тренды
бизнес
перевозчику
отправителю
логистика
Виды аутсорсинга в логистике, возможности и перспективы реализации

Тенденция внедрять аутсорсинг в  логистике медленно, но прочно завоевывает право на существование. За последние 10 лет объем рынка 3PL вырос втрое - серьезный показатель для нашей страны, где привычка к полному самообеспечению всех бизнес-процессов является частью менталитета. 

Аутсорсинг логистики - эффективный инструмент оптимизации расходов. Но панацеей от всех бед его назвать нельзя. У этого явления есть свои особенности и даже недостатки. Обо всех  плюсах и минусах мы подробно рассказывали в этой статье. 

И даже несмотря на очевидные, казалось бы, преимущества, аутсорсинг не так прост, как кажется. Эта история точно не про “с глаз долой - из сердца вон”. Перед тем, как решиться на передачу даже части непрофильных процессов на сторону, нужно разобраться, какой именно аутсорсинг вам нужен и как выбрать подходящего оператора. Именно об этом наша статья. 

Раз, два...пять: виды аутсорсинга

Party Logistic - это концепция аутсорсинга логистики. Разные уровни аутсорсинга различаются степенью вовлеченности и функционалом компании-подрядчика.

Существует 5 уровней организации логистических процессов:

  • 1PL или инсорсинг. 1PL входит в концепцию Party Logistic теоретически, лишь как часть трансформации всей системы. Фактически же это тот самый “собственный парк” - организация логистики силами и ресурсами компании. 
  • 2PL - привлечение транспортно-логистической компании для перевозки и хранения грузов. При этом клиент продолжает самостоятельно управлять цепочками поставок. 
  • 3PL - комплексный провайдер, который не просто перевозит и хранит товар, но еще и выполняет ряд непрофильных функций, например, кросс-докинг, упаковку или IT- интеграцию с сервисами клиента.
  • 4PL - передача всей логистики системному провайдеру. Провайдер берет на себя разработку и управление цепочкой поставок, используя ресурсы субподрядчиков, например, 3PL и 2PL-операторов. 
  • 5PL — логистика эпохи цифровой экономики. На этом уровне провайдер вообще перестает существовать как физическое лицо: он превращается в IT-систему, которая надстраивается на клиентские активы. 5PL-логистика вообще не нуждается в посредниках. Используются только ресурсы 2PL операторов. Остальные участники цепочки являются элементами единой информационной системы, которую и создает 5PL.

 

Как перейти на аутсорсинг логистики: инструкция

Для российского бизнеса, особенно не обладающего огромными материальными активами, выбор стоит между двумя моделями: 2PL, 3PL. Аутсорсинговые модели более высокого порядка, такие как 4PL и 5PL, опираются на серьезный финансовый и технических фундамент, поэтому доступны только очень большим компаниям вроде AliExpress или Amazon. 

 

2PL

Комбинированный подход, при котором компания, имея свои транспортные активы, отдает часть задач в логистике на аутсорс — самое популярное решение среди российских представителей малого и среднего бизнеса. 2PL занимает 90% объема российских транспортно-логистических услуг.

Самые популярные функции для аутсорсинга в логистике — магистральная доставка в Москву и регионы и организация последней мили. Главными провайдерами логистических услуг выступают транспортно-логистические и экспедиторские компании. При этом важно отличать первых от вторых: перевозчики используют собственные ресурсы, экспедиторы выступают в качестве посредника-организатора между грузоотправителем и транспортной компанией.

Как организовать 2PL-логистику.

Определите:

  • Какие процессы вы готовы передать на аутсорс. 
  • Какие перевозки необходимы. От того, требуется вам выполнить магистральную, мультимодальную перевозку или доставку “последней мили”, зависит выбор транспортной компании.
  • С каким количеством транспортных компаний вы готовы сотрудничать. Кому-то достаточно одного долгосрочного контракта, кто-то предпочитает работать с 5-6 компаниями сразу, подстраиваясь под конкретный заказ.
  • Каков бюджет на логистику.

При выборе подрядчика, обратите внимание на:

  • Информацию по выполненным ранее перевозкам: какой транспорт использовался, даты отгрузки и доставки, объем перевозок, направления.
  • Наличие собственного или арендованного склада.
  • Перечень дополнительных услуг: страхование, автоматическое информирование, возможность сборной доставки.
  • Количество филиалов и терминалов.

 

3PL

3PL считается самым перспективным направлением. Несмотря на трудности, с которыми аутсорсинг для логистической отрасли завоевывает российский рынок, аналитики прочат этому сегменту серьезный рост. Причины — в современном подходе и очевидной экономии: клиенты 3PL-операторов могут сократить расходы на логистику на 10-30%. 

В исходном значении понятия комплексные провайдеры предлагают расширенный спектр 2PL-услуг. К складированию и транспортировке груза прибавляются юридическое сопровождение, ответственное хранение, кросс-докинг, упаковка и маркировка.

Но многие крупные 3PL-провайдеры уже выходят за рамки этого набора. Появляются “операторы смешанного типа”, которые уже переросли формат 3PL, но не дотягивают до полноценного 4PL. Такие компании относят к типу LLP (от Lead Logistics Provider) - ведущий логистический провайдер. Они занимаются аналитикой, прогнозированием и маркетингом, разрабатывают персонализированные IT-решения, берут ответственность за их интеграцию и автоматизацию цепочки поставок. LLP-операторы нередко имеют мощные логистические активы — и это еще один фактор, отличающий их от 4PL-операторов, работающих в сфере менеджмента логистики. 

Как сделать 3PL-аутсорсинг в логистике эффективным

Определите:

 

  • Какие процессы вы готовы передать на аутсорс.
  • Какого партнера вы ищете: 3PL-оператора или ведущего логистического провайдера.
  • Кого вы включите в long-list подходящих компаний.
  • Кто из участников вашего списка может предложить не отдельные услуги, а комплексные решения. Комплексное решение — это “сократить затраты на логистику в Мордовии на 10% c учетом роста бизнеса на 22%” вместо “хранение и перевозка 5 тонн картошки из Москвы в Саранск”.  
  • Как именно будет выглядеть процесс перехода на аутсорсинг и каков “план Б”, если что-то пойдет не так.

При выборе 3PL или LLP-провайдера обратите внимание на:

  • Ключевых клиентов, среднюю стоимость контрактов и опыт работы;
  • Складские и транспортные мощности: характеристику автопарка, доли на субподряде, системы отслеживания грузов.
  • IT-возможности: какие программные пакеты используются, каковая степень интеграции ERP-системы провайдера с вашей.
  • Наличие открытой калькуляции затрат.
  • Финансовое состояние провайдера: кредитная и судебная история, инвестиционные планы.

 

4PL

4PL-провайдера можно назвать интегратором логистических услуг. Его главная задача — не просто широкий спектр услуг и кастомизированные решения, а организация и управление всей цепочкой поставок - то есть полный аутсорсинг логистики.

Наличие логистических активов при этом — не обязательное условие. Главный козырь 4PL — эффективный менеджмент, автоматизация и контроль за бесперебойностью поставок во всей цепи. Что касается самой логистики, то провайдер фактически объединяет посредников в одной информационной системе, привлекая в качестве субподрядчиков все тех же 3PL и 2PL-операторов. 

Управленческая логистика требует от клиента передачи всей коммерческой информации в руки провайдера. Такой подход строится исключительно на полной прозрачности отношений и требует высокого уровня доверия. Именно поэтому даже в мировом масштабе спрос на 4PL пока очень ограничен.

На российском рынке совокупный сегмент 3PL-4PL провайдеров занимает не более 7%. При этом операторов 4PL в чистом виде можно сосчитать на пальцах одной руки: в основном это филиалы логистических гигантов, таких, как GEFCO, или кастомизированные проекты, например, для нефтегазовых компаний. 

Проблемы перехода на аутсорсинг: почему не получается

Сокращение затрат на логистику, прозрачность расходов, высокая адаптивность бизнес-модели к изменениям в отрасли. Именно этих результатов ждут компании, решившиеся перейти на 3PL. 

Но ожидания не всегда совпадают с реальностью. По статистике 37% компаний, использующих аутсорсинг логистики, сталкиваются с недостатком инноваций и лучших практик со стороны своих аутсорсинговых партнеров. При этом в проблемах зачастую виноваты обе стороны. Компания-клиент может недооценивать сложность передаваемых на аутсорс процессов, а провайдер - количество ресурсов, необходимых для качественной работы.

Вот 5 главных “грехов”, мешающих эффективному внедрению 3PL:

  • Не проработать “стратегию выхода”. Аутсорсинг подразумевает под собой долгосрочные отношения, поэтому последнее, о чем думают компании при заключении договора - нюансы его расторжения. Отношение к риску и количество возможных “багов” в работе провайдера должны быть определены заранее. Как и условия смены оператора - и даже полного выхода из аутсорсинга с возвратом к старой модели.
  • Не подумать о полной стоимости аутсорсинга. Скрытые расходы - это не только дополнительные услуги от провайдера, но и, например, неучтенные убытки, связанные с возможными ошибками со стороны оператора.
  • Потерять контроль над процессами, переданными на аутсорс. Если, заключив договор с провайдером, вы радостно идете сокращать менеджеров - это ошибка. Для эффективного сотрудничества должен быть хотя бы один сотрудник, задействованный в процессах и следящий за выполнением KPI. 
  • Выбрать не того провайдера. Компания-аутсорсер должна предоставлять услуги, согласующиеся со спецификой отрасли, и иметь релевантный опыт. 
  • Передать на аутсорс то, что нужно делать самому. Главная заповедь эффективного аусорсинга - никогда не отказываться от операций, составляющих основу или конкурентное преимущество компании.

“Оно точно того стоит”? Перспективы рынка аутсорсинга логистики

Выбор между инсорсингом или аутсорсингом логистики - один из самых сложных в бизнес-практике. Решение “отказаться от непрофильных функций” легко звучит только на бумаге и в отчетах. На практике перейти на аутсорсинг - значит отдать важный элемент бизнеса - элемент, в который, возможно, вложены годы труда и инвестиций, - незнакомой компании. Это значит отказаться от лояльного и хорошо обученного персонала и, напротив, дать доступ “незнакомцам” к коммерческим данным и ресурсам компании. Такое решение требует определенной силы воли и управленческой жесткости.

Стоит ли аутсорсинг этих усилий? Да. Это подтверждают данные компаний, передавших логистические активы 3PL-операторам. Например, один из самых стабильных клиентов аутсорс-рынка - “М.Видео”, традиционно работающая сразу с несколькими провайдерами. Благодаря передаче непрофильных функций на аутсорс компании удалось втрое сократить сроки доставки товаров с московского склада в региональные. 

На фоне общего экономического спада одна из самых популярных антикризисных мер - сокращение внутренних расходов. Аутсорсинг - фундамент, на который опирается эффективная финансовая оптимизация. Именно этим объясняется стабильный рост рынка 3PL, на который не влияют даже общие колебания рынка ТЛУ. Все больше компаний на личном опыте убеждаются: аутсорсинг - не просто способ решения локальных проблем, но и удобный бизнес-инструмент, без которого соответствовать быстро меняющимся критериям качества становится очень сложно.