Грузовой автомобиль: что это такое, какая машина считается грузовиком
Узнать, что такое грузовой автомобиль, какие у него есть особенности, и как правильно выбрать — стоит тем, кто задумывается об организации коммерческих перевозок или хочет попробовать новый вид прибыльной деятельности. От рациональности решения будет зависеть доход предприятия, а также комфорт и безопасность водителя. Есть много различных классификаций, которые позволят правильно определить назначение и подобрать соответствующую машину. Рассмотрим основные особенности и характеристики грузовиков, которые потребуются для начала работы как самому автоводителю, так и тому, кто хочет сделать выгодную инвестицию.
Грузовое транспортное средство (ТС) - определение
В регламенте Таможенного Союза стоит следующее описание: если расчетная масса грузов превышает аналогичный показатель для пассажиров, такой автомобиль можно относить к подходящим для грузоперевозок. Следовательно, сюда входят не только явные большегрузы, подпадающие под категорию “С”, но и небольшие пикапы, автофургоны и другие автомобили. Существует определенные перечень факторов, которые позволяют классифицировать грузовики.
Особенности классификаций грузового транспорта
Принято разделять все модели по следующим признакам:
- по массе авто;
- конструктивным особенностям;
- типу кузова;
- составу (наличие или отсутствие прицепа, будки и т.д.);
- двигателю;
- колесной базе.
При этом есть еще и спецсредства, которые не стоит путать с остальными. Например, карьерные самосвалы используются исключительно для работы на карьерах, а вот строительные могут применяться также для транспортировки других вещей.
Виды грузовиков по полной массе
Стоит сначала разобраться с самим термином, что он означает. В ПДД указано, что ПМ авто — это сумма веса транспортного средства вместе с пассажирами. Соответственно, есть несколько разновидностей по этой градации:
- до 1,2 т — это фургоны, микроавтобусы, грузовые минивэны;
- от 1,2 т до 2 т — газели и прочие аналогичные машины-фургоны;
- от 2 до 8 т — сюда уже относятся небольшие по размерам и массе грузовики, которые могут доставлять грузы на большие расстояния, многие оборудованы спальным местом для водителя;
- 8-14 т — благодаря грузоподъемности оснащаются прицепами, тентом, предназначены для междугородных грузоперевозок;
- 14-20 т — имеют несколько осей и платформу для будок-прицепов;
- 20-40 — для международных транспортировок;
- свыше 40 т — самосвалы и автопоезда.
Это основная классификация по данному типу, весь транспорт разделяют по полной массе.
Виды грузовых машин по количеству осей
Ось — один из главных узлов конструкции грузовика, на который приходится основная нагрузка. Поэтому чем больше их, тем выше способность автомобиля перевозить значительный тоннаж. Различают:
- 2-х осные;
- трехосные;
- четырехосные;
- пятиосные и более.
Наиболее часто встречаемый тип на основе трех осей. Такая конструкция обеспечивает хорошее распределение нагрузки, защищает дорожное покрытие от повреждений. Ходовая часть изнашивается равномерно, что позволяет планировать ремонт техники заранее.
По колесной формуле
Определение грузового автомобиля по показателю отношения общего количества осей к ведущим. Указывается двумя цифрами. Первая показывает общее число осей, а вторая — ведущие пары. Есть наиболее часто используемые:
- 4Х2;
- 4Х4;
- 6Х6;
- 6Х4.
- 8Х8.
Кроме этого различают простую формулу, с чертой и точкой. В первом случае будет просто обозначение заднего или переднего привода. Во втором — черта указывает наличие управляемых пар колес, точка — показывает ошинкованы ли ведущие мосты.
Двухосник
Самая простая конструкция, используется в небольших фургонах, грузовых микроавтобусах, газелях, спринтерах и других малотоннажных машинах. Такие авто делятся на переднеприводные и заднеприводные.
Трехосник
Два моста располагаются в задней части, что необходимо для увеличения тоннажа транспорта. Передняя пара только одна, она же и будет управляемой и ведущей. Две пары сзади статичны, поворачивают вслед за передними колесами, что сказывается на устойчивости транспортного средства.
Четырехосник
Расположение мостов хвоста автомобиля будет аналогично трехосникам, но за передней парой на небольшом удалении будет располагаться еще одна. Она находится в части крепления будки, прицепа.
Пятиосник
Это многотонные авто, тоннаж начинается с 20 т, поэтому дополнительные оси служат для распределения огромной массы. Расположение их парами сзади и посередине, ведущие располагаются чуть впереди, являются управляемыми. Также управляется еще один или несколько мостов по платформе.
По составу
Главной особенностью данного типа классификации является определение, будет ли транспортное средство единым или состоять из нескольких частей. Одиночный грузовик будет представлять полностью соединенный кузов и кабину водителя. Второй вариант, автопоезд — имеет платформу для тента, полуприцепа, присоединяемых к тягачу. Теперь рассмотрим, какая машина считается грузовой по виду прицепного.
Тентованные
Самые широкоиспользуемые из-за простоты эксплуатации и легкости самой конструкции. Способен перевозить грузы массой до 25 тонн. Подходит для негабаритной транспортировки за счет того, что тент можно легко снять.
«Джамбо»
Его вместимость больше за счет того, что имеет изогнутую раму. Она позволяет увеличить высоту прицепа сзади. При этом диаметр колесных дисков будет меньше. Способен перевозить груз с весом до 25 тонн. Покрытие может быть тентованным, поэтому аналогично подойдет для перевозки негабарита.
Цельнометаллические
Плюсом является то, что металл стен будет надежно защищать товар от повреждений. Это очень важно для хрупких видов, нуждающихся в сохранении стабильной температуры и отсутствии влажности. Минус — это необходимость загрузки только через “шторы” или задние двери, невозможность транспортировать негабарит.
Рефрижераторы
Специальные будки, в которых установлена холодильная установка, способная поддерживать стабильную температуру. От +12 до -25 градусов, что необходимо для качественной перевозки замороженных продуктов, нуждающихся в охлаждении, некоторые алкогольные заготовки, чтобы поддерживать режим брожения. Недостатком будет высокая цена использования таких фур.
Изометрические
Эксплуатация будет намного дешевле. Это так называемый универсальный вариант. Стенки прицепа обшиты теплоизоляционным материалом, чтобы поддерживать заданную температуру. Такой способ транспортировки не подойдет для скоропортящихся товаров, которые надо доставить на большие расстояния, однако в течение суток-двух кузов вполне способен удерживать терморежим. Также можно использовать для перевозки любых других вещей, кроме негабаритных.
Открытые бортовые
Плюсы данных платформ в том, что они могут разместить значительное количество товара. При этом важно, чтобы груз обладал устойчивостью к атмосферным осадкам, был не подвержен влиянию температур и влажности. Поэтому чаще всего такой тип применяется для перевозки строительных комплектующих или техники.
Контейнеровозы
Специальные платформы, которые имеют узкое предназначение — транспортировка морских контейнеров в порт или место выгрузки.
Автовозы
Еще один специальный вид прицепов, который имеет особую конструкцию, чтобы устанавливать и закреплять автомобили. Может использоваться для доставки как легковых, так и спецтехники, автобусов и др.
Лесовозы
Несмотря на название, его разрешено использовать не только для транспортировки леса с лесопилок, но и для любых длинномерных материалов (металлопрокат, трубы и др). Чтобы предотвратить скатывание в движении, по всему периметру установлены специальные крепления и ограничители.
Цистерны
В них перевозят наливные растворы, бензин, солярку и другие жидкости, газообразные смеси. Для погрузки и разгрузки используется специальное оборудование. Могут быть дополнительно оснащены защитным кожухом, вращаться (чтобы не застывали растворы), иметь теплоизоляцию или холодильное или нагревательное оборудование.
Платформы и низкорамные тралы
Эксплуатируются, чтобы транспортировать крупные негабаритные товары, в том числе спецтехника, промышленное оборудование и др.
Одиночные
Это грузовые автомобили, примером которых могут быть различные цельнометаллические фургоны:
- Citroen Jumper;
- Fiat Ducato;
- Iveco Daily;
- Volkswagen Crafter;
- Mercedes-Benz Sprinter;
- ГАЗель NEXT и др.
Кроме них этот вид транспортных средств представляют некоторые самосвалы, эвакуаторы.
Седельный автопоезд
Большегрузная техника, предназначенная для перевозки большого количества, объема и массы товаров, с весом в десятки тонн. К тягачу может быть присоединен ни один, а несколько прицепов. Мощность машины сравнивается с тягой железнодорожных поездов, отсюда и пошло название данной группы. Седельный вариант состоит из кабины-тягача и полуприцепа, которые соединяются опорным способом.
Среди примеров, стоит выделить армейский автопоезд «Урал» модели 44201-862, ЗИЛ 6009 и 60091. Среди гражданских:
- «КАМАЗ» сборки 6460-91017+9509;
- «Тонар» 7500 и 7502;
- «ДАФ» 105.410;
- IVECO стралис и др.
Максимальная длина не должна превышать 20 м.
Вид | Седельный тягач |
Колесная формула | 4х2 |
Двигатель | Дизель, турбонаддув, 473 л.с. |
Полная масса | 18 т |
ПМ автопоезда | 45т |
Грузоподъемность | до 37,5 т |
Снаряженная масса | от 7,5 до 9 т. |
Цена от | 4, 909 млн |
Прицепной автопоезд
Если в предыдущем варианте в связке допустимы только тягач и прицеп, то в данном случае может быть дополнительно еще несколько полуприцепов. Однако меняется и способ сцепки с опорной на тяговую. В остальном сами модели могут быть как прицепными, так и седельными.
Классификация грузовиков по типу кузова
Самый большой интерес представляет именно эта классификация. Она же в основном и определяющая. Именно от кузовщины большегруза будет зависеть назначение, где способен использоваться. Также будет решающим и тот факт, в каких именно условиях может применяться транспортное средство.
Виды грузовых автомобилей с открытым кузовом
Сюда относятся:
- бортовой;
- тентованный;
- низкорамный;
- платформа.
К достоинствам такой техники можно отнести легкость погрузки. Борта легко откидываются, а отсутствие будки позволяет транспортировать крупные негабаритные грузы. При этом важно при выборе техники ориентироваться на условия хранения товара, ведь он в данном случае будет на открытом воздухе, подвергаться воздействию солнечного света, перепаду температур, осадкам.
Грузовой автотранспорт с закрытым кузовом
Сюда следует относить:
- тентованный;
- цельнометаллический;
- промтоварный;
- изотермический;
- рефрижератор.
Не позволяет перевозить негабаритные товары, при этом за счет закрытого типа все содержимое будет надежно защищено от внешних негативных факторов. Специальные термические будки позволяют охлаждать скоропортящиеся продукты или поддерживать заданную температуру.
Грузовые транспортные средства со специальным кузовом
К спецгрузовикам относятся:
- цистерна;
- строительная;
- спецтехника.
Среди них различные мусоровозы, автовозы, карьерные самосвалы и другие виды грузовиков для специальных транспортировок. Чаще они применяются только по своему узкому назначению.
По типу топлива
С учетом того, что большегрузы подвергаются значительным нагрузкам, их двигатели должны тянуть десятки тонн на большие расстояния, то вопрос топлива остается открытым. Для коммерческой деятельности предпочтительны варианты, которые позволят максимально сэкономить на транспортировке, и при этом обеспечить длительную эксплуатацию мотора. Рассмотрим плюсы и минусы, которые позволят найти оптимальный вариант.
Дизельные двигатели
Обладает всеми необходимыми достоинствами, чтобы стать той самой золотой серединой:
- экономичность расхода топлива в среднем на 10% меньше бензина;
- недорогое сырье;
- моторы-миллионники, с ресурсом свыше 1 млн км.
Кроме всего прочего, токсичность выхлопа в несколько раз ниже, поэтому ЕС и остальные страны переходят именно на дизель.
Бензиновые моторы
Дают высокие затраты, но при этом авто на их основе маневренные и более управляемые. Поэтому часто такие двигатели ставят на небольшие транспортные средства для внутригородской езды. При малом тоннаже они расходуют не так много бензина, а повышенная маневренность делает городскую езду удобнее.
Газобалонный автотранспорт
По экономичности самые лучшие машины, но на отечественном рынке представлены в ограниченном количестве. Это связано с тем, что мало заправок для данного вида оборудования, а также есть повышенный риск воспламенения. Кроме этого заметно снижается показатель управляемости, тягач начинает подвисать, плохо набирает скорость. Поэтому для дальних большегрузов, которые ездят в условиях серпантина и бездорожья — лучше использовать более мощные варианты моторов.
Какой автомобиль считается грузовым по тоннажу
В отличие от полной массы, где учитывается совокупность веса машины и водителя, данный показатель указывает только на тоннаж груза, который может транспортировать авто.
Малой грузоподъемности (0,5-2 тонны)
Это не очень большие микроавтобусы, фургоны, минивэны, которые используются для транспортировки на небольшие расстояния, чаще внутри города или между ближайшими населенными пунктами. Имеет 2-оси, часто представляет цельнолитой грузовик. Может быть оборудован холодильной камерой, теплоизоляцией, с металлической или тентовой будкой.
Средней грузоподъемности (от 2 до 5 тонн)
Применяются на междугородних маршрутах, но часто можно встретить в городской черте. Экономичные, маневренные, но при этом способны перевозить множество товаров.
Большой грузоподъемности (5-16 тонн)
Такие грузовики курсируют по всей стране. Они могут транспортировать крупные партии груза, не слишком маневренные, а въезд в города им запрещен в дневное время в большинстве крупных областных центров. Оборудованы дополнительным спальным местом для водителей.
Особой большой (от 16 тонн)
Аналогично эксплуатируются для дальних рейсов, часто международных. Некоторые машины оснащены не только спальным местом, но и шкафчиками для вещей, мини-кухней для приготовления пищи и другим оборудованием для комфорта водителей в дальних поездках.
Какой тип грузового автомобиля выбрать
Все грузовики отличаются своими характеристиками и назначением. Для начала коммерческой деятельности нужно сначала определиться, будет ли водитель ездить в длительные рейсы или работать по городу.
Для небольших расстояний подойдут авто малого тоннажа до 3,5 т, для них не нужно даже открывать категорию прав для управления такими транспортными средствами. Подойдет категория “В”.
Если планируется совершать длительные рейсы, то подойдут дизельные большегрузы. Рефрижераторы зарабатывают больше, но нужно будет постараться найти рейс. Поэтому лучше выбрать для начала универсальный вариант с тентом или металлическим закрытым кузовом (прицепом).
Популярные марки грузовых машин
Среди комфортных, относительно экономичных и надежных грузовиков можно выделить:
- DAF;
- Scania;
- Renault;
- MAN;
- Volvo;
- Mercedes-Benz.
Из отечественных Тонар и КАМАЗ. Вышеперечисленные марки подходят для длительных путешествий как по стране, так и за рубежом. Обладают большим ресурсом двигателя, достаточно экономичные и комфортные.
Заключение
Теперь вы знаете понятие, что считается грузовым автомобилем, являются ли таковыми авто до 3,5 т, что это такое полная масса машины, а также все о грузовиках, что поможет сделать правильный выбор. Ведь товары по стране нужно доставлять регулярно, а значит, это надежное и выгодное вложение, которое обязательно окупит себя, если выбрать качественный транспорт и ответственного водителя.