тренды
бизнес
перевозчику
отправителю
логистика
От калькулятора перевозки к новому рынку логистики онлайн

Логистические компании по-разному переживают цифровизацию. Кто-то медленно внедряет онлайн-сервисы; кто-то остается верным прежним принципам работы; а кто-то трансформирует глобальный тренд, создавая на его основе новый бизнес-подход. Одна из таких компаний — “Точка-Точка”, построившая на стыке  инфраструктуры и экономики совместного потребления новую рыночную модель. О том, как выход в онлайн помог реализовать механизм свободного рынка, рассказал операционный директор “Точка-Точка” Максим Алексеев.

  • Максим, насколько, по вашему мнению, онлайн-сервисы вообще необходимы в логистике?

Переход в онлайн-пространство — требование времени. Логистика онлайн строится на сервисах, которые оптимизируют сразу несколько сегментов транспортно-экспедиторской работы. Они максимально сближают бизнес и клиента, помогают оперативно получать и обрабатывать обратную связь, вносить изменения в опции текущего заказа и даже автоматически персонализировать настройки для повторных заказов, используя поведенческий фактор. С их помощью можно производить взаиморасчеты, вести документооборот и отдавать точку местонахождения груза клиенту в режиме реального времени. В общем, наличие IT-решений для организации перевозки сегодня — ключевой фактор успешности экспедитора.

  • Выход логистики в онлайн как-то изменил саму отрасль? 

Безусловно. Главным драйвером перемен стала уберизация транспортно-логистических услуг в начале 2010-х. Появились цифровые экспедиторы и грузовые биржи, которые не имели оффлайновой базы за исключением офиса. Бизнес-модель очевидна: есть спрос (цены не конкурентные, ответственность низкая, сервис «на коленке») и есть предложение (перевозчик ищет загрузку, экспедитор умеет продавать, грузоотправитель ищет варианты). Остается только создать направленный трафик и поддерживать баланс. Сегодня, на мой взгляд, в среде  цифровых игроков существуют две принципиальные модели. В одной у организатора есть ответственность, и клиент заключает прямой договор с площадкой, а в другой нет. Остальное — детали, которые чаще зависят только от размера инвестиций.

 

  • Какой из двух цифровых моделей придерживается “Точка-Точка”? 

Мы объединили в себе зоны ответственности. Для грузоперевозчика мы — владелец груза, для грузоотправителя — перевозчик. Мы заключаем с обеими сторонами прямой договор, в котором юридически закреплена 100% ответственность за отправление. “Точка-Точка” — компания с уникальным методом ценообразования и инновационным подходом к обеспечению SLA.

 

  • В чем уникальность ценообразования?

Стоимость перевозки складывается не только из объективных факторов — расчетного веса, географии перевозки, упаковки — но и с учетом конъюнктуры рынка. Для грузоотправителя у нас есть логистический онлайн калькулятор, в котором можно указать характеристики груза: вес, тип, направление доставки, объявленную ценность груза и др. В алгоритме три шага, и последний позволяет увидеть самую высокую и самую низкую цену для отправки данного груза в данный момент по выбранному маршруту.  Для перевозчиков мы создали рабочий стол, позволяющий видеть весь объем груза на интересующем маршруте. Пользователь вносит желаемые параметры: общий вес груза, количество паллет, сроки дозагрузки, — и система показывает доступные варианты. Дальше на ценообразование влияет механизм, построенный по принципу свободной конкуренции. У каждой партии груза динамическая стоимость, и перевозчик сам решает, в какой момент времени и по какой цене забронировать груз — памятуя о том, что на тот же самый груз могут претендовать и другие пользователи сервиса. Стоимость доставки, на которую согласился перевозчик, является конечной ценой для отправителя.  В результате мы получаем открытый процесс ценообразования, транспарентный доход перевозчика и минимально возможный — потому что честный — тариф для клиента. При том, что в нашей монетизации нет агентского вознаграждения, абонентской платы за организацию перевозки или организацию взаимодействия с грузоперевозчиком.

 

  • Вы сказали, что в основе бизнес-модели лежит не только новая форма ценообразования, но и инновационный подход к SLA?

Да, мы разработали и сейчас активно тестируем собственный телематический датчик. Уверен, что глобально именно m2m-решения позволят качественно изменить уровень сервиса в транспортной логистике, повысив роль и значение экспедитора в цепочке поставки.  Я убежден, что большинство клиентов хочет получить простой и понятный SLA: гарантии срока доставки, обеспечение сохранности груза и транспарентный тариф. По отдельности каждый из этих элементов оцифрован в операционные показатели и преподносится компаниями как ключевое бизнес-преимущество. Но фактически мало кто смог объединить все элементы в единую систему взаимоотношений с клиентом В сегменте сборных грузоперевозок вообще пока мало успехов. Основная часть коллег работает в настолько аналоговой среде, что говорить об логистических онлайн-сервисах как об альтернативе невозможно. А если смотреть на ситуацию в логистике в целом, то «тотальная цифра” вообще кажется излишней. Например, наши региональные клиенты из малого и среднего бизнеса не до конца понимают, что это, следовательно, не могут этого осознанно хотеть. На мой взгляд, “Точка-Точка” пошла по самому эффективному пути, оцифровав наиболее востребованные категории SLA: срок, сохранность, цена.

 

  • Давайте подробнее про сохранность. Как “Точка-Точка” обеспечивает безопасность груза?

Мы перевозим в основном товары народного потребления. Наша претензионная политика ничем не отличается от политики любой транспортно-экспедиторской компании. Если происходит какой-то инцидент, который может повлечь за собой страховой случай, мы его классифицируем и в зависимости от характера уведомляем страховую компанию и центральный офис. На складе есть сотрудник , который отвечает за урегулирование подобных ситуаций. Все инциденты, которые могут привести к страховым случаям, изначально прописаны в договоре, поэтому и перевозчики, и отправители находятся в относительной безопасности. Причем, старт актово-претензионной работы оцифрован: документы можно подать в ЛК, обратная связь оперативная. 

 

  • Вы подробно рассказываете о преимуществах для отправителей и перевозчиков. В чем выгода компании? Почему “Точка-Точка” пошла по пути трансформации рыночной модели вместо того, чтобы просто использовать преимущества цифровизации и работать как агрегатор?

Парадигма, сложившаяся из-за нерегулируемости рынка автомобильных перевозок, выгодна ограниченному количеству участников рынка. Большинство наших коллег — и организаторы перевозок, и сами перевозчики — находятся на грани рентабельности. С таким рыночным укладом доля затрат на ТЛУ в конечном продукте будет расти интенсивно, стихийно, и в итоге все будут в проигрыше. Выходом из этой ситуации, на мой взгляд, станет переход к наиболее жизнеспособному, в условиях текущей рыночной ситуации в стране, механизму  —   модели свободной конкуренции. Для современной российской транспортной логистики это по-настоящему инновационное решение — инновационное по своей сути, а не потому, что оно реализовывается с помощью интернета. IT-платформы упрощают процесс перехода к новой модели, создают условия для честного и открытого подхода в каждом звене цепочки. Мы использовали эти преимущества для того, чтобы предложить рынку логистики нечто новое — и стали пионерами в этой области. Ведь фактически успешных логистических онлайн-сервисов с ответственностью — я подчеркну, именно“живых” проектов, направленных на диджитализацию LTL, смешанных или негабаритных перевозок — таких сервисов вообще пока нет.

 

  • То есть вами движут в основном альтруистические мотивы?

Ну конечно, цель любого бизнеса — чистая прибыль. Но мне кажется что в данный момент в России гораздо важнее создать дееспособный и честный механизм взаимоотношений контрагентов в нашей отрасли. Такой механизм помог бы малому и среднему бизнесу снизить издержки, конкретно на транспортировку своих товаров с запада на восток страны. В этом нам видится гораздо более глобальная цель, что просто стремление заработать. Именно малый и средний бизнес может стать драйвером выхода России из рецессии. А выйти из рецессии — означает встать, наконец, на путь процветания. Это философия нашей компания и моя личная философия: я вижу перспективы не только для себя, своих коллег по проекту или по рынку. Я верю в эффективность этой модели во всех сферах бизнеса и жизни: переход к свободному рынку поможет изменить экономические паттерны и в конечном счете сделать нас всех богаче и счастливее.