бизнес
перевозчику
отправителю
логистика
доставка
упаковка
склад

3PL логистика - что это: все о складе, операторах и оказываемых услугах

Любому бизнесмену, собирающемуся расширить и масштабировать собственную компанию, следует понять, что оператор 3PL логистики — это такой элемент, без которого не удастся построить ни одну более или менее крупную коммерческую сеть. В процессе роста проекта его владельцы могут обнаружить несоответствие между качеством предлагаемого клиентам фулфилмента и внутренними силами организации. 

Тогда часть мероприятий придется отдать на аутсорс, обратившись за помощью к профильным контрагентам и исполнителям. Передача определенного объема задач и реализуемых функций — это сложная процедура, базирующаяся на принципах грамотного делегирования. 

коробки

3PL и услуги «трипиэль»: что это в логистике простыми словами 

Термин Party Logistics всегда употребляется в сочетании с цифрами от одного до пяти — чем выше показатель, тем большее количество обязательств берет на себя провайдер: 

  • 1PL — никакой поддержки не оказывается, среднестатистический фермер самостоятельно относит свою продукцию в магазин;
  • 2PL — на помощь к собственнику фермерского хозяйства приходит наемный курьер-экспедитор;
  • 3PL — сторонняя корпорация осуществляет перевозку, упаковку, хранение и непосредственную доставку овощей до торговых точек;
  • 4PL — в работу вступают отделы, связанные с внешнеэкономической коммерческой деятельностью;
  • 5PL — компания-поставщик действует от имени производителя, представляя его интересы на рынке. 

Естественно, что для каждого «уровня» предусмотрены свои регламенты партнерских взаимоотношений. 

3PL и 4PL — в чем разница

хранилище
В обоих случаях объем обязательств, перекладываемых на плечи сотрудников оператора, выглядят идентично. Организация отвечает за транспортировку товаров внутри страны, заграничный вывоз, составление разнообразной (в том числе и сопроводительной) документации, общение с таможенными брокерами и пр. Непосредственный владелец бизнеса экономит на целом перечне мероприятий — приобретении складов, поиске персонала и выборе перевозчиков. 

Оказывать услуги одного из двух упомянутых типов очень тяжело — справиться с такой работой получается только у самых ответственных исполнителей. Однако в случае с 4PL, контрагент должен продемонстрировать максимальную вовлеченность в клиентские коммерческие процессы. Он обязан наладить прочные каналы связи и методы интеграции, стоя на пороге к тому, чтобы начать представлять интересы заказчика при взаимодействии, например, с дилерами.


Классификация провайдеров логистики PL

Группировка операторов (фирм, трудящихся в секторе Party Logistics), осуществляется по уже знакомому нам принципу — по цифровым обозначениям. В случае с классической «двойкой» 2PL, организация несет ответственность только за определенный этап отношений между поставщиком и получателем. Например, он арендует складские территории или нанимает курьеров. С «тройкой» дела обстоят по-другому. Такая команда работает под ключ — прием, инвентаризация, упаковка, маркировка, отправка, составление бумаг, ВЭД и пр. Разница заметна невооруженным взглядом. 

Требования к операторам 3PL-логистики

Получить статус Third Party Logistics сумеет далеко не каждый провайдер. Для этого специалистам компании придется соблюсти целый ряд условий: 

  • штат, состоящий из экспертов в разных отраслях транспортно-экспедиторского дела;
  • собственный автопарк с машинами всевозможного тоннажа, способными справляться с объемом поставок;
  • возможность принимать, оприходовать и инвентаризировать запасы для дальнейшего распоряжения;
  • складские терминалы варьирующихся категорий, подходящие для размещения продукции. 

Соответственно, в команде должны присутствовать водители, менеджеры, сотрудники складов, бухгалтеры и пр.

Перевозка и доставка по 3PL-договору — пошаговый регламент
офис

Компания, функционирующая в сфере Third Party Logistics, выполняет огромное количество операционных задач. Более того, она взаимодействует с несколькими клиентами одновременно (иногда их число доходит до десятков). Процессы, связанные с транспортировкой, расположением, учетом и отправкой товарно-материальных ценностей ставятся на поток. Любая путаница приводит к невероятным проблемам, ведь в комплекте с услугой реальный владелец бизнеса получает определенные гарантии. Фирма несет материальную ответственность за свои ошибки, строго следуя пунктам предварительно проработанных и подписанных договоров. 

Получение

Первая задача любого бренда, претендующего на статус 3PL-оператора — это приемка разнообразных товаров. Они отправляются на склады, заранее оборудованные под длительное или краткосрочное размещение, с соблюдением всех условий продуктового соседства, климатического режима, уровня влажности в помещениях и пр. Доставка ТМЦ нередко производится по заказу. С помощью такого документа обе организации получают точную и актуальную информацию о том, какие именно позиции (и в каком объеме) будут привезены. Подобные сведения позволяют справляться с работой с максимальным качеством.

Хранение 

ящики

Нужно понимать, что Third Party Logistics (3PL-проекты) — это компании, готовые оказывать услуги в классическом формате под ключ. Второй преимущественной задачей таких брендов становится грамотное размещение товарно-материальных ценностей, отправленных корпоративными клиентами. Для того чтобы справиться с сопутствующими процедурами, фирмам приходится выкупать или арендовать полноформатные склады с разным объемом. Инфраструктура должна включать в себя не только территории, но и оборудование: стеллажи, подъемники, конвейеры, холодильные камеры и пр. 

Сборка

Все ТМЦ, поступающие на руки к 3PL-провайдеру, учитываются в ручном или автоматическом режиме. Конечно, предпочтение отдавать нужно именно второму методу — процессу применения профильного складского программного обеспечения. Правда, перед началом его использования придется приобрести лицензию, обучить сотрудников и закупить специализированный комплекс аппаратных устройств. Желательно наладить интеграцию (например, по протоколу взаимодействия API) с коммерческим софтом фирмы-заказчика. 

Упаковка 

Когда товарно-материальные ценности окажутся собранными, наступит время задействования всевозможных упаковочных материалов: 

  • обыкновенных картонных коробок разных размеров;
  • рулонов прочной и эластичной пузырчатой пленки;
  • полиэтиленовых и стретч-лент;
  • надежных подстилок из бумаги. 

Выбирать инструменты для фасовки следует с умом, отталкиваясь от понятий о наименьшем, оптимизированном весе. Важную роль играет и конфигурация — правильно закрытые пакеты с легкостью разместятся внутри контейнеров и кузовов транспортных средств.

Перевозка

фура

Сфера 3-ПЛ логистики целиком построена на задачах, связанных с непосредственной доставкой разнообразной продукции. Отправка ТМЦ по месту назначения производится по заранее проработанным и осмысленным маршрутам, собственными автопарковыми силами организации. Желательно, чтобы каждая машина была снабжена современными трекинговыми системами — они будут отслеживать данные о перемещении транспорта в режиме реального времени. Основной вопрос заключается в минимизации сроков, уходящих на непосредственную экспедиторскую деятельность. 

Возврат

Случается так, что клиент фирмы, сотрудничающей с оператором, отказывается принимать приобретенный, только что доставленный товар. Тогда логистической компании приходится брать на себя ответственность за его обратное перемещение, с дальнейшим повторным размещением на складе, учетом и передачей поставщику/производителю. 

Справиться с таким объемом мероприятий можно только путем применения высококлассного программного обеспечения. Например, транспортное предприятие «Точка-Точка» использует алгоритмы машинного обучения и искусственного интеллекта. 

Рынок 3PL-услуг — что это такое 

Основная задача корпорации, владеющей статусом 3ПЛ-провайдера — это доставка разнообразных товарно-материальных ценностей. Кроме того, подобные фирмы берут на себя обязательства, связанные с: 

  • страхованием ТМЦ;
  • консолидацией отправлений;
  • представительством перед таможенными органами;
  • сопровождением грузоперевозок;
  • организацией возвратов;
  • совершением платежей и транзакций;
  • оформлением всевозможной документации;
  • классическим экспедированием;
  • информационной поддержкой;
  • проведением консультаций и пр. 

Такие предприятия оказывают своим клиентам огромное количество услуг, стараясь работать на максимальном уровне качества.

Управление запасами

Первая, наиболее важная операция, реализуемая от лица 3PL-команды. Для того чтобы с ней справиться, корпорации приобретают лицензированное коммерческое программное обеспечение. Софт позволяет контролировать складские остатки, пополнять объемы наличествующих товаров, вовремя отдавать на продажу позиции с истекающими сроками годности и утилизировать просрочку. Речь идет об отдельном, информационно-операционном секторе фулфилмента, который должен пребывать под постоянным надзором со стороны профильных экспертов.

Быстрая доставка

дорога

Статистика говорит о том, что 70% клиентов ожидают недорогой и скоростной транспортировки приобретенной продукции. Еще 44% покупателей бросают незаполненную корзину из-за непонятных условий перевозки. Порядка 24% посетителей онлайн-магазинов отказываются от совершенных заказов из-за того, что курьеры действуют слишком медленно. Именно поэтому статус фирмы, работающей в сфере Third Party Logistics, подтверждается способностью реализовать все логистические процедуры на максимальном уровне качества. Иначе о прибыли говорить не приходится. 

Распределение складских запасов

Нужно разобраться с тем, что провайдер 3PL-сервисов — это не только классический экспедитор, но и юридическое лицо, берущее на себя материальную ответственность за размещение и сохранность принимаемых на баланс товарно-материальных ценностей. Процессы, связанные с погрузкой, инвентаризацией, учетом, сборкой, маркировкой, упаковкой и отгрузкой ТМЦ должны быть поставлены на поток. Таким образом, фирма экономит время и деньги, а также оптимизирует собственные затраты на непосредственную транспортировку.

Техническое оснащение

Для оказания комплексных услуг, 3ПЛ-оператору придется позаботиться о создании развитой и многосторонней инфраструктуры. Она станет гарантией того, что логистическая цепочка выстроена отменно, а риски сведены к минимуму: 

  • склады (как минимум класса «В») — оснащенные в техническом плане территории с надежной охраной и должным оборудованием;
  • автомобильный парк — машины разного тоннажа, готовые справляться с определенным объемом доставок;
  • перевалочные пункты — помещения, предназначенные для хранения ТМЦ в промежутках между погрузочно-разгрузочными мероприятиями;
  • разветвленная транспортная сетка — возможность действовать в пределах разных регионов и субъектов страны, а также в условиях ВЭД. 

Каждый пункт нуждается в тщательном исполнении — именно на них обращают внимание компании-заказчики. 

Преимущества 3PL-логистики

Логистические операции третьего уровня обладают огромным количеством разнообразных достоинств: 

  • снятие с плеч клиента огромного объема работ, предоставление гарантий, в том числе и по материальной ответственности;
  • приобретателю услуг не нужно тратиться на аренду собственных складов, машин и прочей техники;
  • минимальный список подрядчиков — все процессы реализуются силами одной команды;
  • сокращение времени исполнения заказов — качественный фулфилмент, повышение прибыли. 

Конечно, речь обо всех представленных плюсах заходит только при наличии ответственного и грамотного подрядчика. 

Недостатки 3PL-логистики

Обычно между бизнесом и 3ПЛ-провайдером возникают отличные взаимоотношения, говорящие о выгодном для обеих сторон партнерстве. Однако встречаются и другие ситуации, приводящие к тем или иным проблемам. В числе основных рисков:

  • утечка конфиденциальной информации — непреднамеренная или умышленная передача ценных коммерческих сведений, например, конкурентам;
  • невозможность влиять на работу исполнителей — отсутствие должных инструментов для оперативного контроля качества. 

В случае с экспедиторским и транспортным предприятием «Точка-Точка» таких неприятностей нет — мы работаем максимально грамотно, на пределе собственных компетенций. 

Кому подходит услуга

Стоит знать, что начинать процесс взаимодействия с логистическим оператором 3PL-склада по предложенной им схеме надо, если эти пункты соблюдаются: 

  • компания отправляет более 100 товаров в месяц, а ее собственных сил не хватает для организации правильного фулфилмента;
  • бренд нуждается в дополнительных локациях для хранения товарно-материальных ценностей;
  • покупатели хотят получать быструю доставку, буквально в течение нескольких дней.

В общем, к профессионалам нужно обратиться в момент расширения и масштабирования бизнеса, когда растущие объемы продаж выглядят слишком пугающе.

Как выбрать провайдера

люди
При подборе поставщика логистических аутсорсинг-услуг нужно ориентироваться на определенный перечень критериев: 

  • использование, как можно большего количества современных технологий и эффективного складского оборудования;
  • расположение складов — они должны находиться в удобных с транспортной точки зрения локациях;
  • полный цикл — работа в формате под ключ, от приемки и инвентаризации до отправки и сопровождения (желательно, со всеми сопутствующими бумагами);
  • применение высококачественного программного обеспечения — коммерческий софт с интеграциями по протоколам удаленного взаимодействия. 

Компаний, соответствующих всем представленным требованиям, на самом деле достаточно много.

Как формируются цены

Стоимость (затраты). Определение итоговой цены.
Адаптация.Отладка каналов для коммуникации между заказчиком и поставщиком 3PL-услуг. Интеграция программного обеспечения. 
Получение ТМЦ.Прием поступающих партий — по единицам, поддонам, паллетам, контейнерам и пр.
Хранение. Плата за место, расположенное на территории фулфилмент-центра, по договору.
Комплектация и упаковка.В одном случае — поштучно, за каждый предмет, а в другом за весь объем. При необходимости взимаются комиссии. 

Отличие 3PL от транспортной экспедиции

В случае с Third Party Logistics речь идет именно о комплексных услугах — приемке товарно-материальных ценностей, оприходовании различных позиций, задействовании всевозможных маркировочных и упаковочных материалов, доставке до покупателя и организации возврата. 

Обыкновенные экспедиторские бренды, наоборот, работают в строгих рамках, отвечая исключительно за непосредственную перевозку ТМЦ по маршруту. Налицо разница в схеме взаимодействия — в одном случае фирма интегрируется в рабочий процесс и трудится на совместный результат, а в другом производит одно мероприятие по регламенту. Именно поэтому знать о том, что «триппель-оператор» (провайдер 3 PL-склада) в логистике — это элемент, без которого не может обойтись ни одно крупное предприятие, должен владелец каждого масштабирующего бизнеса.