Договор фрахтования: что такое фрахта транспортного средства для перевозки груза
Договор фрахтования транспортного средства — это соглашение, на основании которого одна сторона передает другой, например, автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров или товарно-материальных ценностей. Впрочем, машины разными компаниями фрахтуются достаточно редко — намного чаще речь идет о речных судах, морских танкерах и самолетах. Возможность вступления в подобные правоотношения предусмотрена положениями ст. 787 Гражданского кодекса. В соответствии с текущим российским законодательством, фирмы могут нанимать как полную, так и частичную вместимость транспорта, на один или несколько рейсов сразу.
В зависимости от типа взаимоотношений, стороне, выступающей в роли своеобразного арендатора, передается либо отдельный автомобиль, либо машина, укомплектованная экипажем — водителем или экспедитором. В первом случае речь идет о бербоут, во втором — о так называемом тайм-чартере.
Договор фрахтования транспортного средства для перевозки груза — что это такое
Фрахт — это соглашение между двумя лицами: фрахтовщиком (перевозчиком) и фрахтователем (непосредственным заказчиком профильных услуг). Иногда в процесс их взаимодействия вмешивается третья сторона — грузополучатель. Организация, фактически арендующая грузовики, морские танкеры или самолеты, в соответствии с законодательством приобретает целый набор прав. Она становится способной:
- требовать конкретные типы транспорта;
- занимать, например, весь автомобиль или только его часть;
- выбирать параметры рейса, от маршрута до сроков транзита;
- расторгать соглашение при выявлении различных нарушений и пр.
Фрахтователь претендует на стопроцентное соотношение выделенного ему пространства — перевозчик не может брать на борт третьих лиц и другие грузы без оформления предварительного разрешения. В противном случае он обязательно сталкивается со штрафными санкциями, также прописанными в документах.
Виды договоров фрахтования
Фрахт — это достаточно простая процедура, которая протекает под действием строгих, закрепленных в законодательстве регламентов. Она может принимать форму:
- Бербоута. Предполагается, что транспортное средство без экипажа переходит под полный контроль заказчика услуги.
- Тайма. В пользование фрахтователю отправляется не только ТС, но и личный состав — водитель, экспедитор, команда морского судна и пр.
- Рейса. Владелец, скажем, самолета сохраняет контроль над собственностью и деятельностью специалистов. Коммерческие риски он также берет на себя.
Распределение полномочий, описание форс-мажорных ситуаций, размеры штрафных взысканий и поводы для их применения — в бумагах расписываются абсолютно все тонкости и нюансы.
О том, как именно составляются фрахтовые соглашения и каким нормам законодательства они подчиняются после оформления, готовы рассказать сотрудники компании «Dot-dot». В портфолио команды — сотни успешной пройденных маршрутов, связанных с Дальним Востоком, трассами Севморпути, Калининградом и Казахстаном.
Бербоут-чартер
Фрахтование транспортного средства — это популярная услуга, которой пользуются миллионы юридических лиц по всему миру. Чаще всего они нанимают морские и речные суда и самолеты, а также определенные объемы пространства внутри кузовов и багажных отделений представленных видов транспорта. В числе основных условий соглашения, заключаемого между фрахтовщиком и фрахтователем:
- первоначальный владелец теряет контроль над ТС практически полностью, на оговоренный временной период;
- арендатор получает обязанность, касающуюся своевременного проведения выплатных транзакций;
- взаимоотношения завершаются либо возвращением автотранспорта собственнику, либо его полноценным выкупом.
Примечательно, что арендную плату заказчик услуги обязан вносить вне зависимости от коммерческих результатов использования транспортного средства. В его интересах — задействовать полученную машину или судно по максимуму, произвести расчеты с первоначальным владельцем и заработать самостоятельно.
Тайм-чартер
Не менее популярный тип договоров фрахтования. Предполагает, что в руки ко второй стороне сделки попадет не только транспорт, но и экипаж. Его состав варьируется в зависимости от особенностей ТС — роль команды может играть как один человек (например, водитель или экспедитор), так и группа лиц (скажем, управляющих морским или речным танкером). В числе ключевых особенностей подобных правовых отношений:
- время действия соглашения ограничивается календарным периодом или сроком, в течение которого транспортное средство совершит определенное число рейсов;
- на протяжении всего времени владения первая сторона (перевозчик) сохраняет полный спектр обязанностей, связанных со слежением за эксплуатационным состоянием ТС;
- часть расходов, касающихся обслуживания, ложится на плечи заказчика услуги, однако первоначальный собственник полностью теряет право управлять работой самолета, корабля или машины.
Начисление арендной платы происходит вне зависимости от того, простаивает ли транспорт или путешествует по оговоренным маршрутам.
Кто и когда заключает договор фрахта, что это такое
Фрахтование — это процесс взаимодействия фрахтовщика и фрахтователя. Первый принимает обязанности по предоставлению транспортного средства, а второй использует его по своему усмотрению для доставки груза и перевозки пассажиров в рамках тех или иных рейсов. В соответствии с положениями, прописанными в Федеральном законе 08.11.2007 № 259-ФЗ, перевозчиком может стать юр. лицо и индивидуальный предприниматель. Заказчики услуг — только «физики» и «юрики».
Вступать в представленные правовые отношения вынуждены многочисленные компании, желающие зарабатывать деньги и выполнять свои коммерческие и профессиональные задачи. Например, соглашения подписываются между образовательными школами и транспортными фирмами — в момент отправки детей на всевозможные экскурсии. Аналогичные бумаги составляют производители товаров, сотрудники оптовых и розничных сетей, а также логистические и экспедиционные предприятия, не имеющие доступа к собственному транспорту.
Правовые основания
Фрахтователь (заказчик) и фрахтовщик (исполнитель) — это две стороны одного договора, соответствующего положениям, прописанным в ст. 787 Гражданского кодекса. Однако в представленной сфере действуют и другие законодательные нормы, штудировать которые нужно с предельной внимательностью и ответственностью:
- Федеральный закон от 24.11.1996 № 123-ФЗ;
- КТМ РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ;
- КВВТ РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ;
- ВК РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ и пр.
Любые нарушения, допущенные партнерами во время составления бумаг или исполнения своих непосредственных обязательств, приведут к существенным проблемам. Во-первых, участник сделки, не соблюдающий договоренности, рано или поздно столкнется сначала с претензиями и штрафными взысканиями, а затем с исками.
Во-вторых, ненадлежащими операциями могут заинтересоваться сотрудники надзорных органов. Инициированные проверки также приведут к существенным экономическим потерям или полноценным административным наказаниям.
Содержание соглашения
Предметом договора фрахтования является определенное транспортное средство — речной корабль, морское судно, самолет или автобус. В соответствии с положениями, прописанными в ст. 787 ГК РФ, стороны нормативных взаимоотношений вправе самостоятельно выбирать форму составления ключевой документации.
Например, бумаги на аренду автотранспорта разрабатываются по регламентам, представленным в Федеральном законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ и включают в себя следующие информационные блоки:
- сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
- данные о подвергаемом транзиту грузе;
- сопроводительные бланки на товары и продукцию;
- адреса отправителей и получателей посылок;
- отметке о произведении приема-передачи ТМЦ;
- условия грузоперевозки;
- выкладки об используемом транспорте.
Правильность заполнения документа регламентируется отдельным актом — с помощью положений, прописанных в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200. Законодательные нормы допускают, что в бумагах могут появляться и другие разделы, посвященные суммам банковских гарантий, обязательствам по выдаче квитанций и пр.
Особенности заключения фрахтового договора-контракта для перевозки людей и багажа
Из выкладок, представленных в ст. 787 ГК РФ следует, что соглашением фрахтования также предусматриваются определенные детали:
- Возможность аренды как всего транспортного средства, так и его функциональной части — скажем, пространства в багажном отделении.
- Участие в сделке одного или сразу нескольких ТС — двух и более грузовых автомобилей, речных кораблей, морских танкеров и полноценных самолетов с экипажами.
- Перспектива организации транзита для пассажиров и товарно-материальных ценностей в рамках нескольких рейсов сразу — с предварительным согласованием маршрутного листа.
В общем, тонкостей в индустрии фрахта много, и каждая из них нуждается в подробном разборе. Рассказать о принципах составления соответствующих бумаг и предоставить типовые решения под конкретные задачи могут сотрудники российской компании «Dot-dot».
Подготовка договора фрахтования и требования к оформлению
У рассматриваемого соглашения есть структура, закрепленная разными законодательными актами. Документ должен включать в себя определенное количество следующих по порядку информационных блоков:
- Вводная часть — участники сделки, полномочные представители, идентификационный номер бланка, место заключения.
- Предмет — сущность взаимодействия, тип транспортного средства, маршрут, время пребывания в пути.
- Права и обязанности — порядки и формы совершения выплатных транзакций, штрафы и условия их применения.
- Ответственность — описание мер взыскания и способов их использования.
- Дополнительные нюансы — форс-мажорные обстоятельства, число экземпляров, параметры страховки.
- Реквизиты — полные и сокращенные названия «юриков», адреса их регистрации, ИНН, ОГРН, банковские ссылки.
Перед началом процесса разработки документа лучше отыскать готовый шаблон — он существенно ускорит операцию.
Срок договора
Фрахтование автотранспорта — это услуга, пользующаяся большой популярностью. Аналогичным образом можно высказаться и о процедурах передачи во временное владение партнеру морского судна, речного корабля или самолета. В соответствии с нормами современного российского законодательства, временные рамки своеобразной аренды исчисляются по шагам одной из двух распространенных методик:
- Календарный период — транспорт отправляется во временное пользование на определенный промежуток: неделю, месяц, квартал или даже год. Схема достаточно удобная, но на практике к ней прибегают реже.
- Число рейсов — транспортное средство передается для совершения некоторого количества поездок, связанных с транзитом товарно-материальных ценностей или пассажиров. Более гибкая система, обладающая многими преимуществами.
На протяжении всего лизингового периода фрахтователь перечисляет фрахтовщику плату за применение его фактической собственности. Причем транзакции производятся вне зависимости от того, простаивает ли ТС или путешествует по предварительно оговоренному маршруту.
Цена договора
Все критерии ценообразования оговариваются в отдельном порядке. На итоговую стоимость сделки влияют следующие элементы:
- расстояние между пунктом отправления товара, логистические особенности путешествия;
- необходимость уплаты санитарных, маячных и спасательных сборов, а также различных госпошлин;
- наличие факторов риска, характеристики заранее оформленной страховки;
- присутствие дополнительных услуг, связанных с выполнением погрузки и разгрузки или экспедированием;
- масса и объем товарно-материальных ценностей, их точные габаритные и весовые показатели;
- эпидемиологическая ситуация, всевозможные ограничения работы производственных предприятий и распределительных центров;
- дефицит транспорта, контейнеров и других объектов, без которых грузоперевозчик обойтись не может.
На параметры ценообразования влияет и тип ТС — арендовать грузовой автомобиль намного проще и дешевле, по сравнению с морским или даже воздушным судном. Кроме того, некоторым видам транспортных средств требуется экипаж.
Заключение
В современном мире без фрахтования не обойтись — далеко не каждая организация способна содержать собственный парк машин и кораблей с командами и обслуживающим персоналам. Поэтому предприниматели обращаются за помощью к своеобразным посредникам, готовым сдать в аренду готовые к долгосрочной поездке и укомплектованные всеми необходимыми вещами транспорты.
С вопросом о том, кто такой фрахтователь транспортного средства в договоре мы разобрались окончательно — ничего сложного в соответствующем понятии нет. Основные трудности, связанные с процессом заключения соглашения, касаются нормативных актов и законодательных регламентов. Надзорные органы внимательно наблюдают за участниками арендных сделок, отслеживая и беря в расчет любые допущенные ими ошибки. Именно поэтому перед началом работы предприниматели либо нанимают квалифицированных юристов, либо самостоятельно разбираются в положениях Гражданского, Воздушного или Морского Кодекса Российской Федерации.
Вопросы и ответы
Для чего нужен договор фрахтования?
Чтобы передать второй стороне транспортное средство — грузовой автомобиль, пассажирский автобус, речной корабль, морской катер или самолет. Бумага определяет нормы взаимодействия между фрахтовщиком (перевозчиком, владельцем парка) и фрахтователем (заказчиком услуг).
Как правильно оформлять документ?
По регламентам, прописанным в законодательстве. Например, для найма автотранспорта следует воспользоваться стандартами, представленными в Федеральном законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Любые отступления от утвержденных правительством положений скорее всего приведут к серьезным проблемам.
Чем отличается контракт фрахтования от договора перевозки пассажиров?
Ключевых отличий несколько. Во-первых, фрахтовое соглашение не носит публичный характер. Во-вторых, чаще всего оно допускает возможность отклонения от предварительно составленного маршрута. В-третьих, в роли второй стороны может выступать не только физическое, но и юридическое лиц.