Генеральный груз: что это такое, классификация и определение
Для тех, кто впервые сталкивается с логистическими сложностями транспортировки товаров, стоит узнать, что это такое генеральный груз, его определение и особенности, виды, что значит в логистике, классификацию и свойства, а также как проводится правильная маркировка. Все это позволит создать оптимальные условия для перевозки посылок в любую точку маршрута, несмотря на то, будут ли это международные отправления или по России. Корректное заполнение документов, наличие тары, а также правильно замаркированные грузовые места — залог того, что ничего не потеряется в дороге, придет в целостности и комплектности. Есть определенный перечень требований к отправителю и перевозчику, которые позволяют сделать доставку единым процессом для любой страны, чем значительно облегчить транспортную логистику.
Общее представление
Итак, general cargo — это любой штучный товар или вещь, которые можно транспортировать на автомобилях, легковых или грузовых, без организации дополнительных условий для перевозки. Сюда не относятся навалочные, наливные, насыпные и остальные, если они предварительно не имеют определенной упаковки. Например, песок в мешках может считаться генгрузом, а то, что будет засыпаться непосредственно в кузов — нет. Аналогично и для других видов товарных единиц.
Классификация
Различают генеральные грузы по самым различным признакам:
- массе места;
- линейным параметрам;
- указания по хранению;
- способу транспортировки;
- погрузке;
- свойствам и др.
Распространенной используемой классификацией является разделение по виду продукции, его упаковке и параметрам.
Соответственно, есть и другие по требованиям к перевозке. Такими могут быть опасные товары, хрупкие, карантинные, влажные, запаховыделяющие и многие другие. Однако есть всего три категории, которые могут применяться всеми перевозчиками. Так все перевозимые грузы будут разделяться по определенным параметрам.
По весу
Тут разделений всего два, по тоннажу классифицируются легковесные и тяжеловесные. В первом случае речь идет о массе до 5 тонн. Все, что свыше, будет относиться ко второму классу. Для первого достаточно небольших грузовиков, а для второго — требуется большегрузный многотоннажный транспорт.
По габаритам
По размерам есть три группы в классификации:
- обычные;
- длинномерные;
- негабаритные.
Первые - это товары, которые не превышают 3 м в длину. Они могут транспортироваться без проблем и требований к определенному транспорту. Более этого показателя уже будут относиться ко второму классу. Для их перевозки требуются автомобили с соответствующей длиной кузова. Последний вид — это различные строительные блоки, техника и другие грузы, чьи размеры больше вместимости стандартного грузового автомобиля. Для их транспортировки нужны специальные платформы или открытые площадки.
По совместимости
Это очень важный фактор, так как определенные товарные единицы относятся к небезопасным, с которыми нельзя совмещать другие, требуются специальные условия. Всего по совместимости различают несколько основных групп:
- опасные — сюда следует относить взрывчатые вещества, топливо в баллонах, токсичные химикаты;
- нейтральные — все виды грузов, не входящие в остальные категории;
- агрессивные — могут стать причиной порчи остальной продукции в кузове;
- неустойчивые к внешним воздействиям — это могут быть как хрупкие вещи, так и не терпящие высокой влажности, воздействия света, холода или тепла.
Соответственно, когда речь идёт о таких транспортировках, необходимо четко классифицировать транспортируемые товары. Иначе можно получить серьезные убытки при игнорировании правил.
Определение класса происходит в соответствии с указаниями ГОСТа 26653-2015. В данном регламенте строго учитываются все параметры, которым должны соответствовать посылки, как определяется их класс, а также подготовка для транспортировки. При этом для каждого вида транспорта условия будут отличаться.
Что относится к генеральному грузу
Есть несколько отличий, которые позволяют точно сказать, что данная категория подпадает под рассматриваемое определение. Среди рядов таких признаков:
- отсутствует кросс-докинг, то есть не перегружаются в пути, если посылка двигается в контейнере, то она прибудет до конечной точки именно в нем;
- длительность маршрута будет гораздо меньше, чем у других разновидностей перевозок;
- среди документации оформляется единый документ для целой упаковки, поэтому облегчается задача при прохождении таможенных пунктов и досмотров;
- полная транспортная партия (автопоезд, вагон, контейнер и др.);
- требует бережного отношения к таре.
Поэтому в данные виды можно отнести те, которые подходят под описание, а это значительный перечень различных товаров.
Примеры: какие грузы относятся к генеральным
Среди наиболее значимых, которые следует учитывать:
- металлопрокат — различные балки, рельсы, ленточные изделия, заготовки и др.;
- техника — на гусеницах или колесах, но требующая транспортировки;
- ЖБИК — колонны, различные блоки и панели, части фундамента, элементы конструкций и др.;
- контейнеры различного тоннажа;
- штучно-товарные единицы в коробках, мешках, блоках и т.д.;
- катно-бочковые;
- лес и его производные.
Все они требуют определенных условий для транспортировки, и не подходят для сборных или других консолидированных доставок.
Упаковка генеральных грузов
Это одна из отличительных черт данного вида отправлений. К данному определению следует относить всю тару, которая дает возможность защитить целостность содержимого во время перевозки. Согласно ГОСТам для каждого класса существуют разные требования к упаковыванию, которая обязательно должна быть оснащена:
- пломбами;
- креплениями.
Транспортная тара обязательно должна иметь специальные крючки, петли и другие приспособления, позволяющие прикрепить ее к вагону, платформе и другим ТС. В ГОСТах кроме стандартных требований, есть и отдельные положения к упаковке, которые должны быть доставлены на территории, где неблагоприятный климат, а также предусмотрены возможности защиты грузов от их воздействия. Особенно данный пункт касается опасных отправлений.
Маркировка
Согласно ГОСТам Р 51474-99, 14192-96 маркироваться должны как штучная, так и упакованная продукция. Все требования прописаны в данных нормативных актах. Среди обязательных обозначений наличие различных символов, надписей, которые позволяют относить отправления к определенной категории товаров и обеспечивать соответствующие, надлежащие условия транспортировки.
Маркировочные знаки наносят на грузовое место, поэтому если отправляется одна посылка, то они будут нанесены на ее коробку, в случае с генеральными — на общую для всех тару. Целью нанесения таких надписей является:
- достижение конечной точки маршрута;
- указание о необходимости особенных условий транспортировки, погрузки, обращения с посылкой;
- обеспечение полной комплектности и целостности.
Соответственно, чтобы обеспечить все эти требования, есть несколько видов маркировочных обозначений:
- товарные — это нанесение сведений о транспортируемом товаре (производитель, наименование, номер партии и др.), позволяют без вскрытия пломб проводить сверку с документацией;
- отправительские — реквизиты, подтверждающие, что тара находится на определенном пути следования, закреплена за логистическим документом, точки отправления и доставки, промежуточные пункты и др;
- транспортные — это нанесенная на грузовое место дробь, в числителе указывается номер партии по документам отправителя, а в знаменателе — у транспортной компании;
- специальные — если требуется особые условия перевозки (хрупкое, взрывоопасное и т.д.).
Кроме этого надписи могут делиться на основные, дополнительные и информационные. В первом указываются сведения о получателе, месте прибытия, способах отправки, а также входящих товарах в партию и другая информация о пути следования. К последним относится информация о весе брутто и нетто, количестве внутри. Если нет общей тары, а много коробок или мешков — то их точное количество.
При этом есть определенная схема, как должны наноситься данные обозначения, это помогает логистам быстрее ориентироваться в различных видах отправки, читать информационные знаки быстро, и не задерживать груз в пути.
- Манипуляционные символы (хрупкое, бережно, взрывоопасно и т.д.).
- Дополнительные предупреждающие требования.
- Места в партии, порядковый номер в ней.
- Сведения о маршруте, получателе.
- Перевалочный пункт, где требуется перегрузка.
- Название транспортной компании.
- Информация об отправителе.
- Город или место, откуда отправляется посылка.
- Изготовитель, страна-поставщик.
- Нетто.
- Брутто.
- Размеры.
- Общий объем.
Если упаковка светлая, то необходимо указание темными буквами, если наоборот — светлыми. Также стоит учитывать, что манипуляционные символы должны соответствовать введенным международным ГОСТам.
Они используются практически во всех странах и позволяют обеспечить сохранность посылки и необходимые манипуляции в пути, чтобы не повредить товары внутри. Поэтому должны быть нанесены строго в соответствии с требованиями. Основные показатели указаны на картинке выше.
Преимущества
Стоимость general cargo немного выше, чем обычных перевозок, но при этом она имеет массу плюсов, которые делают ее более рентабельной для клиентов, желающих доставить все в целости и сохранности.
Среди них:
- есть возможность отслеживать маршрут, что позволяет повысить безопасность, рассчитать дату прибытия;
- становится доступна отправка водным, наземным или воздушным транспортом;
- весомое преимущество в оптимизации стоимости, особенно, в случае с международными отправлениями с помощью комбинированного способа, когда часть пути товар может преодолеть морем, другую — в авто или самолете;
- на все содержимое такой посылки нужен только один комплект документации, что существенно сокращает ожидание на таможне;
- в дороге меньше вероятности повреждений за счёт того, что посылка проделает весь свой путь в одной надежной упаковке;
- могут посылаться малыми партиями или в сочетании с другими;
- если использован прямой маршрут, то длительность ожидания сокращается.
В случае, если потребуется погрузка с одного вида транспорта на другой — единый контейнер перегрузить гораздо быстрее и легче, чем не консолидированные товарные единицы.
Недостатки генеральных грузов
К значительным минусам следует относить длительность подготовительного этапа. Необходимо сделать качественную упаковку, а также промаркировать отправления. Это занимает дополнительное время, а также материалы, что, собственно, вытекает во второй неприятный момент — увеличение стоимости по сравнению со сборными и другими видами посылок. В некоторых случаях тара может требовать возврата. Например, если речь идет о посылках, которые перевозятся в контейнерах. В таком случае плательщик должен оплачивать дорогу не только до получателя, но еще и обратно пустой упаковки. Кроме контейнерных, сюда могут относиться различные паллеты, тюки, твердая обрешетка.
Многие компании не требуют возврата, но для этого нужно оплатить полную стоимость упаковочного материала. Что касается контейнеров, то они могут вернуться к отправителю при заборе другого груза из точки выгрузки, двойного рейса. Чтобы не переплачивать за возврат пустой тары, стоит доверять крупным перевозчикам, которые имеют множество заказов и могут возвращать упаковку со следующим товаром.
Перевозка автотранспортом
Этот способ наиболее рентабелен за счет того, что есть вариативность маршрутов. Он не такой дорогой как поездом или самолетом, поэтому выбор будет актуальным для большинства отправлений. Минусом является то, что габариты и вес — будут ограничены. Есть большегрузы, позволяющие транспортировать 20 и более тонн, однако для крупных партий и этого будет недостаточно. Поэтому в таких случаях стоит выбрать другие варианты доставки.
Для срочных существует авиатранспорт, немногим медленнее будут поезда, самым долгим, но экономичным — морской. Есть возможность комбинирования, когда часть пути партия проделывает воздухом, а другую — наземными видами транспорта или морем, а потом автотранспортом. Каждый из вариантов будет актуальным в конкретных случаях, поэтому стоит искать оптимальные логистические маршруты индивидуально. Тем более, что при наличии хрупких посылок, требующих специальных манипуляторов — тарифы будут разными, следовательно, если партии отправки будут отличаться — каждый раз нужен будет новый подход к решению логистических вопросов.
Стоимость перевозки
Когда известно, что это такое генгрузы, какой груз называют генеральным, стоит узнать, какая цена будет на его транспортировку. Следует знать, что она складывается из нескольких основных факторов:
- состава и необходимости создания специальных условий для его погрузки;
- габаритов;
- расстояния;
- маршрута;
- выбранного транспорта и способа доставки.
Для удобства расчета на сайтах транспортных компаний есть специальные калькуляторы, которые позволяют оценить соотношение стоимости и сроков доставки. Особенно они помогут в случае, когда нужно определить оптимальный и недорогой способ доставки международных отправлений. Если продукция не требуется срочно, можно пожертвовать скоростью и отправить его морским способом, если позволяет маршрут — автотранспортом или поездом. Авиаперевозки будут самыми быстрыми, но и дорогими.
Подведем итоги
Теперь вы знаете, что относится к генеральным грузам, определение понятия, основные типы и виды маркировки на них, правила перевозки, а также примеры товаров, которые могут приписываться данной категории. Все это поможет выбрать наиболее рациональный способ транспортировки, позволяющий довести посылки до места получения в целостности и сохранности, самым удобным и быстрым способом, а также за разумную стоимость.