тренды
бизнес

Как LogTech меняет российскую логистику

Мировая логистика давно вышла за пределы аналоговой реальности. Компании соревнуются в скорости внедрения LogTech-решений. По данным Digital McKinsey, общий объем инвестиций частных компаний в цифровизацию составляет 5% от ВВП в США, 3,9% - в странах Западной Европы.

В России этот показатель равен 2,2%. На это есть вполне конкретные причины. Заявления о новой цифровой реальности в России стоит рассматривать через призму экономического разрыва между городами- миллионниками и отдаленными регионами. Если средняя столичная компания может рассуждать об автоматизации склада, то рядовое складское хозяйство вдали от центра в лучшем случае оцифровало лишь ряд административных процедур.

И все же изменения есть. Цифровизацию двигают вперед широкие технологические возможности и очевидные экономические выгоды, следующие за внедрением инновационных решений. Согласно опросу PwC, 54% транспортно-логистических компаний делают ставку на цифровизацию, считая, что инвестиции увеличат выручку компании; 16% рассчитывают на рост прибыли, 11% — на улучшение качества обслуживания клиентов.

LogTech открывает транспортным компаниям сразу несколько областей возможного роста:

  • упрощение процессов - достигается при помощи LogTech-решений для транспорта;
  • снижение зависимости от кадровых вопросов - LogTech в складской логистике;
  • создание новых бизнес-моделей и выход на новые рынки - LogTech в работе с данными.

Предлагаем познакомиться поближе с каждым из инструментов. 

 

LogTech в транспортировке: IoT, беспилотники, трекинг груза

 

Интернет вещей

Мировой рынок Интернета вещей не сбавляет темпов роста: согласно прогнозам, его ежегодный прирост составит 10% до 2022 года. IoT-разработки используют почти все “гиганты”. DHL, например, устанавливает на груз датчики Smart Sensor — они позволяют отслеживать состояние груза и условия перевозки на любом этапе цепочки поставок. Американская Cerasis внедряет транспортные решения V2V (vehicle-to-vehicle) и V2I (vehicle-to-infrastructure), позволяющие оптимизировать маршрут, сократить расход топлива и снизить негативное влияние на окружающую среду. В той же Cerasis видят серьезные перспективы в использовании датчиков, отслеживающих состояние транспортного средства — они помогают снижать затраты на ремонт и уменьшать простой транспорта.

В нашей стране IoT развивается неоднородно, но логистика является ключевым сегментом для реализации подобных решений. Во многом это объясняется государственными инициативами — “Платон” и массовое подключение к “ЭРА-ГЛОНАСС” сделали Россию одним из мировых лидеров по количеству подключенных автомобилей.

Использование новейших систем диспетчеризации, трекинга и управления транспортом позволит компаниям сэкономить до 15% расходов. В целом же экономический эффект от внедрения IoT в логистике в масштабах всего рынка оценивается в 542 млрд руб. к 2025 году.

Беспилотники

Один из главных драйверов перемен в этой сфере — Amazon c программой Amazon Prime Air. По расчетам ритейлера, дроны могут осуществлять доставку малогабаритных грузов (менее 2,25 кг) в течение 30 минут после осуществления заказа, а стоимость организации доставки на последней миле не превысит $1.

Но даже для Amazon эти радужные перспективы пока остаются в рамках пилотного проекта. В России о полноценном использовании грузовых дронов пока говорит только “Мегафон”: в компании утверждают, что, благодаря появлению 5G, массовое использование БПЛА в логистике возможно уже в ближайшие 3 года.

Намного чаще звучат мнения о том, что для полноценного использования дронов в “последней миле” нужно проделать слишком большую работу: с нуля создать нормативно-правовую базу, пересмотреть поправки в воздушный кодекс и вопросы страхования. Маловероятно, что это удастся сделать это даже в среднесрочной перспективе.

Трекинг груза

Инновации в сфере трекинга перекликаются с другой важной областью LogTech — автоматизацией склада. Речь об RFID-метках, которые, с одной стороны, являются инструментом инвентаризации, с другой — позволяют следить за перемещением товара на протяжении всей цепочки поставок.

Один из самых показательных примеров использования RFID — Decathlon. С помощью сквозного слежения компания контролирует 85 % своих товаров 
по всему миру, включая Россию. По данным совместного исследования GS1 и ECR, Decathlon является одной из 10 мировых компаний, занимающихся масштабным внедрением RFID — наряду с Adidas, Marks&Spenser, River Island и другими. По итогам 2018 года компании констатировали прирост прибыли в диапазоне от 1,5 до 5,5% — или от 1,4 до 5,2 млрд евро.

В более скромных масштабах использование радиочастотных меток минимизирует убытки, связанные с нарушением условий хранения и транспортировки скоропортящихся товаров или товаров со спецусловиями перевозки. Экономия на этих процессах может составить до 30%.

 

LogTech в складских процессах: автоматизация управления, роботы

 

Автоматизация управления складом

Как мировой, так и российский транспортный рынок довольно хорошо освоил программные продукты разной степени сложности. Использование даже простых WMS позволяет экономить от 10 до 30% на складских процессах. Главная тенденция будущего — переход от WMS к WCS и BAS-системам: первые позволяют интегрировать систему управления с автоматизированным оборудованием, вторые вообще превращают склад в “умный дом”, отслеживая такие “тонкие” настройки, как температурный режим, вентиляция и системы безопасности.

Роботизация

Последнее слово в роботизации складов, как всегда, остается за ритейл-гигантами. Amazon Robotics, поэтапно расширяющая применение грузовых роботов Kiva на территории распределительных центров, планирует инвестировать $40 млн в открытие роботехнического центра в Бостоне. Роботизация уже позволила компании снизить расходы на 20%.

На фоне таких заявлений кажется, что склады, заполненные умными машинами, начнут работать уже завтра. Но опыт все того же Amazon Robotics убеждает в обратном. В компании убеждены, что полная автоматизация складов возможна не раньше, чем через 10 лет. Пока что термин “автоматизированный склад” означает лишь передачу ряда процессов роботехнике.

Переход на автоматизированные склады идет намного медленнее, чем обещают адепты”новой цифровой реальности”. Но перспективы у этого направления вполне определенные. Сервисная (читай - логистическая, поскольку 63% рынка сервисной робототехники приходится на логистику) робототехника лидирует по темпам роста. По оценкам IFR, в 2018 г. объем рынка логистических роботов достиг $3,9 млрд и продолжит ежегодно увеличиваться на 18% до 2022 года. Складские роботизированные системы имеют огромное преимущество: они легко совершенствуются, становясь полностью автономными. И это открывает перед складской логистикой самые широкие перспективы.

 

LogTech в работе с данными: платформы и Big Data

 

Уберизация

Одним из самых сильных трендов 2018-2019 года стала уберизация логистики. Основой для этого процесса становятся платформы, которые могут работать как маркетплейс или как полноценный сервис, выступающий организатором перевозки. По последней модели работает Uber Freight и ряд американских стартапов — Convoy, Cargomatic и TruckerPath. Нельзя сказать, чтобы за несколько лет существования они “взорвали” рынок. Например, на карте регистрации Uber Freight значится всего 10 географических зон на территории США — явно недостаточно для того, чтобы заявлять о кардинальной смене логистических парадигм.

Большинство отечественных убер-проектов представляют собой скорее цифровых экспедиторов, чем полноценные транспортные компании. Но практика показывает, что построить эффективную бизнес-модель, полностью отказавшись от логистических активов, невозможно. Платформенные решения начинают работать там, где технологии дополняются инфраструктурой. Мы убедились в этом, начав развивать бизнес-модель компании “Точка-Точка”. Клиенты с осторожностью относятся к “цифровым доскам объявлений”: они хотят получить страхование груза, прямой договор с перевозчиком, качественную складскую обработку. Наличие собственной физической базы является для наших заказчиков гарантией безопасности.

“Точка-Точка” — пример интеграции LogTech в классическую транспортную модель. Мы снижаем расходы на организацию перевозки, используя, с одной стороны, принцип шеринга, с другой - свободную конкуренцию.

Шеринг как экономическая модель предполагает, что клиенты имеют равный доступ к активам и делят расходы при их использовании. В нашем случае, актив - это транспортное средство. ТТ консолидирует груз в паллету, а паллету - в партию. Каждая партия может включать грузы от разных грузоотправителей, соответственно, расходы на организацию перевозки поровну делятся между всеми участниками.

Это ключевое, но не единственное отличие нашей модели от традиционных LTL-перевозок. В сборных перевозках транспортная компания устанавливает фиксированный тариф для того, чтобы покрыть риски от неполной загрузки машины - и клиент вынужден оплачивать эти риски. “Точка-Точка” использует схему догруза. Все имеющиеся партии выгружаются в цифровую базу, доступ к которой есть у водителей. Они сами управляют эффективностью транспорта: вместо того, чтобы совершать холостой рейс, они могут догрузить машину, забронировав партию с подходящими весогабаритными характеристиками.

Платформа в данном случае выступает гарантом честного распределения груза и прозрачного ценообразования. На каждую партию могут претендовать несколько водителей, но груз заберет тот, кто быстрее других предложит максимально выгодную стоимость. Такой “аукцион” одновременно создает условия для свободной конкуренции и, в конечном счете, работает на повышение качества предлагаемых нами услуг.

BigData

Уберизация, краудсорсинг, операционное планирование — все эти модели невозможны без IT-базы. 60% мировых лидеров отрасли, понимая это, планируют инвестиции в BigData в ближайшие 5 лет. По прогнозам PwC, глобальный рынок ИТС в сегменте автодорожного сообщения превысит 72,3 млрд долларов США.

В России предиктивная аналитика и TMS (Transport Managment System) из-за своей стоимости пока остаются за пределами возможностей малого и среднего бизнеса. Цена оправдывается преимуществами, которые открываются для транспортных компаний: это повышение операционной эффективности за счет транспарентности операций и оптимизации используемых ресурсов; рост лояльности клиентов и эффективности коммуникации; создание новых бизнес-моделей и выход на новые рынки. Решения на основе BigData и искусственного интеллекта имеют огромный потенциал, но относительно низкий уровень цифровизации и высокая цена отодвигают массовый выход таких технологий на 3-4 года вперед.

 

Бочка дегтя: что мешает внедрению LogTech

 

Российская транспортная отрасль цифровизуется фрагментарно, а многие технологии, активно используемые на Западе, требуют серьезной адаптации под нашу действительность. 

В чем причина? В финансовых показателях? Слабой технической базе? Географии? Не только. Согласно опросу PwC, главными стоп-факторами цифровизации руководители российских компаний называют нехватку квалифицированных специалистов (51%) и неэффективный подход к подбору персонала (37%). Удивительно, но это так: развитию LogTech мешает, в первую очередь,внутренний климат. Российские компании в меньшей степени, чем западные, сосредоточены на улучшении управленческих навыков в области цифровизации и меньше осведомлены о происходящих переменах вообще.

LogTech в российский логистике — это история не столько про технологии, сколько про людей. Говоря об эффективности цифровизации, важно принимать во внимание не только внешние факторы, но и образ мыслей тех, от кого эта цифровизация зависит. Для успешного освоения чего-то нового недостаточно просто восприимчивости к новым технологиям. Нужны еще, как минимум, смелость, гибкость и готовность к серьезной командной работе. И развитие этих качеств может стать для современных логистических компаний не менее важной точкой роста, чем инвестиции в роботов и чат-ботов.