бизнес
статья
Между двух огней: аутсорсинг логистики или собственный парк?

Между двух огней: аутсорсинг логистики или собственный парк?

Аутсорсинг логистики набирает обороты: компании все чаще предпочитают отдавать работу по выстраиванию цепочки поставок в чужие руки. Но если делегирование транспортных вопросов профессионалам так эффективно, почему многие компании не торопятся расформировывать собственный парк? Есть ли третье решение дилеммы “собственная логистика или аутсорсинг”?

Аутсорсинг логистики сегодня занимает до 30% от общего объема рынка. Направление набирает популярность. Бизнес стремится к снижению издержек и передача логистических вопросов 3PL-провайдерам — компаниям, предоставляющим комплексные логистические решения — кажется закономерным шагом на этом пути. Но о взрывном росте рынка 3PL-услуг пока речи не идет: за 2018 год рынок вырос на 5%, достигнув 220 млрд рублей, а 2019 год по прогнозам принесет еще 6 млрд рублей — уверенный, но не слишком большой шаг вперед.

Осторожный рост рынка демонстрирует истинное отношение участников к аутсорсингу — а оно далеко не однозначное. Многие компании по-прежнему готовы вкладываться в собственную логистику, совершенствуя ее или не желая терять достигнутый результат. Другие, наоборот, с легкостью отказываются от непрофильного направления, выбирая частичный или полный аутсорс. Кто-то говорит о неоправданной дороговизне содержания собственного автопарка, а кто-то, наоборот, жалуется на “негуманные” тарифы 3PL-провайдеров. Где же золотая середина, и является ли аутсорсинг логистики такой уж бизнес-панацеей, какой его сегодня представляют?

Собственная логистика: дорого, сложно, эффективно

Собственная логистика сегодня является прерогативой компаний с большим оборотом. Это в первую очередь объясняется стоимостью построения транспортной инфраструктуры. Например, затраты крупного ритейлера, оперирующего парком в 1 тыс. грузовиков, могут достигать нескольких миллиардов рублей. И это — не считая регулярные транспортные расходы, которые порой сложно предугадать, необходимость постоянной оптимизации процессов, регулярное обновление и ремонт автопарка.

Ключевые недостатки внутренней логистики:

       1. Стоимость. Построение собственного автопарка в тысячу грузовиков может обойтись в сумму от 3 млрд рублей. От 2 до 3 млрд составят регулярные транспортные расходы — конечная сумма зависит от масштаба компании и степени оптимизации издержек.

       2. Высокие риски. Законодательство прямо влияет на состояние отрасли, и это влияние далеко не всегда положительное. Любые изменения, от введения системы АСВГК до очередной индексации “Платона” тут же отразятся на обслуживании логистических процессов. Да и форс-мажорных случаев никто не отменял: проблемы в виде разбитых автомобилей и утерянного груза ложатся на плечи владельцев бизнеса.

       3. Время - то самое, которое деньги. На построение собственного транспортного крыла потребуется от 6 месяцев до года, в зависимости от ресурсной готовности компании. Но даже после того, как цепочка будет налажена, постоянное инвестирование ресурсов в нее не прекратится. Опыт крупных ритейлеров свидетельствует о том, что в какой-то момент линейное расширение парка перестает работать: нужна оптимизация складских и транспортных процессов, автоматизация, внедрение новых решений. Все это требует немалых усилий и времени, которое можно было бы потратить на развитие профильных направлений.

Казалось бы, вывод лежит на поверхности: построение логистической цепочки своими силами дорого и сложно. Но у парка в собственности есть и преимущества, которые не сможет обеспечить ни один, даже самый эффективный провайдер.

      1. Оперативность. Многие крупные компании, даже передавая большую часть процессов на аутсорс, не отказываются от собственного парка. Причина - в стремлении сохранить возможность гибкого планирования и ситуативного выстраивания маршрута. 

      2. Контроль за качеством. Степень вовлеченности сотрудников, их порядочность и ответственность - зона компетенции компании, а, значит, у нее в руках есть мощный рычаг для работы над собственной репутацией.

      3. Единая система управления перевозками. Складские процессы, перевозку и состояние автопарка проще и эффективней контролировать тогда, когда они сосредоточены в одних руках.

Все эти преимущества красной линией связывает между собой одно, крайне важное качество inhouse-логистики — независимость, которая в свою очередь становится серьезным конкурентным преимуществом. Именно стремление к независимости во многом заставляет компании держаться за собственные автопарки: так они отстраиваются от конкурентов, предлагая клиентам сервис качественно иного уровня.

Аутсорсинг логистики: выгодно, удобно, подходит не всем

Об эффективности и выгодах обращения к аутсорс-операторам говорят много и громко: это и оптимизация издержек, и отсутствие необходимости сливать деньги и время на развитие непрофильного звена, и доступ к самым инновационным решениям.

Среди множества достоинств аутсорсинга можно выделить 3 основных:

      1. Стоимость. На фоне перспективы регулярных многомиллиардных вложений даже высокий ценник на аутсорсинг кажется очень гуманным. Мелкие региональные компании и “серые” игроки могут предложить еще более низкие цены - выбор остается за приобретателем услуги и его потребностями в покрытии рисков. В целом аутсорсинг логистических процессов позволяет компании сэкономить от 10 до 30% от той суммы, в которую выливается стоимость содержания собственного парка.

      2. Гибкость. Большинство провайдеров предлагают комплексные решения для компаний любого масштаба. Транспортную цепочку можно масштабировать в зависимости от рынка, географии и коммерческих целей компании. 

      3. Доступ к IT-технологиям и аналитике. Аутсорсинг логистики - ключ от двери под названием “автоматизация процессов”, которая из-за конечной стоимости решений пока остается закрытой для многих компаний. Логистические провайдеры предлагают точечные IT-решения, например, интеграцию с клиентскими базами, и аналитику, которая помогает наладить не только саму логистику, но и смежные процессы - например, планирование закупок или расширение географии.

Казалось бы, аутсорсинг безупречен: помогает экономить, подстраивается под требования клиента, предлагает технологии будущего. Но реальность показывает, что компании относятся к аутсорсингу с осторожным оптимизмом. Одна из самых распространенных формул — частичный аутсорсинг, при котором, например, вся складская логистика и половина перевозок осуществляются собственными силами, еще половина - передается в ведение подрядчиков. Осторожность объясняется тем, что при всех достоинствах, у него есть и весомые минусы.

      1. Аутсорсинг подходит не всем. Комплексные логистические решения доступны компаниям с большими оборотами - сетевикам, крупным ритейлерам. Малый и средний бизнес зачастую неинтересен 3PL-операторам. Не подходит аутсорсинг и компаниям, работающим по индивидуальным заказам: у такого бизнеса может быть немалый доход, но отсутствует стабильный товарный поток, оправдывающий стоимость тарифов перевозчиков.

      2. Сложности с формированием пула перевозчиков. Крупные логистические операторы, владеющие автопарком из 240 и более грузовиков, составляют всего 8,2% и при всей своей мощности не могут покрыть всех потребностей рынка. Более 70% перевозчиков — небольшие транспортные компании с парком, состоящим из нескольких десятков, в лучшем случае - сотни автомобилей. Примерно половина из них - “серые игроки”, не готовые предоставить партнеру качественный SLA. Вот почему верификация и скоринг провайдера, его проверка на финансовую благонадежность и ответственность в кадровых вопросах — трудоемкий и долгий процесс, а вовсе не моментальное лекарство от головной боли.

      3. Отсутствие непосредственного влияния на процесс. Передавая логистику на аутсорс, компания теряет прямые рычаги управления этой сферой деятельности: зависит от IT-сервисов провайдера, не может оперативно планировать загрузку транспорта и влиять на кадровую политику.

Совместное использование транспортных ресурсов как альтернатива аутсорсингу

Тот факт, что большинство компаний готовы в той или иной степени сказать “да” комплексному аутсорсингу — уже большой прогресс. Еще в начале нулевых у небольших транспортных компаний практически не было шансов получить в качестве клиентов крупных грузоотправителей. С популяризацией аутсорсинга конъюнктура рынка стала меняться. Да и сам аутсорсинг переживает эволюцию, постепенно перестраиваясь под потребности всех участников рынка, а не только его лидеров. Один из витков такой эволюции — развитие тенденции совместного использования ресурсов.

Шеринг транспорта может быть эффективной альтернативой 3PL в тех случаях, когда комплексный аутсорсинг не подходит из-за специфики отрасли или небольшого оборота. Содержать собственный автопарк — разорительно, обращаться к “серым” перевозчикам, предлагающим низкие тарифы — рискованно. Выходом становится модель, при которой несколько отправителей начинают искать способы коллаборации: например, объединяют грузы в одну партию. Таким образом они делят между собой расходы и одновременно повышают загрузку объектов логистической инфраструктуры.

По этой схеме работает компания “Точка-Точка”: мы перевозим партии, составленные из грузов различных отправителей. В числе наших клиентов как крупные производители, так и небольшие интернет-магазины.

Ключевое преимущество шеринговой модели — стоимость перевозки. Доставка даже самого “неудобного” груза - например, небольшой партии - обходится в среднем вдвое дешевле средней цены по рынку. Это обусловлено, во-первых, особенностями шеринговой модели, во-вторых - прозрачным ценообразованием.

На стоимость перевозки не влияют расходы, которые крупные 3PL-операторы обычно сразу закладывают в тариф (подробнее об этих расходах и о ценообразовании в логистике читайте здесь) — цена складывается из объективных факторов, таких, как количество отправителей и свободных машин. Чтобы поддерживать высокое качество перевозки и дополнительно мотивировать водителей, мы предлагаем им самостоятельно выбирать партии и определять стоимость доставки. Чем больше груза и больше конкуренция среди сотрудников, тем дешевле выходит перевозка для отправителя.

Но такую модель нельзя было бы назвать полноценной альтернативой 3PL, если бы мы только перевозили груз. “Точка-Точка” предлагает своим клиентам качественные склады и стандартизированный процесс процесс обработки, Это позволяет нашим клиентам оптимизировать расходы и повышать эффективность логистики, не разрываясь между двух огней — необходимостью тратить огромные суммы на собственный автопарк или отдавать контроль над важным звеном бизнеса в чужие руки.

 

Максим Алексеев

Операционный директор

ma@dot-dot.ru
Напишите мне — лично отвечу и расскажу подробнее про наши услуги. Дам рекомендации, как решить проблему.