Габаритные и негабаритные размеры для перевозки автотранспортом: допустимые габариты
При транспортировке тяжеловесных грузов с использованием авто их физические характеристики должны соответствовать не только размеру машины, но и определенным требованиям. Согласно статистике, в большинстве случаев без дополнительного согласования не обходится ни один случай. Продукция может свободно поместиться в кузов и не превышать параметры грузоподъемности, которые разрешены. Если говорить о крупных и тяжелых объектах - для юридических лиц минимальный штраф составляет полмиллиона рублей, поэтому соблюдение регламентов должно быть особенно тщательно продумано. Что рассматривается законом как негабарит по длине, ширине и высоте на грузовом автомобиле, какие допустимые размеры и разрешенные габариты для перевозки автотранспорта в России и на сколько метров максимально может торчать выступающая из кузова транспортного средства часть перевозимого груза по ПДД? Давайте разберемся.
Общее представление
К числу негабаритных относятся любые объекты, физические характеристики которых превосходят значения, разрешенные по стандарту. Невозможность вместить их полностью в кузовную часть обусловливает возникновение угрозы безопасности для других участников дорожного движения, ввиду чего становится целесообразным применение особых правил транспортировки. Обычно речь идет о спецтехнике или ее отдельных деталях, имеющих неразборную конфигурацию.
В соответствии с базовой классификацией различают две категории:
- Тяжеловесные негабаритные грузы, размеры которых укладываются в допустимые параметры, тогда как суммарный вес — вместе с массой транспортного средства — оказывается превышающим установленные нормативные показатели, определяемые исходя из количества и расположения осей, формата авто (одиночный/седельный или прицепной автопоезд), возможной нагрузки и типа дороги. Перечень стандартов закреплен в содержании приложений № 2-3, дополняющих Правила грузоперевозки автотранспортом (ППГАТ).
- Крупногабаритные объекты, объемы которых превосходят 4 метра по высоте, 2.55 м по ширине (исключение составляют рефрижераторные прицепы с допуском до 2,6 м), либо 12 м. по длине (в случае с составными ТС лимит повышается до 20 м.). Классификация также применяется, если имеет место выступание груза за габариты автомобиля сзади, а сам предмет имеет протяженность в два и более метра. Стоит отметить, что при оценке высотной характеристики учитывается расстояние между дорожным покрытием и крайней верхней точкой конструкции, готовой к перевозке.
В соответствии с правилами, закрепленными содержанием п. 23.4 ПДД, объекты, превосходящие длину кузова спереди и сзади более, чем на 100 см, либо оказывающиеся шире на 40 см, подлежат обязательной маркировке с использованием специального знака. При организации транспортировки в условиях пониженной видимости, вызванной ночным временем суток или погодными обстоятельствами, следует также использовать в качестве дополнения такое оборудование, как: фонари и светоотражающие элементы — красные в передней, и белые в задней части.
Характеристика габаритного груза
К данной категории относятся все объекты, которые могут быть транспортированы, с учетом упаковочной тары и фиксирующих креплений соответствующие размерам используемых платформ и площадок. Перемещение подобных ТМЦ не создает помех для других участников движения, и не подлежит регламентированию дополнительными нормативными стандартами.
Параметры транспортных средств
В соответствии с действующей классификацией, критерием для которой выступает показатель осевой массы, выделяют две разновидности ТС. В группу А входят автомобили с массовой нагрузкой от 6 до 10 т. включительно, допускаемые к эксплуатации на дорогах I-III, а также IV категории — при условии укладки усиленного дорожного покрытия. В сегмент Б включают все виды транспорта с предельным значением для нагруженной оси не более шести тонн — они могут использоваться на любых маршрутах. Стоит отметить, что для моделей с двух, трех или четырехосной конструкцией, включая седельные и прицепные поезда, для расчета допуска также учитываются расположение крайних осей и величина полной массы.
Габариты АТС
Максимальная высота, длина и ширина перевозимого габаритного груза определяются параметрами, разрешенными для транспортных средств:
- Протяженность одиночных авто и прицепов — не более двенадцати, автопоездов — двадцати метров.
- Расстояние между боковыми точками не должно превышать 2,5 м. (дополнительные 10 см выделяются в виде исключения для рефрижераторных и изотермических кузовов). За указанные пределы могут выступать колесные приспособления, используемые для препятствования скольжению, зеркала заднего вида, фиксирующие элементы для крепления тента (с условием отклонения и вхождения в габариты), а также шины, брызговики и иные детали, обладающие эластичной структурой, нарушающие норматив по ширине не более чем на 5 см с любой из сторон.
- Промежуток между покрытием на дороге и крайней верхней точкой конструкции, включая открытый фургон с установленным грузом, не должен быть больше четырех метров.
Вне зависимости от указанных параметров, к категории крупногабаритных по умолчанию относятся транспортные составы, собранные из двух и более прицепов или полуприцепов.
Требования ПДД
Нормативы, устанавливаемые правилами дорожного движения, определяют ряд стандартов, обязательных к соблюдению как в рамках коммерческих рейсов, так и при частных поездках:
- Соответствие фактического веса и максимально допустимой осевой нагрузки.
- Несение водителем ответственности за размещение и закрепление.
- Исключение создания помех видимости — как себе, так и другим участникам на дороге.
- Соразмерность длин транспортируемого объекта и кузова, либо обозначение груза, выступающего за габариты свыше чем на метр, специальными знаками.
- Получение разрешения на перевозку в случае несоответствия вышеуказанным ограничениям, а также при наличии потенциальной опасности для населения.
Штрафы за нарушение правил грузоперевозки
Несоблюдение законодательных требований влечет за собой наказание как для водителя и должностных лиц, ответственных за организацию логистики, так и для предприятия в целом — при условии, что правонарушение выявлено инспектором ГИБДД. Если же несоответствие зарегистрировано камерами видеофиксации — к ответственности будет привлечен собственник транспортного средства. Стоит отметить, что итоговый размер денежного взыскания определяется судом исходя из того, насколько существенно обнаруженные расхождения отличаются от установленных стандартов — в ходе проведения проверки сотрудники используют телескопические линейки и рулетки, точность показаний которых подтверждается наличием сертификата о прохождении метрологической поверки.
Перечень возможных санкций определяется содержанием статьи 12.21.1 КоАП:
Раздел | Характеристика | Наказание | ||
Водитель | Должностные лица | Организации | ||
ч.1 | Отсутствие разрешения или пропуска при условии требования об их обязательном наличии, а также нарушение согласованного маршрута | 2-2,5 тысячи рублей, либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев | 15-20 000 | 400-500 000 |
ч.2 | Размеры негабаритного груза для перевозки автотранспортом превышают разрешенное значение более чем на 10 см. | 1 500-2 000/2-4 мес. | 10-15 000 | 250-400 000 |
ч.3 | Превышение допустимой нормы по отмеченному в допуске массовому показателю (совокупный вес, либо осевая нагрузка) более чем на 15% | |||
ч.4 | Иные нарушения законодательства | 1000-1500 | 5-10 000 | 150-250 000 |
Кроме того, дополнением к денежному наказанию становится помещение автомобиля на штрафную стоянку — до тех пор, пока обнаруженные нарушения не будут полностью устранены. Данная мера закреплена положениями ст. 27.13 КоАП.
Нормативные документы
К числу стандартов, регламентирующих транспортировку при условии, что параметры негабаритного груза для автоперевозок обуславливают необходимость применения особого порядка, относятся:
- Правила дорожного движения Российской Федерации.
- Правительственное постановление №2200, принятое в 2020 г., и посвященное вопросам утверждения норм грузовой перевозки автотранспортом, включая корректировку п. 2.1.1 ПДД.
- Федеральный закон № 259-ФЗ, представляющий собой Устав автомобильного и наземного городского электротранспорта.
- Регламент предоставления специальных разрешений и перечень организационных требований, регулирующих согласование передвижения подобного рода ТС.
Скоростной режим определяется в зависимости от конкретного сегмента дороги, по которой пролегает маршрут — с учетом интенсивности движения, метеорологических условий, времени суток и специфики объекта. В процессе согласования также определяется необходимость выделения дополнительного сопровождения ГИБДД, обязательного при наличии в плане участков, на которых для прохождения автопоезда может потребоваться временная остановка перемещения других участников.
Основные правила при перевозке габаритных грузов большого размера
Помимо соответствия массы допустимым осевым нагрузкам и определения габаритов относительно максимально возможных параметров, ПДД в рамках п. 23.3 также устанавливает критерии, определяющие возможность транспортировки. Провоз объекта не разрешается, если он:
- Перекрывает зрительный обзор.
- Создает помехи в управлении или сохранении устойчивости.
- Закрывает собой световые элементы и идентифицирующие знаки.
- Ограничивает визуальное определение сигналов, подаваемых вручную.
- Производит шум и загрязняет дорожное полотно.
Также превышение допустимых значений более чем на 2% — основание для согласования маршрута с ГИБДД и исключает отклонение от утвержденной схемы. Останавливаться в этом случае можно только на специальных стоянках, либо за пределами проезжей части.
Перевозка тяжеловесных грузов
Расхождение показателей в большую сторону по массе на те же два процента означает необходимость получения в Росавтодоре официального документа, разрешающего проезд. Заявление можно подать лично, либо воспользоваться сервисом Госуслуги. При заполнении формы следует указать:
- Сведения о собственнике транспортного средства.
- Планируемый маршрут грузоперевозки.
- Количество рейсов и даты их исполнения.
- Параметры и характеристики объекта.
- Регистрационные данные автомобиля.
- Информацию о габаритах и весовых показателях.
Дополнением служат копии паспорта или свидетельства о регистрации ТС, доверенности собственника (при участии официального представителя), схемы проезда и квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины (1600 рублей, не подлежит оплате в тех случаях, когда выбранный маршрут охватывает только частные дороги).
Росавтодор согласовывает план с компаниями, на балансе которых числятся участки направления, после чего формирует счет на покрытие ущерба, нанесенного дорожному полотну. Алгоритм расчета предусматривает использование формулы, в которой переменными значениями выступают степень превышения осевой нагрузки, протяженность пути, а также коэффициент, установленный для конкретного региона.
Если при перевозке грузов автомобильным транспортом отклонения по габаритам укладываются в диапазон 2-10% — получить разрешение не составит особого труда, документ на оплату будет оформлен в течение одной рабочей смены. А вот в тех случаях, когда число превышает указанный лимит, ждать придется дольше — до 4-х дней.
Срок действия полученного разрешения — до трех месяцев. Упрощенный вариант, выданный в электронной форме по ускоренному алгоритму, действителен для одной поездки в течение месячного интервала.
Почему могут отказать в выдаче
Даже опытные логисты, знающие, на сколько допускается разбег негабарита по высоте или весу, периодически сталкиваются с отрицательными решениями контролирующих ведомств. К числу причин обычно относятся:
- Возможность частичного деления груза.
- Несоответствие состояния дорожных участков нормам безопасности.
- Отсутствие сведений о собственнике ТС или заявителе.
- Несвоевременная уплата обязательных пошлин и сборов.
- Нехватка одного из обязательных документов.
- Выявление расхождений между данными, указанными в заявлении, и фактическими характеристиками транспортного средства или объекта перевозки.
Транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных товаров без специального разрешения является нарушением, и предусматривает наказание в виде денежного взыскания.
Обжалование штрафа за негабаритный груз
В спорных ситуациях можно обратиться в ГИБДД или Ространснадзор — в зависимости от того, сотрудники какого из ведомств вынесли соответствующее постановление. Однако опыт показывает, что решения чаще отменяются в судебном порядке, чем при локальном рассмотрении жалоб. Исходя из этого, наиболее эффективной будет подача документов в районный суд по месту совершения правонарушения. Важно помнить, что срок, отведенный законодателем на заявление несогласия — не более десяти дней с момента получения уведомления о штрафе.
В качестве примеров с положительным исходом, встречающихся на практике чаще других, стоит выделить:
- Погрешности камер автоматической фиксации. Ошибки опровергаются предоставлением документации, удостоверяющей фактическое соответствие размеров ТС нормативам.
- Смещение раздельного груза. При проезде по неровному дорожному покрытию возможен частичный выход отдельных элементов за пределы габаритов — в подобных случаях решение инспектора, выписавшего штраф, можно оспорить.
- Сдачу в аренду. Выполнение рейса иным субъектом на основании договора перекладывает ответственность с собственника — для этого достаточно предоставить копию соглашения аренды или страхового полиса с соответствующей записью о допуске.
Обжалуя вынесенное постановление, важно привести основания для отмены наказания, ссылаясь на законодательные нормы. Платить госпошлину не потребуется, так что отстаивание собственных интересов не повлечет дополнительных расходов.
Подведем итоги
Правила транспортировки негабаритных объектов призваны обеспечить безопасность дорожного движения для всех его участников. Законодательные стандарты определяют все нюансы — начиная с того, на сколько может выступать груз из кузова за габариты, и заканчивая допустимой длиной свеса сзади на грузовом автомобиле. Соблюдение регламента не только позволяет избежать штрафов, но и заметно повышает вероятность успешного прохождения намеченного маршрута.