тренды
логистика

Экономия, ускорение и всемогущий IT: главные тренды логистики e-commerce в РФ

Логистика e-commerce постоянно сталкивается с новыми вызовами. Растущая конкуренция между магазинами вынуждает ритейлеров искать все новые преимущества, в том числе в сфере доставки. С другой стороны курс на цифровизацию меняет логистику, заставляя осваивать новые форматы. Результатом перемен станет “логистика будущего” — гибкая, прозрачная и эффективная. И первые шаги в этом направлении можно отследить уже сегодня на примере наиболее очевидных трендов в логистике российского e-commerce.

По итогам 2018 года объем рынка e-commerce в РФ составил более 1,2 трлн рублей и продолжает расти: к 2023 году, согласно исследованию банка Morgan Stanley, его объем составит 3,491 трлн руб. Неудивительно, что логистические компании стремятся стать частью цепочки электронной коммерции и готовы меняться в соответствии с трендами отрасли.

По какому пути будет развиваться рынок логистики для e-commerce в ближайшую пятилетку? Вектор изменений определят 4 главных тренда:

1. Автоматизация и цифровизация

Ключевые возможности:

Автоматизация позволит улучшить производительность, оптимизировать связь с клиентом, сократить расходы и повысить организационную гибкость.

Инструменты:

  • Чат-боты

Функционал чат-ботов можно использовать в двух направлениях: для работы с клиентом и оптимизации внутренних процессов. В первом случае чат-бот формирует запрос на доставку, помогает управлять деталями заказа и отслеживать отправление. Во втором хранит данные о расположении товара на складе, базе сотрудников и документообороте.

  • Постаматы 

Рост числа постаматов и ПВЗ — один из наиболее ярких трендов логистики. Постаматы и ПВЗ — один из элементов мультиканальности, к которой стремятся интернет-магазины. Использование этого способа доставки сокращает расходы и упрощает проблему “последней мили”.

  • Автоматизированные smart-склады

Будущее за складами, в которых ручной труд — хранение, комплектация заказов, контроль, упаковка, маркировка, — постепенно автоматизируются. К наиболее перспективным моделям цифровизации склада относятся WAS (система контроля за оборудованием на распределительных центрах), WMS (автоматизация бизнес-процессов по управлению складом), BAS (система автоматизации зданий). Сюда же можно отнести использование QR и RFID-маркировки, данные которой считываются системами WMS, и беспилотники для перемещения товаров по складу.

  • Электронный документооборот

Медленный и сложный документооборот — то, от чего однозначно должна избавиться логистика уже в ближайшем будущем. Решением является переход систему электронного документооборота, а также введение единой документации при трансграничных сделках. Самым удобным вариантом представляются кейсы, позволяющие объединить весь комплекс автоматизации, начиная с облачного управления складом и заканчивая электронной базой документов.

2. Сокращение расходов

Ключевые возможности:

E-commerce стремится к оптимизации издержек и  вариативности каналов доставки, поэтому экономия, мультиканальность и гибкая ценовая политика становятся ключевыми преимуществами перевозчика, работающего с онлайн-ритейлерами.

Инструменты:

  • Шеринговая экономика

Совместное использование ресурсов имеет огромный потенциал в условиях рыночной экономики и логистика не является исключением. Шеринг может распространяться на складские площади, транспорт, персонал, маршрут. Отдельно стоит сказать о консолидации груза в паллету и в партию как способе шеринга транспортного средства. Такой метод использования ресурсов позволяет отправителю фактически отправлять груз по “оптовой” цене. Так работает компания “Точка-Точка”: мы реализовываем схему, при которой происходит шеринг ресурса перевозчика. В сочетании с механизмом свободной конкуренции это открывает большие возможности для экономии клиентов.

  • Развитие маркетплейсов и M2C-логистики

E-commerce стремится к упрощению цепочки поставок, выстраивая вместо привычной схемы “производитель-продавец-покупатель” новую — “производитель-покупатель”. Отсюда рост инвестиций в маркетплейсы и появление логистики формата M2C (manufacturer to customer). Такие торговые площадки нацелены на сервис, в котором заключение контракта, перевозка и оплата являлись бы единым бесшовным процессом.

  • Аутсорсинг

Курс на оптимизацию расходов повышает привлекательность аутсорсинга: компании-партнеры помогают решить проблему с рабочей силой, привлечь дополнительную технику, сэкономить на налогах. Дополнительным спросом будут пользоваться точечные услуги: частичная  IT-интеграция, аналитика, экспедирование и т.д.

3. Оптимизация логистических процессов

Ключевые преимущества:

Курс на клиентоориентированность — залог успеха логистики в e-commerce. Главными составляющими этого качества являются гибкость, прозрачность процессов и работа с удобством и скоростью доставки.

Инструменты:

  • Организация возвратной логистики

Возвратная логистика медленно, но верно переходит из рук Почты России к коммерческим операторам. Логистические компании массово запускают обратный трафик, интернет-магазины с удовольствием подключают его и статистика говорит о том, что тенденция сохранится на ближайшие годы: 2/3 покупателей называют возможность возврата одним из важных факторов выбора интернет-магазина. Тезису о том, что возвратная логистика снижает выручку ритейлера, можно противопоставить опыт Европы и США: там нет частичного возврата, но это не влияет на оборот магазинов.

  • Повышение транспарентности

Транспарентная логистика реализуется как минимум в двух направлениях: предоставлении открытого ценообразования для заказчика и обеспечении отслеживаемости товара для получателя. Решением для этой задачи являются интегрированные IT-системы, напрямую связывающие продавца, перевозчика и покупателя.

  • Максимальное ускорение доставки

Рост спонтанных покупок в интернете диктует новые требования к доставке: день в день или в определенные часовые интервалы. Такие условия побуждают ритейлеров отказываться от собственных курьерских сервисов, передавая логистику специализированному фулфилмент-оператору.

4. Изменения в инфраструктуре

Ключевые преимущества:

Компании, которые не боятся реализовывать более глубинные изменения, откроют для себя новые перспективные сегменты e-commerce.

Инструменты:

  • Изменение ландшафта в фулфилменте

Рынок фулфилмента не отвечает запросам сразу нескольких сегментов интернет-торговли. Например, практически отсутствуют предложения для микро-предприятий (до 10 заказов в сутки) и магазинов, продающих крупногабаритный товар. Одним из способов адаптации рынка к новым условиям станет появление компаний смешанного типа — перевозчиков с частичным фулфилмент-сервисом, включающим экспертизу и складскую обработку.

  • Развитие омникальной логистики

Омниканальная логистика должна предоставить бесшовный процесс доставки и возврата сразу для нескольких каналов, создать динамическую систему расчета цены и сроков перевозки, отследить статусы заказов, находящихся в разных системах и на разных складах. Эти запросы требуют от перевозчиков гибкости, масштабируемости и готовности автоматизировать процессы.

  • Развитие логистики для микро-магазинов

В 2018 году 4 крупнейших онлайн-ритейлера — “Яндекс Маркет/Беру”, Tmall, Ozon и Wildberries — занимали всего 27% всего рынка. Остальной объем приходится на средние и маленькие магазины, чаще всего представленные в соцсетях. Экосистема “инстаграм-шопов” формирует новые запросы к перевозчикам: от них ждут готовности работать с небольшим объемом поставок, усиления грузовой базы для курьерских служб и экспортной логистики, например, сервисов по организации таможенного оформления товаров.

Вывод

Какими бы ни были тренды “новой логистики”, в основе большинства лежит одна крупная тенденция — это цифровизация и персонализация, являющаяся драйвером перехода к омниканальной логистике. Компаниям, нацеленным на серьезную игру в e-commerce, придется решить: готовы ли они стать IT-компаниями в той же степени, в которой являются перевозчиками. Их формула успеха — баланс между активной автоматизацией и офлайн- действительностью. Потому что дроны дронами, но и доставку обычным транспортом пока еще никто не отменял.