Что такое трал: виды транспортного средства для перевозки грузов
Решение задач по транспортировке объектов с нестандартными габаритами, конфигурация которых не предусматривает возможности разделения на несколько частей, требует привлечения специальной техники. При этом важно, чтобы технические характеристики выбранной модели отвечали эксплуатационным требованиям с точки зрения грузоподъемности и максимальной высоты, обеспечивая надежную и безопасную фиксацию. Востребованным в логистике вариантом, позволяющим организовать работу в условиях повышенной сложности, является прицеп с обычной или раздвижной платформой, размещенной на нескольких осях. Какие существуют виды тралов для перевозки негабаритных грузов, что это за машина, и в чем заключаются ее особенности, обусловливающие целесообразность использования? Давайте разбираться.
Общее представление
Транспортные средства, относящиеся к рассматриваемой категории, отличаются сложной конструкцией. В перечень основных рабочих узлов входят опорная рама, механизмы для сцепки, наклонные пандусы или выдвижные аппарели, а также несущие оси, количество которых различается в зависимости от выбранной модели. На прицепные устройства устанавливаются различные виды подвесок — рессорного, пневматического или гидравлического типа с дополнительным усилением. Обязательное условие — наличие сдвоенной тормозной системы, при этом стояночный тормоз, активируемый до того, как будет отсоединен тягач, функционирует без дополнительного подключения к пневматике или внешнему источнику питания.
Для удобства транспортировки негабаритных грузов также используются вспомогательные элементы — стопоры, элементы крепления, уширители, складывающиеся стойки, и т.д. Объекты фиксируются при помощи ремней и тросов, а также других крепежных приспособлений. Безопасность перевозки обеспечивается присутствием системы ABS/EBS, которые сокращают дистанцию тормозного пути и помогают удерживать выбранную траекторию движения в сложных ситуациях. Корректное распределение нагрузки при соединении прицепа и тягача, в ходе которого подключаются основные элементы, достигается за счет механической сцепки.
Классификация
Трал — это транспортное средство, выпускаемое в различных модификациях, выбор между которыми зависит от специфики поставленной задачи. Существует несколько критериев различия, позволяющих определить подходящий вариант.
Количество осей
Число несущих элементов, поддерживающих раму с установленными конструкциями, определяет грузоподъемность спецтехники. Диапазон доступных опций варьируется в пределах от одной до восьми — чем больше значение, тем выше показатели устойчивости и предельной допустимой нагрузки.
Высота площадки
Одна из ключевых характеристик, определяющая рекомендации по эксплуатации транспорта:
- Прицепы с низкой рамой подходят для транспортировки грузов общей массой не более ста тонн — расходных материалов, электронного оборудования, кабеля или легких машин специального назначения.
- Высокорамные конфигурации отличаются увеличенным клиренсом, значение которого может достигать 1,25 м, что делает их оптимальным выбором для работы на участках со сложным рельефом, а также в суровом климате, обусловливающим низкое качество дорог и повышенный объем снежного покрова.
Стоит отметить, что низкорамные тралы — это спецтехника, которая может эксплуатироваться на стандартных маршрутах общего пользования. Они без труда проходят под мостами, эстакадами и ЛЭП, и позволяют решить большинство логистических задач.
Тип подвески
Существуют различные модификации:
- Рессорная. На сегодняшний день считается устаревшим, но экономичным вариантом, механизм которого предусматривает присутствие металлических рессор и демпферных элементов, отвечающих за гашение колебаний и смягчение нагрузок, возникающих при ударах.
- Балансирная. Используется на прицепах с несколькими осями. Характеризуется наличие рессор повышенной упругости, сглаживающих смещения в вертикальном диапазоне, и обеспечивающих равномерный и плавный ход машины.
- Комбинированная. Сочетает преимущества первого и второго типа конструкций за счет объединения продольных рессорных деталей и качающегося балансира. Увеличивает грузоподъемность и повышает устойчивость на дорожном покрытии.
- Пневматическая. Позволяет корректировать настройки в зависимости от распределения нагрузки. Создает эффект демпфирования благодаря давлению во встроенных подушках, за поддержание которого отвечает компрессорное устройство.
- Гидравлическая. Надежный вариант для работы с тяжелогрузными объектами, рекомендуемый для модульных модификаций. Характеризуется улучшенной маневренностью и проходимостью на сложных участках, обеспечивая более широкий угол поворота колес, однако подвержена риску снижения функциональности при взаимодействиях с низкотемпературными условиями.
Грузоподъемность
Еще один критерий, исходя из которого выделяют следующие типы тралов:
- Легкие. Максимальная загрузка — до 25 тонн, количество осевых линий — не более трех. Используются для перевозки небольшой строительной спецтехники, труб, кабеля, и т.д.
- Средние. Выдерживают до 45 т., оснащаются подвеской (механика, пневматика или гидравлика), устанавливаемой на трех или четырех осях. Подходят для транспортировки стройматериалов, карьерного оборудования и иных объектов.
- Тяжелые. Могут иметь до восьми направляющих, что повышает предельное допустимое значение до 100 тонн. Комплектуются современными системами поглощения колебаний. Рассматриваются в качестве оптимального варианта для перемещения нестандартных крупногабаритных грузов, практичны для эксплуатации в судостроительной, нефтедобывающей, промышленной и иных отраслях.
- Сверхтяжелые. Модульные разновидности с высокой или низкой рамой, уровень грузоподъемности которых достигает показателя в 200 т. Используются в промышленной логистике, позволяя перевозить комплексные строительные конструкции, буровые установки, ракетные модули, и т.д.
Стоит отметить, что в последнем случае организация транспортировки предусматривает обязательное сопровождение спецотрядом ГИБДД, а также получение специального разрешения.
Виды тралов
Платформы, обеспечивающие логистическое перемещение грузов с нестандартными характеристиками между различными объектами, выпускаются в различных модификациях. Разнообразие вариантов, предлагаемых производителями, позволяет выбрать подходящий для достижения конкретных целей.
Заезд с задней стороны
Погрузка самоходной техники осуществляется с использованием трапов механического, гидравлического или съемного типа. Важное условие — достаточный уровень клиренса, исключающий блокировку машин при подъеме по наклонной поверхности.
Раздвижные
Отличительная особенность – это возможность изменения габаритов под размеры конкретного объекта. Для наращивания площади применяются телескопические направляющие, способные обеспечить совокупное увеличение на 30-40 метров. Рекомендуются при организации грузоперевозок, предметом которых являются трубы, столбы, опоры или цистерны с удлиненным корпусом. Стоит отметить, что увеличение длины платформы уменьшает показатель общей грузоподъемности.
С передним заездом
В отличие от моделей с задней конфигурацией, характеризуются наличием ступенчатой конструкции. При отстегнутом гусаке часть основания можно опустить на 45-55 см, а после того как техника окажется закреплена на нужном месте — вернуть исходное положение с помощью системы управления, работающей на гидравлике.
С уменьшенной высотой погрузки
Прямое шасси с уменьшенным радиальным значением и рама, выровненная по ступичному уровню, создают механизм, оптимально подходящий для транспортировки малой гусеничной техники. Подобное оборудование используется преимущественно в строительстве и сельском хозяйстве.
С наклонным каркасом
Характеризуются небольшим углом наклона. Позволяют размещать груз только на центральной части платформы, параллельной горизонтальному вектору основания — за исключением случаев, когда речь идет о малой спецтехнике, без труда удерживаемой стандартным набором крепежных элементов.
Модульные
Отличаются сложной конфигурацией, и представляют собой низкорамные прицепы для перевозки тяжелых объектов. Установка вспомогательных модулей позволяет увеличить размеры площадки, сохранив при этом маневренность благодаря возможности регулировки наклона отдельных осей и колесных пар.
Составные
Комбинированный вариант, объединяющий грузовую платформу и подкатные тележки, оснащенные седельным механизмом сцепки. Характеризуется максимальной грузоподъемностью, предельное значение которой ограничивается лишь уровнем механической прочности рамного каркаса.
Балластные
Отличаются усиленной рамой и основанием, способными выдержать сверхтяжелые грузы различных видов — начиная с ветряков и заканчивая контейнерами. Обладают повышенной проходимостью и оснащаются раздвижными модулями, позволяющими убрать лишний метраж для повышения устойчивости в условиях бездорожья.
Телескопические
Еще один трансформер, рекомендуемый при решении задач, связанных с транспортировкой объектов весом до ста тонн. Надежность фиксации выдвижных секций обеспечивается наличием пневматической системы замков.
Низкорамные
Уровень платформы относительно поверхности дорожного полотна варьируется в пределах 0,4-0,7 м, длина — в диапазоне 12-15 метров. Оптимальный вариант для перемещения спецтехники по маршрутам общего пользования.
С высокой рамой
В отличие от предыдущего случая, показатель просвета увеличивается до 1,3 м., благодаря чему становится возможна работа на территориях повышенной сложности, в условиях бездорожья, а также в суровом климате.
Технические характеристики
Функциональные параметры рассматриваемых машин можно определить следующим образом:
- Грузоподъемность — 100-110 т.
- Количество осевых линий — от двух до восьми.
- Клиренс — от 40 до 95 см.
- Методы погрузки — ступенчатый, задний.
- Габариты — до 16 м. в длину, до 3,2 — в ширину.
Преимущества использования
Говоря о том, для чего нужен трал, стоит в первую очередь отметить, что эта техника подходит для эксплуатации как на обычных дорогах, так и как вне городских условий, обеспечивая одинаково высокую эффективность логистики. Говоря о положительных аспектах прицепов и полуприцепов данной категории, специалисты прежде всего выделяют:
- Надежность конструктивных узлов и функциональных механизмов.
- Простоту загрузки платформы при перевозке спецтехники.
- Устойчивость размещения тяжелых грузов с нестандартными формами.
- Возможность изменения габаритов основания для оптимизации характеристик.
- Совместимость стыковки с любыми моделями тягачей.
- Безопасность распределения нагрузки между осевыми линиями.
- Отсутствие ущерба для дорожного полотна.
Особенности транспортировки
Порядок использования тралов в рамках производственных, промышленных или коммерческих грузоперевозок регламентирован законодательными нормами Российской Федерации. При составлении логистического маршрута необходимо согласовать намеченный план как с собственниками отдельных дорожных сегментов, формирующих путь следования, так и с представителями ГИБДД.
Обязательное условие — получение специального разрешения в документальной форме, отвечающей установленному стандарту. При загрузке машины с полуприцепом максимальная скорость передвижения не должна выходить за рамки ограничения в 50 км/ч. Кроме того, для передвижных составов, загруженных негабаритными объектами, необходимо обеспечить визуальную маркировку с помощью светоотражающих элементов и опознавательных знаков, соответствующих действующему образцу. Если же речь идет о транспортировке грузов, потенциально представляющих опасность — автопоезд подлежит сопровождению выделенными экипажами дорожно-патрульной службы.
Устройства погрузки
Для размещения на платформе используются различные варианты:
- Опускающиеся пандусы. Подходят для конфигураций, рассчитанных на заднюю или фронтальную подачу, и, несмотря на устаревший алгоритм, остаются одним из наиболее распространенных механизмов. Минус — увеличенный угол наклона, не позволяющий завести на площадку самоходную спецтехнику.
- Трапы с аппарелями. Выдвижные конструкции, управляемые с помощью гидравлики или пневматики, избавлены от недостатка предыдущей схемы, что делает их оптимальным выбором для работы с небольшими авто на гусеничной или колесной базе.
- Автомобильные краны. Опция, заметно увеличивающая грузоподъемность, и рекомендованная для взаимодействий с крупными стационарными объектами.
Важный фактор — равномерное распределение нагрузки между осевыми линиями, гарантирующее устойчивость и безопасность.
Критерии выбора
Заказчиками спецтехники обычно выступают специализированные предприятия, сотрудники которых знают, что такое трал (или тралл) — это грузовая машина с автомобильным прицепом раздвижного или стандартного формата, рекомендованная для организации перемещения обычных и негабаритных грузов. Выбирая подходящую модель, стоит уделить повышенное внимание следующим факторам:
- Стоимость. Современное отечественное оборудование обходится заметно дешевле, предлагая схожие функциональные характеристики и заметно упрощая решение вопросов, связанных с плановым техническим обслуживанием.
- Качество материалов. Для изготовления рамного каркаса должна использоваться только конструкционная сталь, обладающая высокой прочностью.
- Тип подвески. Системы на основе гидравлики и пневматики отличаются улучшенной маневренностью и комфортным управлением. При этом в тех случаях, когда речь идет о работе в низкотемпературных условиях, второй вариант выглядит предпочтительнее.
- Безопасность. Прочная сцепка с тягачом, надежность креплений, устойчивость и маневренность, наличие страховочных механизмов — факторы, снижающие потенциальные эксплуатационные риски.
- Комплектация. Опционально в спецификации также могут присутствовать вспомогательные модули, включая аппарели и приставные трапы, систему ABS, электронные блоки управления, сегменты для размещения ремонтных комплектов, и т.д. Чем больше дополнительных комплектующих — тем проще окажется использование и обслуживание специальных технических средств.
Заключение
Решение логистических задач с минимальными издержками требует профессионального подхода и надежной техники. Трал — это транспортное средство, характеризующееся вместительностью, грузоподъемностью и простотой эксплуатации, позволяющее справиться с перевозкой самых разных негабаритных грузов.