бизнес
перевозчику
статья
логистика
доставка
Транспортные документы

ДОПОГ - что это такое у водителей и как расшифровывается аббревиатура

Рассказ простыми словами о том, что такое ДОПОГ и о ее категориях — это пусть и минимальный, но все-таки достаточно специализированный ликбез по особенностям работы современных логистических и экспедиционных компаний. Транспортная отрасль относится к числу самых зарегулированных индустрий, и все ее сотрудники вынуждены действовать в соответствии с многочисленными нормативными актами.

Стандарт дорожной перевозки опасных грузов относится к числу регламентов, за пренебрежение которыми ответственное лицо может получить статью административного или даже уголовного формата. Процессом создания договора заведовали эксперты ООН, а ратифицировать правила решили представители всех стран Евросоюза, а также Казахстана, Азербайджана, Марокко и России.

коробки

Удостоверение ДОПОГ у водителей на грузоперевозках: расшифровка, что это такое простыми словами, как получить

European Agreement on Transport of Dangerous Goods on Road (ADR) — это международное соглашение, принятое Организацией Объединенных Наций 50 лет назад. Его цель заключается в том, чтобы установить единый регламент транспортировки опасных грузов на территории разных, постоянно взаимодействующих друг с другом в экономическом плане государств.

Документ представляет собой предельно подробное руководство по обращению с товарно-материальными ценностями, способными нанести непоправимый урон окружающей среде или третьим лицам на протяжении транзита. На его базе были сформулированы российские нормативы ПОГАТ, относящиеся к классу адаптированных под отечественные реалии европейских законов.

Соблюдать рекомендации обязаны абсолютно все юридические лица, занимающиеся оказанием экспедиционных и логистических услуг. Компании, допустившие нарушения общепринятых стандартов, получают статусы административных преступников со всеми вытекающими последствиями.

Структура документа

О том, что входит в ДОПОГ, рассказывают всевозможные нормативные акты. Во-первых, следует понять, что бланк разделен на две функциональные части. В блоке «А» прописаны:

  • максимально подробные расшифровки для применяемых в дальнейшем понятий и терминов;
  • способы классификации грузов, наносящих ущерб окружающей среде, а также жизни и здоровью человека;
  • перечни допускаемых для транспортировки товарно-материальных ценностей опасного типа;
  • правила упаковки ТМЦ и порядки оформления разнообразных сопроводительных сертификатов;
  • списки мер, позволяющих определить качество тары, конкретные методы проведения тестов;
  • детальные формулировки условий организации погрузочно-разгрузочных работ и прочих вариантов взаимодействия с продукцией.

Блок «Б» посвящен оборудованию и персоналу — фурам, прицепам, полуприцепам и тягачам, а также самим дальнобойщикам.

лупа

Как водителю получить ДОПОГ и что он обозначает — основные требования в 2023 году

Как и любой другой сложный и объемный международный регламент, ADR пребывает в процессе постоянного видоизменения. В документ вносятся новые правила и ограничения, касающиеся абсолютно всех аспектов грузоперевозок. Прежним остается только центральный каркас, связанный с:

  • наличием специализированных емкостей и цистерн для отправки веществ в соответствии с присущим им классом опасности;
  • нанесением маркировочных знаков как на применяемую в рамках транзита тару, так и на кузовные части транспортных средств;
  • выполнением абсолютно всех мер оснащения автомобилей, вне зависимости от их категорий и транзитных возможностей;
  • соблюдением банальных нормативов ТБ любыми ответственными лицами (от дальнобойщиков и логистов до диспетчеров и грузчиков).

Водители и экспедиторы, работающие со сложными грузами, обязаны заботиться о получении особых свидетельств. Удостоверения выдаются только людям, прошедшим обучение в аккредитованных Минтрансом учреждениях.

Классы опасных веществ

С вопросами о том, что такое ДОПОГ, и как выглядят грузоперевозки по представленному регламенту, мы разобрались — осталось понять, какие признаки позволяют выявлять агрессивные товарно-материальные ценности. Здесь сотрудники экспедиционных компаний (в том числе и мастера команды «Точка-Точка») предпочитают ориентироваться на прописанные в соглашении перечни:

  • взрывчатка и способные детонировать изделия — боеприпасы, пиротехника, порох;
  • газообразные компоненты — упакованный в баллоны кислород, пропан, бутан, азот, аммиак, хлор;
  • легковоспламеняющиеся составы — техническая смазка, бензин, дизель, нефть, этиловый или метиловый спирт, масло;
  • окислители и органические пероксиды — аммоний, разнокалиберные нитраты, сельскохозяйственные удобрения;
  • токсичные химикаты и инфицирующие соединения — фармакологические смеси, цианиды, пестициды;
  • вещества с высокими степенями радиоактивности — от урана и тория до полония и актиния;
  • коррозионные реагенты — ртуть, кислоты, щелочи, лаки и краски, а также определенные виды эмалей.

Литийионные аккумуляторы, автомобильные двигатели, асбест, сера, фосфор — список можно продолжать очень долго.

курьер

Требования к оснащению транспорта

Перевозить опасные грузы без специализированной защиты нельзя — в противном случае они обязательно нанесут ущерб либо окружающей среде, либо жизни и здоровью третьих лиц. Поэтому в рамках подобных транзитов всегда применяются подготовленные особым образом автомобили. Для них:

  • создаются дополнительные модули защиты, предотвращающие возможность непреднамеренного выпадения ТМЦ;
  • оборудуются блоки протекции в районе топливных баков и мест коммутации аккумуляторных батарей;
  • оформляются особые маркировочные знаки, а также проблесковые маяки;
  • модернизируются детали выхлопной системы, с перенесением глушителей в передние части кузовов;
  • монтируются высоконадежные структуры проводки с повышенными изоляционными характеристиками;
  • прорабатываются устройства спутниковой связи и навигации, для передачи данных о местоположении партии в режиме реального времени.

Мер чрезвычайно много, и за качеством их реализации ответственные лица следят с максимальной дотошностью.

ДОПОГ — что это значит, и какое оборудование водители устанавливают в машину

Отдельный раздел ADR посвящен аппаратам принудительного ограничения скорости, монтируемым на все транспортные средства, которые задействованы для перевозки опасных товарно-материальных ценностей. Модули формата УОС сочетают в себе как аппаратные, так и программные детали. Во-первых, они снижают риск попадания в ДТП, заставляя водителя передвигаться по дорогам общего пользования значительно медленнее. Во-вторых, они играют роль своеобразных баз данных, хранящих информацию обо всех присутствующих на борту машины ТМЦ.

За производство таких устройств отвечают аккредитованные Минтрансом компании, регулярно проходящие через процедуры лицензирования и сертификации. Правила монтажа и подключения соответствующих приборов прописаны в Техническом регламенте о безопасности автотранспортных средств.

Штрафы за нарушения ДОПОГ

В соглашении ADR содержится огромное количество стандартов, за соблюдением которых должны следить абсолютно все логистические и экспедиционные предприятия стран-эмитентов. Документ становится своеобразным списком запретов, с перечислением многочисленных возможных правонарушений. За каждый проступок организация штрафуется по особым, индивидуальным нормативам. Причем ответственность наступает не только для юридического лица, но и для специалиста, допустившего ту или иную оплошность.

Например, неправильно нанесенная маркировка или неполный комплект инвентаря — это нарушения, влекущие за собой санкции в размере от 150 до 200 тыс. рублей (для водителя от 1,5 тыс.). Отсутствующее свидетельство становится поводом для наложения взыскания на сумму от 400 до 500 тыс. руб.

деньги

Этапы организации транзита

С вопросом о том, что такое ДОПОГ (соглашение о правилах международной дорожной перевозки опасных грузов), мы разобрались — осталось понять, как именно современные компании справляются с задачами сопутствующего формата. В общем виде схема действий команды, желающей перевезти рисковые товарно-материальные ценности, должна выглядеть так:

  • Оформление лицензии. На территории разных регионов нашей страны ее выдают сотрудники Российской транспортной инспекции.
  • Заключение договора. Отладка взаимодействия между грузоотправителем и грузополучателем.
  • Подготовка автомобилей. В их роли могут выступать специальным образом оборудованные фуры, тягачи, прицепы и полуприцепы.
  • Расчет оптимального маршрута. Составление дорожных карт, проработка перечня эксплуатируемых трасс.
  • Создание или подключение машин к текущей системе информирования об опасном транзите.
  • Коммутация модулей спутниковой навигации и уточнения местоположения в режиме реального времени.
  • Инструктаж о правилах взаимодействия с отработанной тарой, а также о действиях персонала в моменты возможных аварий.

Все операции выполняются в пошаговом режиме, с учетом строго контроля по окончании каждого этапа.

Оформление свидетельства и разрешения ДОПОГ на перевозку

Согласно установленным стандартам, водитель, отвечающий за совершение рассматриваемого транзита, обязан получить специальное удостоверение, подтверждающее его права и квалификацию. Для этого ему придется пройти особые образовательные курсы, эмитированные академическими учреждениями, прошедшими аккредитацию в Минтрансе. Длительность учебы колеблется в районе пяти дней.

После того как экспедитор прослушает полный пакет лекций (а также зафиксирует свое присутствие на всех практических занятиях), ему будет предложен экзамен. По результатам представленного испытания на имя заявителя выпишут необходимое свидетельство, причем сразу на двух языках — русском и иностранном (французском, английском или немецком). Срок юридической силы документа составляет пять лет с момента выдачи.

ключ

Что нужно, чтобы получить ДОПОГ, и кто может это сделать

В соответствии с Приказом Минтранса РФ №282 от 31.07.2020, претендовать на оформление рассматриваемого разрешительного бланка, способны:

  • водители, владеющие российскими национальными правами подходящей категории (для большегрузов и пр.);
  • люди, готовые предоставить сертификат о прохождении курсов в рамках аккредитованного правительством академического учреждения.

Требований, выдвигаемых к будущим дальнобойщикам, на самом деле очень много.

Они обязаны разбираться в общих регламентах и положениях ADR, а также уметь оказывать первую помощь, принимать меры по ликвидации последствий ДТП и, например, контролировать процесс проведения погрузочно-разгрузочных операций. Предпочтительный стаж вождения — от одного года.

Правила ADR

Ответы на вопросы о том, как расшифровывается ДОПОГ, для чего он нужен, и что означает его наличие — это сплошное перечисление всевозможных нормативных и правовых актов. Причем все они базируются на стандартной версии документа, называемого European Agreement on Transport of Dangerous Goods on Road. Бумага, поделенная на два больших функциональных раздела, рассказывает обо всех тонкостях обращения с опасными товарно-материальными ценностями:

  • применение особых видов тары — от специализированных емкостей до прочных объемных цистерн и герметичных коробов;
  • нанесение маркировочной символики — на контейнеры и участвующие в транзите транспортные средства;
  • оборудование автомобилей модулями защиты — усиленной проводкой, модернизированной выхлопной системой и протекцией аккумуляторов;
  • соблюдение правил техники безопасности — как во время дороги, так и при проведении погрузочно-разгрузочных операций.

Регламентов чрезвычайно много, причем для каждого типа ТМЦ они разные.

печать

Свидетельство ДОПОГ для машины — что это такое, как получить документы на легковой и грузовой автомобиль

Сотрудникам логистических и экспедиционных предприятий, оформляющих разрешительную документацию, приходится оформлять огромное количество всевозможных бумаг:

  • копии свидетельства о прохождении государственной регистрации конкретными фурами, тягачами, прицепами и полуприцепами;
  • бланки, подтверждающие право владения соответствующими транспортными средствами (или договоры аренды);
  • допуски транспорта к следованию по предварительно разработанному маршрутному листу;
  • данные о компетенциях водителя (в том числе и сертификаты о прохождении образовательных курсов).

Эксперты правительственных учреждений могут потребовать и другие выписки и справки — юридическое лицо обязано предоставить их все.

Отличия правил ДОПОГ и ПОГАТ

Оба регламента базируются на European Agreement on Transport of Dangerous Goods on Road, только первый является прямым переводом ADR, а второй — его отечественной адаптацией. В одном случае речь идет о международном соглашении, который ратифицировало порядка 48 стран, во втором — о его российской версии, действующей на территории одного государства.

Принципиальные различия между стандартами минимальны. Они касаются сфер применения, перечней необходимых сопроводительных бумаг, совместимости ТМЦ и особенностей классификации грузов.

мужчина

Нюансы транспортировки ОГ в России

Ответственные лица логистических и экспедиционных компаний могут осуществлять транзиты рассматриваемых категорий ТМЦ только при наличии свидетельства формата ADR. При перемещении по дорогам федерального значения (и при пересечении региональных границ) потребуются удостоверения, эмитированные сотрудниками территориальных представительств Ространснадзора. К заявке на получение разрешительного бланка прикладываются:

  • информационные и аварийные карточки;
  • маршрутные листы;
  • сертификаты о прохождении водительских курсов.

Инспекторы предъявляют особые претензии именно к маршрутам. Колонна должна двигаться по малонаселенным районам, с правильно подобранным лимитом скорости, в местах с большим количеством точек, обеспечивающих возможность безопасной стоянки.

рука

Подведем итоги

Единственный верный ответ на вопрос о том, что нужно для получения ДОПОГ на машину — это прямое цитирование всевозможных регламентов ADR и ПОГАТ. Отрасль современных экспедиционных грузоперевозок находится под действием многочисленных норм, следовать которым обязаны абсолютно все транспортные компании. Например, в инфраструктуре бренда «Точка-Точка» присутствует целый отдел, занимающийся вопросами соответствия НПА. Только так специалисты могут избежать разнокалиберных нарушений и следующей за ними административной ответственности.