европоддонов.
  • OT (Open Top). Строение с опционально открывающимся верхом, в качестве которого чаще всего используется откидывающийся тент из брезента или более плотного материала.
  • HT (Hard Top). Схожая модификация, отличающаяся жесткостью крыши, изготавливаемой из металла.
  • UP (Upgraded). Наиболее прочная разновидность контейнера для перевозки грузов, отличающаяся увеличенным показателем грузоподъемности.
  • FR (Flat Rack) и PL (Platform).  Регулируемые платформы с плоским основанием, предназначенные в первую очередь для транзита тяжелых объектов с нестандартными габаритами.
  • Tank containers и SB (Swap Bodies). Формат транспортной емкости, востребованный для автомобильной логистики и короткого морского сообщения.

В целом, если речь идет о построении маршрута по воде — Dry и High Cube могут стать оптимальным соотношением цены и качества. Однако стоит отметить, что в большинстве операций — и в случае наличия соответствующей необходимости — все представленные модификации бывают беспрепятственно задействованы для достижения желаемого результата.

Конструктивные особенности

контейнеры

Если рассматривать универсальную стандартизированную тару, не предназначенную для авиаперевозок или перевозки особых объектов, требующих специальных условий с точки зрения влажности, температуры или изоляции от внешнего воздействия — речь будет идти о металлическом ящике внушительных габаритов. Прямоугольные боксы изготавливаются из профилированных листов алюминия или стали методом обычной сварки. Полная конструкция состоит из:

  • Каркаса повышенной прочности с усиленным профилем, элементами которого являются торцевые и дверные рамные стойки, а также продольно и поперечно расположенные профили. Толщина стенки — от трех до шести миллиметров.
  • Соединительные фитинги, связующие отдельные корпусные части.
  • Обшивка, покрывающая все грани короба за исключением одной из торцевых сторон, отведенных под распашную дверь. Проем закрывается двустворчатым механизмом по всей длине и ширине, с возможностью раскрытия на 270о и плотным примыканием к наружному контуру — для сведения к минимуму вероятности механического повреждения в процессе погрузки или выгрузки содержимого контейнера. Герметичность при закрытии створок обеспечивается прокладкой уплотнителей.
  • Замки и запоры. Исключают самостоятельное открытие под действием вибраций и сопутствующих нагрузок, возникающих по ходу движения.

Дополнительной защитой для груза становится пломба, наглядно демонстрирующая попытки несанкционированного проникновения внутрь бокса. Современные методы исключают возможность незаметного взлома, а если речь идет об электронных моделях — то еще и регистрируют количество открывания створок в режиме реального времени. Управление модулями осуществляется с помощью кодовых панелей и магнитных карт, благодаря им товар доставляется до места назначения в целости и сохранности.

Общая классификация

ящики

Перечень функциональных возможностей зависит от вида грузового контейнера — уже по типу кузова (открытому или закрытому) можно выделить сразу несколько вариантов, каждый из которых будет востребован для решения определенных транспортных задач. Исходя из дальнейшего изучения характеристик, можно понять, какими именно окажутся условия перевозки, и насколько они будут соответствовать требованиям, обусловленным спецификой того или иного груза.

Особенно внимательно следует отнестись к выбору подходящей крупногабаритной тары в тех случаях, когда товар является не только ценным, но и чувствительным: к температурным перепадам, повышенной влажности или воздействию ультрафиолета. Идея использовать более дешевый, но не соответствующий заданным критериям вариант, может обернуться для компании существенными убытками.

Контейнеры с открытым верхом

Опция, рекомендованная для транспортировки объектов, не подлежащих фронтальной или боковой погрузке на платформу. Подобная ситуация может быть обусловлена различными факторами, в первую очередь — особенностями конфигурации. Решить задачу помогает временный демонтаж верхней части, представляющей собой либо навес из брезента или эластичного полимера, либо каркасную конструкцию. В зависимости от необходимых габаритов, различают модели длиной в 20 и 40 футов, с мягкой или жесткой съемной крышей (OT/HT).

Контейнер с закрытым верхом

автоконтейнер

Стандартный металлический бокс, имеющий прямоугольную форму, и загружаемый через дверцы, расположенные на одной из сторон. Наиболее распространенный вариант для перевозки грузов, упаковка которых не требует поддержания специальной температуры. Технические характеристики будут зависеть от конкретной модификации, например:

Тип ящика204045
DCHCDCHCHC
Вес, т.2,33,84,04,1
Грузоподъемность max, т.21,826,726,528,3
Объем, м3333667,57685,7

Универсальные грузовые единицы

Водонепроницаемые конструкции, изготавливаемые из высокопрочного металла, применяются для транспортировки крупногабаритных объектов различного профиля и назначения. Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются непосредственно в конечных точках маршрута, с использованием специальной техники. При отправке товара соблюдаются правила опломбирования, предусматривающие постановку простых пломб из свинца с камерой или двумя параллельно расположенными отверстиями, либо электронных регистраторов, фиксирующих данные по взаимодействию с закрытыми створками. Нарушение целостности является основанием для выставления претензий в случае выявления расхождений, и фиксируется в сопроводительных документах уполномоченными лицами.

Платформы

Согласно классификации грузовых контейнеров, представляют собой мобильные конструкции, не оснащаемые крышей или боковыми панелями — присутствуют только основание и торцевые стенки, которые также могут быть откинуты по мере необходимости. Рекомендуются к использованию для перевозки строительной и военной техники, тяжелых станков и транспортных средств, бетонных блоков, и т.п.

 

Цистерны

колеса

Специальный механизм, предназначенный для транспортировки различного рода жидкостей, состоит из следующих элементов:

  • Прочная каркасная рама, отвечающая стандартным габаритам в 20-40 футов.
  • Емкость из легированной или углеродистой стали объемом 25-35 м3, устойчивая к агрессивной среде и образованию коррозии, а также к механическому воздействию.
  • Сливное устройство насосного или гравитационного типа.
  • Вспомогательное оборудование — для поддержания рекомендованной температуры содержимого.

Танк-контейнеры используют в разных сферах: при перевозках пищевой и химической продукции, сжиженного газа и продуктов нефтяной переработки. Перевозить груз можно автопоездом, железнодорожным или морским транспортом. Заполнение и опорожнение цистерны осуществляется методом самотека, либо под давлением — в зависимости от комплектования выбранной модели. Важный аспект — наличие теплоизоляции и системы подогрева, обязательных в тех случаях, когда содержимое отличается повышенной уязвимостью к температурным перепадам.

Контейнеры с вентиляцией

Отличительная особенность такого вида крупногабаритной тары — включение в конфигурацию системы естественного или принудительного воздушного вентилирования, позволяющей сохранить активную циркуляцию внутри закрывающегося корпуса. На этом отличия заканчиваются — в остальном конструктивные характеристики позволяют сравнить данные модели со стандартными модификациями закрытого или открытого типа. Рекомендацией к использованию в грузоперевозках выступает специфика транспортируемых объектов, которая обусловливает потребность в регулярном проветривании и поддержании цикла воздухообмена.

Рефрижераторы

Рефы — это грузовые контейнеры, которые классификатор относит к числу специализированных. Основанием выступают особенности конфигурации: с технической точки зрения речь идет о металлических коробах с улучшенной термоизоляцией, оснащаемых автономной холодильной установкой. Подобные «холодильники» отличаются вместительностью, поддерживают заданный температурный режим при любых погодных условиях, и используются для перевозки пищевых продуктов, фармацевтических средств и других товаров как в замороженном, так и в охлажденном виде.

Диапазон рабочих температур для рефрижераторных контейнеров варьируется в пределах от —35/+30оС. Заранее установленный показатель обеспечивается подключением к стационарной точке, либо работой выделенного электрогенератора. Благодаря улучшенной теплоизоляции рефрижераторы также могут использоваться в качестве изотермических боксов, не требующих постоянной работы охлаждающего или обогревающего оборудования.

Емкость для насыпных грузов

Модификации, функциональной задачей которых выступает хранение во время транспортировки сыпучих материалов — без применения какой-либо альтернативной или вспомогательной тары. Среди возможных вариантов наполнения — зерновые культуры, сельскохозяйственные удобрения, стройматериалы, и т.д. С точки зрения конструкции весьма схожи со стандартными моделями закрытого и открытого типа. Единственное отличие — формирование в корпусе дополнительных отверстий, через которые проводятся погрузочно-разгрузочные работы, осуществляемые навалочным методом.

Виды металлических контейнеров по габаритам

вид сверху

Стандарты ISO 668 регламентируют базовые критерии дифференцирования с точки позиции их размеров и массы, принимая во внимание как характеристики объема, так и вес брутто. Аналогичный принцип также был закреплен в рамках ГОСТ 18477-79, выделяющего три основных группы грузовых хранилищ по тоннажу:

  • Малотоннажные — до 2,5 т.
  • Среднетоннажные — 2,5-10 т.
  • Крупнотоннажные — свыше 10 тонн.

Что касается размерного ряда, то здесь наиболее популярными в сфере коммерческих грузоперевозок являются модификации на 20, 40 и 45 футов.

Классификация по назначению

стоянка

В данном случае речь идет о функциональных признаках, обеспечивающих возможность грамотного выбора модуля, необходимого для решения конкретной задачи. Практика показывает — знание того, какие есть контейнеры для перевозки грузов, помогает избежать ненужных потерь в рамках реализуемых логистических циклов.

Так, если говорится о стандартной продукции для бытового использования, самой простой и практичной идеей становится универсальная 20-футовая грузовая единица. Для объектов с нестандартной формой, габаритами или консистенцией, будь то строительные материалы или зерно, понадобится специализированное временное хранилище. Для объемных партий потребуются соответствующая грузоподъемность и вместительность, так что лучшим вариантом станут модификации в 40 футов. При этом важно рационально использовать внутреннее пространство — грамотный подход к распределению не только экономит средства, нередко уходящие на «прокат воздуха», но и исключает вероятность случайного повреждения особо хрупких упаковок.

Нестандартные размеры контейнеров

транспортировка

В рамках международных грузоперевозок достаточно часто используются модули, не подпадающие под стандартные форматы, что в первую очередь обусловливается возможностью сокращения расходов. Для российских реалий с точки зрения веса брутто наиболее популярными вариантами считаются модификации в 3, 5, 20 (нормативная разновидность) и 24 тонны. В последнем случае модуль имеет те же габариты, что и 20-футовые единицы, что определяет максимально допустимый объем загрузки в 30,48 т.

Если же говорить о параметрах, то здесь, во-первых, следует выделить версии в 5 и 6 футов — первый вписывается в любой формат транспортного средства, второй — вмещает продукцию общим весом до 10 т. Гораздо реже, но иногда все же встречаются 8, 10 и 30-футовые модульные единицы, конфигурация которых не позволяет говорить о соответствии стандартам сертификации ISO.

Подведем итоги

хранилище

Безопасная перевозка грузов — с соблюдением условий хранения, поддержанием температурного режима, и исключением вероятности стороннего доступа к содержимому поставки — требует от специалистов, отвечающих за логистику, как минимум базового понимания основных понятий и знания видов грузовых контейнеров. При выборе подходящего варианта важно не только ориентироваться на грузоподъемность, но и придерживаться рационального подхода, позволяющего свести к минимуму сопутствующие издержки.