тренды
перевозчику
отправителю
логистика
Цифровизация логистики: во что инвестирует транспортная отрасль

Транспортная отрасль переживает бурный рост и сталкивается с новыми вызовами. Невероятный темп развития технологий питает все новые и новые требования к логистике: она должен быть быстрой, гибкой, эффективной и прозрачной. Постоянный прессинг вынуждает отрасль стремиться к эволюции - и он же дает ключ к трансформации. Этот ключ - цифровизация логистики. 

В ежегодном отраслевом отчете, посвященном главным трендам Supply Chain Digital - цифровой цепи поставок - компании Deloitte и MHI называют самые перспективные hi-end тренды мировой логистики на ближайшие годы. Это

  • автоматическая идентификация и сенсоры;
  • IT-инструменты для оптимизации;
  • предиктивная аналитика;
  • роботизация и автоматизация;
  • IoT.

Из опроса, опубликованного в отчете, следует, что более 57% игроков рынка намерены инвестировать в эти технологии в ближайшие 2 года. Каждая из компаний готова вложить в цифровизацию  в том числе и логистики, более $1 млн. В сравнении с аналогичным отчетом прошлых лет, показатели инвестиционной привлекательности hi-end решений выросли на 10%. 

Российские транспортные компании смотрят на цифровизацию с большей осторожностью. Hi-end технологии для отечественной отрасли - это платформы и системы управления автопарком. Согласно исследованию британской консалтинговой компании EY, 71% опрошенных готовы внедрять платформенные решения. 64% готовы использовать на своем участке подключенный автопарк. 29% рассматривают возможность инвестирования в BigData и предиктивную аналитику. Технологии “отдаленного будущего”, вроде дронов и блокчейна, интересуют от 14 до 7% компаний.

Какие еще инновации Индустрии 4.0 взяла на вооружение отрасль грузоперевозок? Во что инвестируют логисты и какие преимущества получают? Предлагаем детально разобраться в наиболее распространенных и перспективных технологиях для цифровизации логистики и рынка ТЛУ в целом.

  • Платформенные решения

О чем это. Отдельные цифровые решения в логистике позволяют улучшить конкретный бизнес-процесс: упростить документооборот, автоматизировать планирование маршрута, эффективнее управлять складским пространством.

Платформы работают комплексно. Они позволяют совместить в одном цифровом пространстве целый комплекс функций, от внутренних процессов до управления автопарком и складом. Кроме того, платформенные сервисы в едином окне объединяют отправителя, перевозчика и потребителя, устраняя необходимость в посредниках-агрегаторах информации о перевозке. 

Цифровые платформы также становятся основой для межотраслевого взаимодействия, когда сервисом пользуется не одна, а сразу несколько компаний. Это создает условия для роста конкуренции, повышения прозрачности и эффективности рынка. Интересно, что одним из главных драйверов такой “платформизации” является государство с проектом Единой цифровой платформы транспортного комплекса. Система объединяет  существующие платформы и устанавливает единые информационные стандарты для всех игроков рынка для дальнейшего развития бесшовной мультимодальной логистики.

Зачем это нужно. Собственная платформа - удобный мультиинструмент для отдельно взятой компании. Она решает целый спектр задач, от управления складскими запасами до оптимизации расходов на перевозку. 

Создание платформы для управления цепью поставок стоит довольно дорого. Но малый и средний бизнес может подключаться к глобальным сервисам, созданным крупными игроками, для цифровизации логистики. В этом случае небольшие компании за разумные деньги или вообще бесплатно получают доступ ко всем необходимым digital-инструментам.

  • Телематика, ERP и системы управления автопарком

О чем это: Автоматизация транспорта - один из немногих сегментов цифровизации в логистике, реализующийся прямо сейчас. В сегменте грузового и пассажирского транспорта проникновение телематики приближается к 100%. Причем автоматизация идет на уровне производства: 76% новых автомобилей оснащаются датчиками уровня топлива, мониторинга и определения геолокации, а весь без исключения грузовой транспорт - тахографами и системами “ЭРА-ГЛОНАСС”, “Платон”.

Автоматизация автопарка не ограничивается телематикой. Для управления ТС используются маршрутизаторы заказа, мобильные приложения для водителей, позволяющие в режиме реального времени оптимизировать маршрут и координировать его с диспетчером. Отдельное место занимают ERP-системы, объединяющие все элементы управления автопарком в единое digital пространство, что помогает приблизиться к цели цифровизации логистики.

Зачем это нужно. Большинство систем управления автопарком окупается в течение 3-6 месяцев после внедрения и позволяет экономить до 15% на транспортных расходах. Причем технологии автоматизации доступны практически всем: даже ИП с двумя грузовиками может установить на автомобили телематические датчики и следить за рациональностью  использования ТС. 

Системы управления парком работают в сразу нескольких направлениях:

  • позволяют отслеживать и оптимизировать расход топлива;
  • анализируют эффективность автопарка и позволяют лучше распределять нагрузку между автомобилями; 
  • контролируют соблюдение скоростного режима и условий перевозки;
  • позволяют предотвратить поломки и снизить расходы на капремонт транспорта за счет статистического анализа данных, получаемых с датчиков.

 

  • Автоматизация склада

О чем это. Для компаний с мало-мальски стабильным грузооборотом эпоха “олдскульного” склада, где коробки грузили грузчики, а инвентаризация проводилась в Excel, подходит к концу. Растущие объемы отгрузок и высокая конкуренция вынуждают автоматизировать не только информационные потоки, но и физический труд. Степень использования робототехники и сенсоров для автоматической идентификации грузов будет расти:  к 2023 году технологии будут применяться в 73% транспортных компаний.

В складской логистике чаще всего автоматизации подвергаются сбор, упаковка и сортировка (роботов используют 61% компаний); погрузка-разгрузка (56%), прием и распределение груза (49%). При этом рынок складских роботов довольно развит и может предложить различные по стоимости и функционалу решения - от простых  автоматических конвейеров и автоматических подъемников до умных сортировочных конвейеров, способных обрабатывать до 200 паллет в час.

Зачем это нужно. Автоматизация склада, существенная часть процесса цифровизации логистики, так как может серьезно поднять показатели производительности и эффективности работы склада. Например, использование систем адресного хранения и RFID-считывателей позволяет на 67% сократить вероятность ошибки при приемке груза. Другие “побочные эффекты” - сокращение цикла складской обработки, снижение внутренних издержек, повышение точности управления товарными запасами. 

  • Предиктивная аналитика, цифровые двойники

О чем это. Цифровизация в логистике- это не только про новые технологии, но и про эффективную работу с данными. Максимальный результат, который можно получить от Big Data - математические модели, позволяющие в виртуальном пространстве воспроизвести все звенья цепи поставок. Это оптимизационные модели, которые могут не только воссоздать физические характеристики объекта, но и моделировать ситуации использования со всеми контекстными данными.

Цифровые двойники - один из самых дорогих и вместе с тем эффективных и перспективных инструментов цифровой логистики. По данным опроса MHI Annual Industry Report, 80% руководителей лидирующих производственных и логистических компаний утверждают, что цифровая цепочка поставок станет доминирующей тенденцией в ближайшие пять лет. 

Что это дает. Безопасное тестирование новых сценариев, выявление узких мест, управление рисками и оптимизация расходов - вот немногие из инструментов, доступных при использовании математических моделей.

Для проектирования цепей поставок сегодня используются два типа моделей. Имитационные используются на стадии планирования - они помогают, например, рассчитать пропускную способность распределительного центра, определиться с локацией открытия нового склада и просчитать риски. 

Оптимизационные модели используются для сокращения затрат на определенном этапе цепочки. С их помощью можно оптимизировать складское пространство, парк ТС или маршруты, минимизировать потери при перевозке хрупкого или особо ценного груза, заранее подобрав условия, температурный режим и упаковку. 

  • Прекрасное далеко: БПЛА, искусственный интеллект, блокчейн 

Почти в каждом отчете, посвященном цифровизации логистики, непременно фигурируют они - технологии будущего. Беспилотники, дополненная реальность, искусственный интеллект описываются как тренды, которые окажут наиболее сильное влияние на отрасль. В качестве примеров фигурируют Amazon, Wallmart и другие гиганты, чьих ресурсов, наверное, хватило бы на запуск небольшого космического корабля - не то, что пары дронов. 

Правда, далеко не во всех отчетах упоминается, что большинство компаний, далеких от объемов Amazon, считают возможной тотальную роботизацию не ранее, чем через 10 лет. По этой же причине уровень инвестиций в технологии “отдаленного будущего” остается относительно небольшим: 14% компаний готовы вкладываться в БПЛА, 10% - в блокчейн и 13% - в искусственный интеллект, свидетельствует опрос MHI и Deloitte. 

Британская консалтинговая компания EY выделяет 3 основных волны цифровизации, которые в ближайшие 5-10 лет предстоит пройти транспортной отрасли:

  • Внедрение технологий, перешедших “ломку” становления и ассимилировавшихся в условиях современного рынка - прогнозная аналитика, Интернет вещей и автоматизация.
  • Быстрое подключение перспективных технологий будущего, которые могут изменить отрасль в ближайшие 10 лет - подключенные устройства, БПЛА, блокчейн.
  • Подготовка к инновациям в долгосрочной перспективе - дополненной реальности, глубокому обучению и 3D-печати. 


Большинство как российских, так и зарубежных компаний находятся на этапе первой волны. В РФ и вовсе лишь 28% транспортных компаний считают свой суммарный уровень цифровизации логистики достаточно высоким. Логично, что, встречая на пути множество текущих проблем, таких, как слабая выручка или серьезная фискальная нагрузка, меньше всего хочется инвестировать в технологии с долгосрочной перспективой. Тем более, что риск слишком высок. Ведь убытки, связанные с утечкой информации, кибератаками и просто “рассчитанными на коленке” и не окупившими себя инновациями, могут достигать миллионов рублей.