Чем прицеп отличается от полуприцепа: что это такое и в чем разница
С вопросами о том, что такое прицепы, и чем они отличаются от полуприцепов, специалисты разбираются заранее, еще на этапе прохождения образовательных программ в университетах, связанных с экспедиторской и логистической деятельностью. Однако у простых людей — заказчиков всевозможных грузоперевозок, соответствующих знаний, как правило, нет. Поэтому от процесса выбора транспортных средств для доставки разнообразных грузов они отстраняются, совершая при этом критическую ошибку.
Подбирать автомобили для решения конкретного спектра задач нужно по ключевым показаниям — в зависимости от расстояния маршрута, характеристик товарно-материальных ценностей и пр.
Что такое прицеп
Прицепными конструкциями называют классические буксируемые транспортные средства, неспособные передвигаться самостоятельно из-за отсутствия двигательных силовых установок. Подобные модули крепятся к разнокалиберным тягачам посредством дышла, выдерживающего значительные механические нагрузки. Устройство обладает жесткой, устойчивой рамой, позволяющей добиться максимально равномерного распределения давления на колесные оси. Причем рассеивание нагрузки производится не только относительно веса самого блока, но и для массы загруженных в его кабину товарно-материальных ценностей.
Схема соединения прицепа с фурой реализована по традиционному и повсеместно используемому принципу «крюк → петля». Причем создать прочную фиксацию водитель может и самостоятельно, без привлечения сторонних лиц. При парковке конструкция не требует дополнительных стоек (они интегрированы в систему изначально). Благодаря определенным инженерным решениям, прицепной агрегат с легкостью эксплуатируется как на дорогах общего пользования, так и в условиях пересеченной местности или бездорожья.
Полуприцеп — что это такое
Полуприцепной модуль — это разновидность обыкновенного прицепа, также относящаяся к классу буксируемых транспортных средств, неспособных двигаться самостоятельно из-за отсутствия двигательной силовой установки. Его ключевой особенностью становится крен — аппарат не может удерживать равновесие и всегда опирается на раму стоящего впереди тягача. При парковке подобные «контейнеры» снабжаются специализированными, особенно жесткими стойками, удерживающими не только массу самой конструкции, но и вес размещенного внутри нее груза.
Кузова такого типа применяются для доставки разнообразных товарно-материальных ценностей, укладываемых в кабину максимально равномерно. Компании, задействующие соответствующие агрегаты, получают возможность для снижения стоимости услуг, связанных с непосредственным транзитом. За один маршрут водитель автомобиля, укомплектованного полуприцепным блоком, перевозит куда больше ТМЦ, по сравнению со специалистами, пользующимися классическими прицепными платформами.
В чем разница между прицепом и полуприцепом
Человеку, не разбирающемуся в вопросах логистики и экспедиторского дела, может показаться, что оба устройства выглядят приблизительно одинаково, тем более, что они задействуются для решения принципиально схожих задач. На практике дела обстоят по-другому. Главное визуальное отличие двух модулей — это отсутствие передних стоек, позволяющих осуществлять беспроблемную парковку. Функциональное расхождение заключается, преимущественно, в схемах развесовки и произведения погрузочно-разгрузочных работ.
Статистика показывает, что организация, работающая с полуприцепами, повышает производительность своих автомобилей на 35-40%. Параллельно ей удается сэкономить порядка 40% горючего, вне зависимости от того, по какому маршруту двигается та или иная колонна. Столь заметная разница обусловлена варьирующимися принципами раскладки товарно-материальных ценностей внутри кабин. Кузова полуприцепных блоков рассчитаны на перевозку больших объемов ТМЦ, из-за возможности их равномерного распределения по внутренним рабочим площадям и поверхностям.
Функциональность
Удивительно, но по словам опытных водителей, в плане конкретных эксплуатационных характеристик буксируемые транспортные средства, не оснащенные индивидуальными моторами, друг от друга практически не отличаются. Безопасность дорожного движения обеспечивается системами блокировки осей — они активируются в моменты экстренного оттормаживания. Погрузочно-разгрузочные работы в обоих случаях реализуются посредством модульных устройств, также обладающих схожими параметрами. Оба блока поддерживают процесс расширения возможностей за счет интеграции дополнительного оборудования.
Очевидные отличия в плане функциональности наблюдаются только в вопросах, связанных с парковкой. Полуприцепные грузовые конструкции нуждаются в дополнительной фиксации на особо жестких стойках. Их применение требует от водителя особой аккуратности, опыта и профессионализма. Аналогичным образом можно высказаться и о процессе создания сцепки — работать с прицепными платформами, соединяя их с тягачами, как правило, намного легче.
Конструкция
Различия между прицепом и полуприцепом заметны, в первую очередь, визуально — благодаря принципиально разному конструктивному исполнению. Первый представляет собой классический модуль, состоящий из двух опорных осей — набор, присущий обыкновенному транспорту, передвигающемуся самостоятельно за счет наличествующей силовой двигательной установки. Техника легко трогается с места благодаря тяговому усилию, выдаваемому мотором фуры. Причем в роли подходящего для нее автомобиля может выступать даже не слишком мощный тягач.
Полуприцепная конструкция наоборот, поставляется в наборе с осью без интегрированных стоек равновесия. Для того чтобы привести ее в движение, машине приходится буквально тянуть за собой многотонную махину, которая к тому же оказывается нагружена разнообразными упакованными паллетами. Давление от товарно-материальных ценностей ложится на полуприцеп и транспортное средство одновременно, благодаря чему такие связки и характеризуются большей продуктивностью.
Тип сцепки
Оба варианта соединяются с классическими тягачами посредством привычной многим водителям системы «крюк → петля». С ее помощью осуществляется буксировка любых автомобилей в принципе. Мощность двигателя фуры особой роли не играет — современные ТС способны взаимодействовать с регламентированными нагрузками (от 20 до 50 тонн соответственно) без повышенных показателей эксплуатационного износа.
На территории стран Европейского союза вместо крюко-петельных модулей нередко задействуются традиционные фаркопы. В России они должной популярности не получили — полуавтоматические сцепные механизмы в условиях отечественного бездорожья проявляют себя откровенно слабо. Кстати, как прицепы, так и полуприцепы оборудуются универсальными узлами крепления. Благодаря подобному положению дел, они работают практически с любыми современными автомобилями, не заставляя сотрудников логистических компаний заботиться о совместимости.
Грузоподъемность
Фактор, на который специалисты логистического бренда «Точка-Точка» обращают особенно пристальное внимание. Дело в том, что именно в плане способности поднимать определенный объем грузов проявляется ключевая разница между рассматриваемыми блоками. Прицепы и полуприцепы — это платформы, функционирующие в принципиально разных эксплуатационных условиях. Так, если в техническом паспорте машины прописывается то, что она может работать только с 10 тоннами, а масса прицепного устройства составляет 4 т, то загрузка производится только на 6 т.
Полуприцепные агрегаты позволяют тягачам брать на борт от 10 до 40 т товарно-материальных ценностей включительно. То есть, они демонстрируют куда большую эффективность по сравнению со своими «равносторонними» собратьями. Степень нагрузки при этом ограничивается только мощностью двигательной установки фуры, а также параметрами создаваемого ей тяглового усилия.
Перевозимые грузы
Если судить, например, по фото, отличием прицепа от полуприцепа станет только внешний вид — одна конструкция оборудована передними стойками для удержания равновесия, а вторая нет. В плане непосредственной эксплуатации разница выглядит куда более значительно. Модули двух типов способны взаимодействовать с разным количеством ТМЦ — в одном случае до 10 т (если говорить о среднестатистических значениях), а в другом — до 40 т включительно.
Обе версии экспедиционных и логистических агрегатов активно используются для транспортировки:
- товарно-материальных ценностей первой категории — леса, труб, металлопроката, легковых автомобилей, домокомплектов, промышленного оборудования, контейнеров с твердыми бытовыми отходами;
- грузов второй группы — разнообразных малогабаритных объектов, транзит которых организуется, преимущественно, в полубытовом формате, например, дачниками и садоводами.
Соответственно, техника бывает малотоннажной и крупнотоннажной — в зависимости от способа ее непосредственного применения.
Маневренность
Прицепы или полуприцепы — это транспортные средства, не оборудованные собственными силовыми двигательными установками. Перемещаются они исключительно при помощи буксировки, в сцепке с тягачом, оснащенным полноформатным мощным мотором. По мнению многих опытных водителей, работать трудно и с теми и с другими модулями. Они могут свободно двигаться по качественному дорожному полотну, но любые препятствия (в виде пересеченной местности или полного бездорожья) превращаются в источники невероятных проблем.
Специалисту, находящемуся за рулем фуры, приходится прикладывать все свои навыки и умения — только так получится не допустить случайных столкновений и непреднамеренных поворотов. Поведение массивной техники максимально непредсказуемо, особенно в условиях всевозможных климатических проявлений: ветра, дождя, гололеда, осадков и так далее. Именно поэтому логистические и экспедиционные компании стараются нанимать только опытных водителей, со стажем от 10 лет. Любые аварии становятся причинами финансовых ударов и значительных репутационных потерь.
Другие различия
Дальнобойные «телеги» и «полутелеги» могут отличаться друг от друга и по перечню иных, косвенных признаков:
- Прицепные конструкции. Нередко поставляются на современные рынки в наборах с бортами или тентами, в зависимости от конкретной схемы технического исполнения. Иногда носят специализированный характер — тралы работают с особыми контейнерами, автосцепки применяются для транзита в условиях длинных маршрутов и пр.
- Полуприцепные блоки. Как правило, относятся к классу исключительно бортовых транспортных средств. Поэтому регулярно решают задачи, связанные с перевозкой продукции, требующей особого обращения. Оснащаются установками для генерации климатических режимов — изотермическими системами, теплоизоляционными панелями и так далее.
Кроме того, некоторые автопроизводители производят своеобразные смешанные конструкции — рефрижераторы, автовозы и лесовозы могут решать задачи как прицепов, так и полуприцепов.
Очевидные сходства
Обе категории транспорта позволяют справляться с операциями по перевозке практически всей номенклатуры широко распространенных сегодня грузов. Делать выбор в пользу той или иной платформы нужно по показаниям, в зависимости от индивидуальных потребностей и задач. Бортовые, тентованные, рефрижераторные и изотермические модели приобретают с упором на следующие факторы:
- мастерство штатных водителей — степень квалификации людей, которые впоследствии будут находиться за рулем;
- предполагаемые дорожные условия — возможность использования техники только на качественном асфальте или, наоборот, на пересеченной местности и бездорожье;
- особенности парковки и отстоя — наличие в инфраструктуре предприятия специализированных парковочных мест и боксов для размещения ТС на длительное хранение;
- вес и конфигурация перевозимых товарно-материальных ценностей — способность взаимодействия с конкретными перечнями популярных и подлежащих транзиту грузов.
Эксперты российской логистической компании «Точка-Точка» стараются следовать одному, максимально простому правилу. Для ТМЦ с общей массой до 10 тонн мастера используют простые прицепы, а для объектов от 10 до 40 т включительно — более продуктивные полуприцепы.
Что лучше выбрать
Прицепное транспортное средство — это, наверное, самое классическое оборудование от мира современных промышленных грузоперевозок. Оно обладает огромным количеством преимуществ: невероятной функциональностью, возможностью работы на легкой сцепке, нетребовальностью в плане организации парковочного пространства и пр. Для фиксации конструкции водителю не нужно искать дополнительные стойки и опорные рамы. Однако с его помощью можно перевозить, максимум, до 10 т товарно-материальных ценностей, по крайней мере, если речь идет о систематических транзитах.
Полуприцепы, наоборот, отличаются меньшей эксплуатационной практичностью. Зато они более производительны — за один «заход» специалист сумеет отправить, как минимум, в 2-3 раза больше товаров. Кроме того, полуприцепные модули считаются своеобразным продолжением основного автомобиля — фуры и тягача. Поэтому управляются они намного проще, повышая уровень безопасности водителя и прочих участников дорожного движения. Каждый вид техники хорош по-своему — тяжеловесы рентабельны всегда, а перечень их вторичных узлов подбирается в зависимости от индивидуальных задач.
Заключение
Понять по фото, что такое прицеп и полуприцеп, можно только поверхностно. Внешнее отличие агрегатов бросается в глаза — не заметить отсутствие стоек балансирования у «половинчатых» конструкций нельзя. Однако с другой, более глубокой в прикладном плане разницей, приходится разбираться подробнее. Ключевых моментов несколько — грузоподъемность, маневренность и функциональность. Прицепные блоки перевозят меньший объем грузов, но с большим удобством. Полуприцепные платформы нуждаются в правильных парковочных зонах, но характеризуются лучшей продуктивностью. С подобными нюансами следует разбираться не только логистам, но и заказчикам экспедиционных транзитов.