бизнес
перевозчику
отправителю
статья
доставка
Транспортные документы

CMR накладная - что это такое в грузоперевозках, расшифровка СМР

Порядок заполнения накладных документов CMR/СМР — это важная процедура каждого логиста, разрабатывающего маршруты для доставки товаров. Бумага подтверждает факт заключения договора об оказании экспедиционных услуг и определяет зоны ответственности отправителей, получателей и перевозчиков. Также она свидетельствует о том, что груз при приемке находился в надлежащем состоянии, в корректной упаковке, с правильной маркировкой и в должном количественном соотношении.

Осуществление международных транзитов — процесс, всегда находящийся под пристальным вниманием сотрудников таможенных органов. Любые нарушения документального характера в обязательном порядке приведут к проблемам, связанным, например, с простоем партии на пограничном контроле. Поэтому разбираться с регламентами заполнения СМР нужно внимательно, стараясь избегать любых недосказанностей, и закрывать трудные в плане понимания моменты.

ноутбук

Расшифровка ЦМР/CMR-накладной — что это такое в грузоперевозках

Название происходит от французского словосочетания “Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route”. Перевести на русский было практически невозможно, поэтому в нашей стране тот же самый документ называется Конвенцией о международных автотранспортных перевозках (КДПГ). Кстати, сложности с переводом стандарта испытывали не только россияне — в Англии его именуют Consignment Note, а в Германии — Frachtbrief.

В обращение бланк вошел в 1956 году (в 1958 и 1978 гг. его пересобрали практически целиком) — правительства разных стран договорились о создании единого стандартизированного формата документооборота для организации межнациональных грузоперевозок. Они же постановили, что бумага должна включать в себя целый набор важных информационных выкладок: от прав и обязанностей перевозчиков до способов страхования грузов и алгоритмов возмещения ущерба.

Основные пункты транспортной накладной CMR

В соответствии с нормативами КДПГ, каждый грузоотправитель, собирающийся проложить маршрут через территорию других стран, обязан заполнить ЦМР. В бланке такого типа присутствуют 26 блоков, посвященных:

  • данным о юридических лицах — наименованиям, адресам и телефонам;
  • государствам и точкам разгрузки — подробным адресным справкам;
  • перечням сопроводительных документов — от инвойса до упаковочного листа;
  • товарно-материальным ценностям — их классам, в том числе по ДОПОГ;
  • описаниям упаковочных материалов — коробок, поддонов, контейнеров;
  • госномерам транспортных средств — тягачей и прицепов;
  • реквизитам всех сторон сделки — банковским выпискам и пр.

В общем, информационных разделов много, и каждый обязан соответствовать действительности. При заполнении следует руководствоваться образцом, который позволит избежать ошибок.

бумага

Для чего нужна CMR-накладная и сколько документов должно быть на партию

Обыкновенная ЦМР-ТТН состоит из 10-14 страниц, оформленных по инструкции из опубликованного Письма ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006. Как только специалист завершает процесс разработки бланка, он делает как минимум четыре полноценные копии:

  • для поставщика;
  • для грузополучателя;
  • для грузоперевозчика;
  • для выполнения расчетов.

Первый экземпляр применяется для подтверждения факта отгрузки и оплаты, второй говорит о доставке, а третий играет роль путевого листа, который водитель впоследствии использует для отчетности и начисления зарплаты.

Обязательно ли оформление накладной CMR

В ст. 4 Конвенции о международных автомобильных перевозках указано, что ТТН необходима в первую очередь для подтверждения факта подписания договора об оказании транспортных услуг. Там же присутствует сноска, поясняющая, что утеря, утрата или ошибочное заполнение бумаги на сами договоренности не влияют. Нехватка строгого стандарта связана с недобросовестным отношением некоторых перевозчиков, отправителей и получателей — они относятся к бланку как к некой формальности, не утруждая себя заботой о соблюдении установленных требований.

ручка

Требования, предъявляемые к ТТН

С вопросом о том, что такое СМР/ЦМР-накладная, и для чего она нужна в грузоперевозках, мы разобрались. Осталось понять, как именно производится процесс разработки соответствующей документации. Опорной точкой работы становится свод правил, представленный в КДПГ — правда, там информация подается с обилием правовых терминов, не дающих полного представления о теме.

Основные сведения

Согласно Конвенции о международных автотранспортных перевозках, в бланке CMR должны присутствовать разделы, посвященные:

  • месту, времени и дате составления бумаги;
  • моменту приемки груза;
  • точке доставки;
  • отправителю, транспортному агенту и получателю;
  • характеристикам товарно-материальных ценностей;
  • числу грузовых мест;
  • параметрам нетто и брутто для всех ТМЦ;
  • первичным и второстепенным расходам;
  • таможенным формальностям.

Регламент допускает возможность внесения в состав документа и другой, не менее важной информации — она может касаться величины наложенного платежа, заявленной стоимости продукции, перечня переданных водителю сертификатов, материальной ответственности участников сделки и пр.

Проще говоря, Конвенция о международных автотранспортных перевозках устанавливает не максимальные, а минимальные объемы содержания ТТН.

подпись

Количество экземпляров

Нужно понимать, что отгрузка СМР — это такое дело, понимание которого приходит исключительно на практике. Например, в КДПГ указано, что накладную нужно составлять в четырех бумагах, каждая из которых будет считаться оригиналом.

Однако опытные логисты предпочитают визировать как минимум семь бланков, чтобы избежать неприятных последствий, связанных с их возможной утратой.

Специалисты, желающие избежать путаницы, используют систему цветовой дифференциации — за каждым экземпляром закрепляется свой цвет: как правило, розовый, желтый и зеленый.

Подписи

Все оригиналы подписываются грузоотправителем и грузоперевозчиком. Характерно, что современное российское транспортное законодательство не предлагает никаких ограничений в плане формата визирования. Вместо обыкновенного росчерка можно использовать и штемпель, и типографский рисунок. Впрочем, квалифицированные юристы все равно рекомендуют применять обычные подписи — нельзя забывать, что документ нередко фигурирует в судебных делопроизводствах, где к штампам и печатным картинкам относятся с крайней степенью осторожности.

рабочие

Ответственность за неправильное заполнение

Международная товарно-транспортная CMR-накладная — важный и значимый бланк, подходить к составлению которого нужно соответственно. В противном случае пострадают все стороны взаимодействия.

С неприятностями, связанными с неверным оформлением ЦМР, может столкнуться даже получатель. На основании рассматриваемого документа нередко производится приемка, и любые неточности нарушат инвентаризацию.

Как заполнять международную товаро-транспортную накладную СМР (CMR) — опасные грузы

Конвенция об автотранспортных перевозках — далеко не единственная бумага, определяющая ответственность грузоперевозчиков, работающих на зарубежных маршрутах. Логисты и экспедиторы обязаны принимать во внимание и правила, прописанные в ДОПОГ — регламенте о транспортировке продуктов и товаров, считающихся источниками опасности для водителей, третьих лиц и окружающей среды.

Их описания и характеристики в СМР заносятся в специальный блок, посвященный:

  • взрывчатым веществам и изделиям;
  • горючим и легковоспламеняющимся газам;
  • воспламеняющимся жидкостям и твердым предметам;
  • ядовитым и токсичным соединениям;
  • мощным окислителям;
  • радиоактивным материалам;
  • коррозионным составам и пр.

Каждый представленный тип объектов нуждается в предельно аккуратном обращении — специалистам приходится готовить уникальный транспорт со средствами защиты, проводить подробные инструктажи и оформлять горы документов. Впрочем, сотрудники компании dot-dot.ru с такой работой справляются с легкостью.

документация

Как правильно заполнить СМР (CMR/ЦМР) по образцу — что прописывает грузоотправитель

Согласно Конвенции о международных автотранспортных перевозках, в структуру рассматриваемого бланка входят 26 пунктов. Задача отправителя груза заключается в том, чтобы внести данные в блоки с 1 по 15, а также в 21 и 22:

  • первичные сведения — названия юридических лиц, страны, адреса, номера телефонов, контакты;
  • государство и адресная справка ключевых зон — тех, где будут происходить погрузочно-разгрузочные процессы;
  • перечни документов, поставляемых в комплекте с ТТН — инвойсы, упаковочные листы, сертификаты качества;
  • знаки и классы перевозимых грузов — особого внимания требуют товары, относящиеся к категории опасных;
  • описание упаковки — подробное перечисление промаркированных поддонов, ящиков, контейнеров и коробок;
  • условия поставки — в полном согласии с нормативами, прописанными в International commercial terms.

Впрочем, в КДПГ приводится минимальный набор информационных разделов — их можно и нужно расширять, если того требует ситуация.

Необязательные данные

Нужно понимать, что правила оформления и заполнения CMR/СМР-документов на импорт часто носят рекомендательный характер. Однако опираться на них стоит в ста процентах случаев — исключения возможны только в том случае, если рядом стоит опытный юрист. Именно он может рассказать о пунктах, которые разрешено оставить без внимания.

К числу таковых чаще всего относят:

  • 19;
  • 27;
  • 28;
  • 29.

Перечисленные графы связаны с тарифами и стоимостью дополнительных услуг — часто грузоотправители работают не со сдельными, а с договорными ставками, и поэтому не визируют выполненные операции вторично.

Кроме того, российская Конвенция о международных автотранспортных грузоперевозках гласит, что на ТТН нужно проставлять исключительно подписи — печати не относятся к числу обязательных элементов для подобной документации.

коробки

Страхование по CMR/ЦМР-накладной для перевозки груза — что это такое простыми словами

Страховка играет роль защитного средства для отправителей и получателей различных товарно-материальных ценностей. В соответствии с установленными правилами перевозчик берет на себя ответственность за сохранность всех товаров, взятых на борт прицепом, полуприцепом, фурой или тягачом. Если с подвергаемой транзиту продукцией что-то случится, отвечать будет именно транспортный бренд, причем исключительно в административном порядке.

Впрочем, Конвенция о международных автотранспортных перевозках сообщает, что страховка может защитить и грузоперевозчика, если:

  • утеря или порча произошла без его вины — кражи, угоны, аварии и неблагоприятные погодные условия никто не отменял;
  • партия пострадала от действий таможенных структур — часто сотрудники служб пограничного контроля инспектируют фуры дольше положенного.

В общем, обращать внимание на пункты о страховании, должны все — в противном случае любая пустяковая неприятность обернется настоящей проблемой.

Что означает «франшиза»?

За соответствующим определением скрывается размер убытка, не подлежащего покрытию платежами от страховой компании. Например, если прописанная в полисе сумма составляет 100 000 руб, то все потери до ста тысяч включительно останутся без компенсации.

Преимущества и недостатки

Нужно понимать, что документ СМР (CMR или ЦМР) в перевозках — это своеобразная гарантия безопасности. Вопрос о том, нужно ли оформлять бумаги перед началом работы с заграничными транзитами, перед опытными и компетентными во всех смыслах перевозчиками не стоит. Каждый профессионал хочет получить дополнительную страховку на случай эксцессов и судов, решаемых исключительно посредством документальных доказательств.

В числе очевидных плюсов ЦМР-бланка:

  • престиж и статус в глазах клиентов — удивительно, но компания, обладающая полисом, выглядит более надежной, добросовестной и дееспособной;
  • гарантия финансового возмещения ущерба — стоимость груза, похищенного или украденного не по вине организации, будет компенсирована страхователем.

Недостатков практически нет, если не брать в расчет факт ограничения ответственности, устанавливаемой и лимитируемой действующим законодательством.

мужчина

Подведем итоги

«Для чего нужна товарно-транспортная СМР-накладная международного образца на перевозку грузов?» — в первую очередь, для защиты грузоотправителей, грузополучателей и грузоперевозчиков от различных неприятных ситуаций. Она делит зоны взаимодействия всех сторон сделки, параллельно обеспечивая защиту каждой из них в момент возникновения всевозможных эксцессов. Правда, чтобы система работала, в нее придется погрузиться полностью — прочитать гору нормативных актов, разработать шаблоны документов и добиться внимательного отношения к делу от исполнителей.

Вопросы и ответы

Какие сложности могут возникнуть при оформлении CMR накладной?

Все трудности, касающиеся процесса заполнения СМР-бланка, как правило, носят бюрократический характер. Документация состоит из нескольких объемных блоков, каждый из которых нуждается в самом пристальном внимании. Любые допущенные ответственным лицом ошибки приведут к тому, что бумага потеряет свою юридическую силу и перестанет играть положенную ей защитную роль.

Что делать, если нет ЦМР?

Отправляться за шаблоном и начинать процедуру разработки. В противном случае дорога к нормальному импорту и экспорту будет закрыта — участники таких экономических процессов обязаны следить за документооборотом, в полном соответствии со всеми законодательными требованиями.

Где взять образец заполнения CMR?

Например, здесь. Правда, различные государственные структуры регулярно меняют отраслевые регламенты — вполне возможно, что со временем представленный типовой бланк может устареть. Поэтому за всеми изменениями в профильном законодательстве лучше следить самостоятельно, регулярно пополняя собственный банк с шаблонами разных значимых бумаг.