перевозчику
статья
логистика

Изотермический фургон: что это за тип кузова автофургона

Решение логистических задач, связанных с транспортировкой свежей или замороженной продукции, предполагает использование специального автотранспорта, особенности конструкции которого позволяют поддерживать заданную температуру на протяжении всей поездки. Наиболее распространенными вариантами, доступными для бизнеса, являются рефрижераторы и «термобудки» — несмотря на схожесть конфигураций, между ними существуют определенные отличия, принимаемые во внимание с поправкой на специфику конкретного груза. Что значит такое понятие, как изотермический фургон, какой это тип кузова грузового автомобиля, и в чем его преимущества и недостатки? Давайте разбираться.

склад

Общее представление

С технической точки зрения рассматриваемый автофургон представляет собой разновидность контейнера, обшивка которого изготавливается из материалов с улучшенными свойствами термоизоляции. Конфигурация не предусматривает подключения к двигателю транспортного средства или установки специальных устройств, способных корректировать и поддерживать заданный температурный режим: внутреннее пространство просто сохраняет исходные условия, актуальные на момент отправления. Можно провести условную параллель между «термобудками» и бытовыми термосами, которые позволяют согреваться горячим чаем или кофе даже во время продолжительных осенних или зимних вылазок на природу.

Очевидно, что при отсутствии вспомогательных охладителей изотермические автофургоны обладают ограниченным эксплуатационным ресурсом с точки зрения времени. Удерживать первоначальную температуру на постоянной основе невозможно: рано или поздно внешнее тепло начнет поступать внутрь, выталкивая холодный воздух. Однако этот фактор компенсируется высокой скоростью, компактными габаритами и маневренностью транспортных средств, которые успешно используются в условиях городской логистики с повышенным трафиком. Кроме того, в отличие от промтоварных рефрижераторов, оснащаемых холодильными установками, изотермы не расходуют дополнительное топливо, что делает их более экономичным и практичным вариантом для грузоперевозок на небольшие расстояния — в пределах 50-100 км между точками отправления и прибытия.

Разновидности фургонов

Рассматриваемое понятие охватывает достаточно широкий спектр транспортных средств, отличающихся между собой конфигурациями и эксплуатационными характеристиками, но вместе с тем объединяемых общей особенностью — наличием закрытого кузова для перевозки грузов. Если говорить об изотермических будках — стоит отметить, что здесь также возможно изготовление специальных полуприцепов и прицепов, закрепляемых на грузовых или легковых автомобилях различного производства, и успешно выполняющих аналогичный логистический функционал. Для российских реалий наиболее популярными марками можно считать Газель, КАМАЗ, МАН, Форд, Iveco, и т.д.

дверь

Бескаркасные изофургоны

Планируя обзавестись собственным автопарком или запустить бизнес, связанный с оказанием профессиональных услуг грузоперевозки, стоит обратить внимание на модели, отличающиеся повышенной продолжительностью эксплуатации без потери изотермических свойств. Конфигурации на основе сэндвич-панелей, не предусматривающие наличия каркаса, характеризуются отсутствием тепловых мостов. Как следствие — в монолитной конструкции не образуются пустоты, а весь материал, применяемый для внутренней и внешней обшивки и утепления, сохраняет целостность первоначальной структуры.

Фургоны изотермы изготавливаются из трех- и пятислойных панельных модулей, для соединения которых между собой применяются специальные прокладки и уплотнители, а также адгезивный состав, состоящий из двух компонентов. Выбор в пользу подобной практики не случаен — таким образом достигается высокая прочность и снижается объем тепловой потери на участках стыковки. Что касается отделки стенок, то здесь обычно используется оцинкованная или плакированная сталь, полимерное или алюминиевое покрытие, ламинированные листы фанеры, а также другие виды материалов, обеспечивающих поддержание температуры на протяжении нескольких часов кряду.

Единственный недостаток бескаркасных изотермических фургонов, фото которых сходу не позволяют выделить визуальные отличия от традиционных моделей — более высокая стоимость покупки. Впрочем, этот минус компенсируется продолжительностью эксплуатации, эффективностью и качеством изготовления.

мужчина

Каркасные изофургоны

Альтернативный вариант — с конфигурацией, предусматривающей использование жесткого реберного основания — также может быть эффективен для грузоперевозок, однако считается менее долговечным. Наличие каркаса обусловливает образование внутренних тепловых мостов, которые служат разделителем между обшивками контейнера. Как следствие — снижение качества теплоизоляции и увеличение коэффициента теплопередачи.

Также нужно учитывать, что во время поездок структура используемого утеплителя оказывается подвержена постоянному негативному воздействию, возникающему на фоне температурных колебаний, разницы между внешней и внутренней средой, осадков, вибраций и иных сопутствующих факторов. Из-за этого объем времени постепенно сокращается.

Наружной обшивкой кузова обычно служат либо металлические щиты, либо оцинкованная сталь. Стандартная практика для каркасных изотермических автофургонов — использование в качестве утеплителя листов пенопласта, диапазон толщины которых варьируется в пределах 2,5-5 см. Окончательный выбор зависит от требований, предъявляемых к эксплуатационным характеристикам. Пенопластовый материал делится на клееный и закладной — в первом случае речь идет об адгезивном составе, связывающим утепляющий материал с внешней и внутренней обшивкой в единую структуру. Подобное решение визуально напоминает бескаркасные автомобили изотермы, но это сходство ограничивается только визуальными особенностями — на практике эффективность эксплуатации все же не дотягивает до их показателей.

контйнеры

Подобные нюансы следует принять во внимание тем, кто планирует покупку изотермического фургона впервые, и намеревается воспользоваться предложениями вторичного рынка, отличающегося более доступными ценами. Не все продавцы одинаково добросовестны и честны по отношению к покупателям — встречаются случаи, когда не разбирающиеся клиенты приобретают каркасные модели, будучи уверенными в обратном. Конечно, подобная ошибка не станет критичной — автомобиль точно также подойдет для перевозки грузов, предъявляющих особые требования к температурному режиму, и, вероятно, станет отличным подспорьем для начинающих бизнесменов. Однако продолжительность эффективной эксплуатации заметно сократится (с учетом того, что даже новый кузов служит от трех до пяти лет), а уплаченная стоимость окажется существенно выше реальной рыночной цены.

Что такое рефрижератор

Говоря о транспортных средствах, конфигурация которых позволяет возить свежие и замороженные продукты, нельзя не упомянуть и о рефрижераторных моделях, функционал которых заметно превышает возможности «термобудок». С технической точки зрения реф — фургон или контейнер, покрытый термоизоляционной обшивкой, внутри которого располагается холодильная установка. Охлаждающий генератор, подключенный к двигателю машины изотермы — это то, что обеспечивает свободное регулирование температурного режима с точностью до одного градуса.

Технические особенности

На первый взгляд может показаться, что наличие устройства, генерирующего холод, решает указанную логистическую задачу оптимальным образом. Однако на самом деле подобная конфигурация имеет свои специфические особенности. Сравнение рефрижераторов и изофургонов заслуживает более тщательного рассмотрения конструктивных нюансов, определяющих преимущества и недостатки каждого из вариантов.

газель

Рефы

Ключевые конструктивные решения для рефрижераторных моделей — размещение холодильной установки и покрытие контейнера термоизоляционным слоем. Функциональные возможности генераторов зависят от выбранной модификации, однако большинство современных аппаратов легко справляются с поддержанием температуры глубокой заморозки, доходящей до значения в -200оС. Однако при этом нужно учитывать, что оборудование занимает немалую часть свободного пространства, и работает за счет подключения к двигателю — то есть, расходует топливо для выполнения поставленной задачи. Частично сократить издержки помогает качественная изоляция, удерживающая холод внутри.

Управление настройками осуществляется с помощью сенсорной панели или кнопочного интерфейса. Для отслеживания показателей применяются датчики термометра, автоматически уведомляющие модуль о необходимости активации генератора для восстановления нужной температуры.

Изотермические фургоны

С конструктивной точки зрения ключевым фактором, определяющим, насколько эффективной окажется эксплуатация «термобудки», является качество используемых материалов, отвечающих за обеспечение термоизоляции. Чем меньше пропускная способность и толще слой — тем лучше конфигурация справляется с задачей сохранения приемлемого температурного уровня внутри контейнера.

коробка

Исходя из оценки результатов, обеспечиваемых выбранной конструкцией, изофургону присваивается одна из трех возможных категорий. Значение определяется в рамках универсальной классификации, и указывает, какой именно диапазон температур, по умолчанию выраженных в градусах Цельсия, является оптимальным для эксплуатации данной модели:

  • А-класс — 0…+12.
  • В-класс — +12…-10.
  • С-класс —  +12…-20.

Отсутствие холодильной установки, предусмотренной конфигурацией рефрижератора, безусловно, ограничивает возможности эксплуатации с точки зрения разнообразия поддерживаемых режимов. Однако потребление дополнительного топлива в данном случае не требуется, а используемый слой термоизоляции оказывается толще и эффективнее, чем у рефрижераторных фургонов, предлагаемых производителями в схожей ценовой категории.

Практика показывает, что для бизнес-проектов, деятельность которых связана с перевозками продукции, требующей особых низкотемпературных условий, «термобудка» вряд ли окажется подходящим выбором. Подобные модели рекомендуются для транспортировки грузов на короткие расстояния — например, при организации доставки продуктов питания от производственного цеха или склада до розничных точек, расположенных в городской черте. В этом случае проявляются основные преимущества фургонов — компактные габариты и маневренность, обеспечивающие возможность подачи авто к месту выгрузки даже на ограниченном пространстве, а также экономичный расход топлива.

стоянка

Грузоподъемность и вместимость

Покупка рефрижератора может рассматриваться как актуальное логистическое решение при условии, что задачи бизнеса связаны с перевозками на длинные дистанции. Машины с изотермическим тентом — это то, что лучше всего подходит в ситуациях, когда планируемое расстояние укладывается в диапазон 50-100 км. Разница между транспортными средствами проявляется не только в наличии или отсутствии специального оборудования, обеспечивающего нужный температурный режим, но и в других эксплуатационных характеристиках, включая грузоподъемность и вместимость.

Так, рефы отвечают требованиям, возникающим при транспортировке более объемных грузов. Производители, представленные на рынке в данном сегменте, предлагают различные разновидности — начиная с компактных Газелей, и заканчивая стандартными еврофурами. Исходя из габаритов автофургона, в кузове помещается от шести до тридцати трех паллет, а максимальный вес загрузки может доходить до двадцати тонн.

Изометрические фургоны — мобильный и маневренный вариант, идеальный для эксплуатации в условиях городского трафика, а также при перевозках между близлежащими населенными пунктами. Как правило, установка «термобудок» практикуется на базе малотоннажных автомобилей, в том числе относящихся к категории легкового транспорта. Многие предприниматели отдают предпочтение все тем же Газелям, позволяющим расположить внутри кузова до шести европаллет, общий вес которых составляет около 900 кг. В данном случае дополнительное преимущество — отсутствие стандартных ограничений на перемещение в черте города, актуальное при работе с розничными точками и гипермаркетами. Впрочем, на практике встречаются и более габаритные варианты — например, уже упомянутые фуры, соответствующие европейскому стандарту.

Особенности применения

Рассмотрев характерные аспекты использования в логистике изотермических фургонов и рефрижераторов, можно сделать вывод о том, для решения каких задач лучше подойдет та или иная версия:

  • Рефы. Применяются для транспортировки продуктов питания, относящихся к категории первичной или глубокой заморозки. Наличие вспомогательной установки обеспечивает поддержание нужной температуры на протяжении любого временного интервала, что особенно важно в тех случаях, когда ориентировочные сроки доставки превышают пятичасовой порог.
  • Изофургоны. Сохраняют условия, оптимальные при перевозке охлажденной и молочной продукции, свежих фруктов и овощей, однако требуют принятия во внимание временных ограничений. Рекомендуются к эксплуатации, если максимальное расстояние между точками составляет не более 100 км.
дорога

Ключевые отличия изотермических и рефрижераторных грузовых фургонов

Что касается существенных различий между двумя типами транспортных средств — их можно свести к следующему перечню:

  • Дополнительный расход топлива возникает только при использовании рефрижераторов.
  • «Термобудки» не могут поддерживать температуру дольше 5-10 часов — в зависимости от внешних условий работы.
  • Минимальное значение, доступное для изофургонов С-класса, составляет -20оС, тогда как генераторы в рефах способны охладить внутреннее пространство до -200оС.

Разница в принципах функционирования не исключает взаимозаменяемости моделей, однако обусловливает необходимость грамотного планирования, основанного на специфике поставленных задач.

Заключение

Выбор между изотермическим грузовым фургоном и рефрижератором зависит от потребностей бизнеса. Если приоритетом выступает компактность, экономичный расход топлива и маневренность — более практичным вариантом станет «термобудка», тогда как для междугородних и международных маршрутов единственно верным решением оказывается габаритный реф.