Экспедитор: кто это такой и чем занимается в логистике
Экспедитор — это мастер на все руки в мире логистических процессов. Не стоит путать его с перевозчиком, ведь специалисты подобного профиля отвечают как за саму дорогу, так и за сохранность доверенного груза, состояние транспорта, а также правильное оформление бумаг. Представители столь интересной профессии действуют от лица крупных корпораций, решая множество проблем и разбираясь с различными дорожными эксцессами.
Участие в разработке маршрутов, контроль за проведением погрузочно-разгрузочных работ, ведение переговоров, заключение договоров, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей — вот лишь малый перечень обязанностей, закрепленных за соответствующим экспертом.
Об экспедиторах простыми словами — кто это такие, чем занимаются, что делают
Представим, что очередная российская организация захотела приобрести крупную партию китайской электроники. Руководство бренда может заняться транзитом самостоятельно — отыскать морское судно, железнодорожный состав и парочку автомобилей в разных точках мира. Администрации придется договориться с сотрудниками сортировочных центров, заручиться необходимыми гарантиями и побеспокоиться о возможности наблюдения за корректностью действий лиц на местах.
Такая схема, конечно же, нежизнеспособна. Она заставляет корпорацию тратить много денег, сил, нервов и времени на, по сути, не самую профильную работу. Намного проще выглядит процесс обращения к отдельному специалисту — человеку, готовому взять на себя ответственность за все упомянутые ранее операции. Как правило, такие люди действуют от имени транспортных фирм, предлагая свои услуги преимущественно крупным оптовым заказчикам.
Небольшая историческая справка
Первые упоминания об экспедиторах (expedire — сопровождать, лат.) встречаются в исторических документах XI-XII века. На заре феодального строя представители соответствующей профессии помогали известным купцам, торгующим разными товарами в Старом Свете — Европе, Азии и Африке.
С течением времени коммерческие заботы вышли на новый уровень, а вместе с ними через модернизацию прошла и рассматриваемая специальность. Уже в XV-XVI столетиях в мире существовало множество экспедиционных компаний с невероятными даже по современным меркам бизнес-оборотами.
Классификация экспедиторских мастеров
С вопросами о том, кто является экспедитором, и что значит представленное направление в целом, мы разобрались — осталось погрузиться в классификацию рассматриваемого рода деятельности. В традиционном представлении сотрудник подобного профиля играет роль своеобразного штурмана, сидящего на пассажирском сидении рядом с водителем. Он контролирует маршрут, периодически инспектирует вверенные товарно-материальные ценности и следит за соблюдением сроков доставки.
Если в составе автоколонны присутствует сразу несколько машин (фур, тягачей, прицепов, полуприцепов, контейнеровозов, тралов и цистерновозов), специалист может путешествовать на отдельном авто, следуя за сформированной колонной. Аналогичным образом обстоят дела и с любыми другими распространенными видами транспортных средств — железнодорожными подвижными составами, самолетами и морскими танкерами.
Водитель
Первая, наиболее распространенная и популярная разновидность представленной профессии. Ее приверженцам приходится не только отвечать за безопасность подвергаемых транзиту грузов, но и находиться за рулем. Статистика показывает, что на подобную должность претендуют исключительно кандидаты с огромным водительским стажем и правами категорий C/D.
Многофункциональные шоферы отвечают за доставку небольших объемов товаров по городским и междугородним трассам. В дальние транзиты они не ездят — протяженный маршрут требует задействования отдельных, узкоспециализированных мастеров, идеально разбирающихся в особенностях своих направлений.
Логист
Менее популярная, но более ответственная вакансия, выдвигающая к соискателю внушительное количество разных требований. Ее приверженцы не только перевозят товарно-материальные ценности (как на пассажирском, так и на водительском кресле), но и прорабатывают детали маршрута. При составлении листа в расчет берутся подробные и точные факторы: от состояния асфальтированных покрытий на оптимальных трассах до климатических условий региона.
Фактически специалисту необходимо решать одну, но максимально всеобъемлющую задачу — он обязан переправить партию продуктов между двумя точками с предельной скоростью, должной безопасностью и отсутствующими финансовыми потерями. Благо, что в столь нелегких делах сегодня экспертам помогает высококлассное программное обеспечение. Например, транспортная компания «Точка-Точка» работает с алгоритмами искусственного интеллекта, распределяющего ТМЦ по партиям.
Международник
Самая ответственная профессия, приверженцам которой приходится разбираться со всеми тонкостями межнациональных торговых и таможенных кодексов. Они сопровождают грузы в поездках за границу, беря на себя ответственность за оформление сопроводительной документации и взаимодействие с представителями пограничных структур. Крупные фирмы предпочитают высылать соответствующие вакансии исключительно мастерам с огромным практическим опытом.
Любые ошибки, допущенные таким экспертом, приводят к значительным финансовым потерям. Даже суточный простой автоколонны на КПП между двумя странами превращается в катастрофу — особенно если речь идет о продуктах с ограниченным сроком годности и особыми требованиями в плане хранения.
Какие знания потребуются
Понимание того, кто такой экспедитор по перевозке грузов, и что означает его работа — это ключ к организации предельно успешных транспортных и логистических процессов. Корпорация, сумевшая отыскать мастера своего дела, перестанет испытывать проблемы с доставкой и транзитом чуть ли не навсегда.
Правда, людей соответствующего профиля на рынке труда достаточно мало — из-за откровенно высоких требований к уровню компетенций. Эксперт обязан знать:
- торговое и таможенное законодательство страны;
- нормативно-правовую базу;
- установленные нормы выполнения грузоперевозок;
- нюансы заполнения сопроводительных бумаг;
- ключевые принципы современной логистики и пр.
Вся информация предоставляется бакалаврам и магистрам профильных вузов посредством многочисленных лекций и практических занятий. Среднестатистическая длительность обучения — от 3,5 до 6 лет.
Экспедитор-перевозчик груза в основной трудовой логистике — кто это такой, что за обязанности и функции у должности
Если взять в качестве примера стандартный заказ на транспортировку определенного объема товаров между двумя точками, действия специалиста будут выглядеть так:
- разработка оптимального маршрута;
- выбор автомобиля, поезда или морского судна;
- оформление документов;
- заключение договоров с владельцами ТС;
- общение с сотрудниками распределительных центров;
- проработка деталей страхования;
- поездка, обеспечение сохранности ТМЦ;
- передача вещей получателю услуги.
Конечно, список может дополняться в зависимости от особенностей конкретных операций — скажем, международным мастерам приходится дополнительно возиться с декларациями и таможенными проверками.
Ответственность
Эксперты транспортных компаний действуют на началах предпринимательского риска — соответственно, они отвечают за любые проблемы, происходящие с товарно-материальными ценностями в течение всего транзита. Если по вине специалиста у заказчика услуг появились те или иные проблемы, ему придется озаботиться процессом выдачи компенсации. Причем возврату будет подвергнута сумма как реального ущерба, так и упущенной выгоды.
Представленные правила закреплены в законодательстве. На территории разных регионов Российской Федерации ответственность сотрудников экспедиционных служб регулируется положениями, прописанными в ст. 803 Гражданского кодекса.
Требования
Вопрос о том, каковы основные виды деятельности экспедитора, максимально прост — приверженцы данной профессии заведуют грузоперевозками в широком смысле термина. Намного сложнее разобраться с перечнем обязанностей, перекладываемых на плечи соответствующего эксперта.
Здесь можно ориентироваться на реальные вакансии, выкладываемые на сайтах. По мнению большинства работодателей, соискатель должен:
- обладать законченным высшим или средне специальным профильным образованием;
- знать не только российское законодательство в области транзитов, но и некоторые международные регламенты;
- владеть хотя бы одним иностранным языком (английским, французским или немецким);
- иметь водительские права категории B, C или D, подкрепленные стажем вождения от одного года;
- разбираться в территориальных особенностях региона преимущественного оказания услуг.
Такие перечни и инструкции составляются по предпочтениям руководства разных фирм, а их детали могут варьироваться от места к месту.
За что отвечает экспедитор, что он должен делать и знать — преимущества профессии
Достоинств у специальности по-настоящему много, и все они заставляют задуматься о начале соответствующей карьеры:
- острая нехватка кадров на профильном рынке труда — чрезвычайно низкая вероятность остаться без работы;
- отличный уровень заработной платы — уже на старте новичок может получать порядка 55-70 тыс. рублей;
- возможность знакомства с другими странами — если деятельность ведется в международном режиме;
- огромное количество разноплановых задач — интересная деятельность с минимальным объемом рутины.
Кроме того, многие работодатели принимают на должности людей со средне специальным и незаконченным высшим образованием.
Недостатки специальности
Нужно понять, что виды деятельности экспедитора по профессии — это огромные списки обязанностей, меняющиеся от одной фирмы к другой. Соответственно, соискателю приходится овладевать множеством компетенций, постоянно пребывая в процессе самообучения. Помимо столь очевидного минуса у направления есть и другие, крайне характерные проблемы:
- высокая динамика — необходимость быть готовым к дороге, причем достаточно длительной;
- материальная ответственность — штрафы, неустойки и компенсации упущенной выгоды при ошибках;
- ненормированный рабочий день — деятельность в государственные праздничные и выходные;
- высокие требования на лучшие должности — например, на позиции экспертов по международным грузоперевозкам.
Впрочем, баланс преимуществ и недостатков соблюдается — специальность подходит многим людям с определенным складом характера.
Чем отличается экспедитор от перевозчика
Ключевая разница между представителями двух популярных сфер одна — первый берет на себя внушительную и разноплановую ответственность, в то время как второй сосредотачивается исключительно на дорожных вопросах.
Если мастеру по экспедициям приходится прорабатывать маршруты, следить за состоянием товарно-материальных ценностей и оформлять документы, непосредственному водителю достаточно держать в нормальном состоянии автомобиль и не допускать нарушений ПДД.
В чем заключается работа экспедитора и что входит в его обязанности — кому подойдет профессия
Приверженцы рассматриваемой специальности берут на себя роли контролеров, менеджеров, дипломатов и даже психологов. Они регулярно общаются с коллегами, поставщиками и контрагентами, нередко добиваясь от них определенных действий. Такая специфика деятельности подходит только человеку, готовому демонстрировать:
- стрессоустойчивость — отсутствие раздражительности даже в моменты абсолютного выхода ситуации из-под контроля;
- умение мыслить креативно — возможность поиска нестандартных подходов к привычным делам;
- знание географии — наличие подробной внутренней карты региона с оптимальными трассами, местами стоянок и даже заправками;
- коммуникабельность — готовность к диалогу в спокойных тонах даже с агрессивно настроенными собеседниками;
- крепкое здоровье — физическое состояние, позволяющее выносить классические дорожные тяготы;
- чувство ответственности — взятие на себя обязательств за любые коммерческие обещания и принятые решения.
Впрочем, часть навыков приобретается по ходу дела, в течение первых лет работы в рамках профессии.
Заработная плата
Статистика показывает, что экспедиционные специалисты, только что вступившие в должность, уже на старте могут претендовать на 40-50 тыс. рублей. Далее все будет зависеть от их компетенций и, конечно же, региона:
- Республика Коми — 75000р.;
- Астрахань — 71000р.;
- Мурманск — 70000р.;
- Ростов — 60000р.;
- Владимир — 57000р. и так далее.
В столичных локациях — Московской и Ленинградской области, зарплаты более или менее опытных мастеров составляют 90-110 тысяч. Правда, до таких цифр сотрудникам компаний приходится поддерживать навыки на достаточно высоком уровне.
Экспедитор в транспортной накладной — кто это такой в плане возможностей и карьерного роста
С течением времени обыкновенный экспедиционный водитель сначала овладевает компетенциями своеобразного логиста, а затем делает выбор — либо перебирается в корпорацию, работающую на международном рынке, либо становится руководителем логистического отдела в региональной фирме. Оба варианта выглядят презентабельно, ведь соответствующие должности предполагают отменный доход, замечательный социальный пакет и приемлемые условия выхода на пенсию.
В транспортной компании «Точка-Точка» трудится немало мастеров, разобравшихся с производственной цепочкой буквально с самого низа. Эксперты, успевшие поработать на младших позициях, впоследствии превращаются в уверенных менеджеров и администраторов, готовых взаимодействовать с клиентами на принципиально новом уровне компетенций. Подробнее о том, на какой именно карьерный рост могут претендовать приверженцы рассматриваемой профессии.
Подведем итоги
С вопросом о том, в чем разница между перевозчиком и экспедитором, и чем отличаются представленные направления, мы разобрались окончательно. Осталось только упомянуть о той ответственности, которая сегодня лежит на плечах современных экспедиционных специалистов. Без них сейчас не обходится буквально ни один транзит, вне зависимости от обстоятельств. Мастера такого профиля следят за доставками как продуктов, так и сложной электроники, взаимодействуя с предпринимателями из самых разных областей коммерции.