Как доставить товар за 1 рубль

Когда мы жалуемся на рост цен, то виним правительство, финансовый кризис, низкий ВВП — и почти никогда плохую логистику. Транспортные проблемы неочевидны, для потребителя они остаются на втором плане – хотя по праву должны быть на первом.

В формуле конечной стоимости продукта расходы на его транспортировку могут занимать 15-20%. Эти цифры прямо пропорциональны росту цен. Если бы перевозка товара обошлась производителю, скажем, в 1 рубль, товар продавался бы по гораздо более низкой цене.

Мысль о том, что любую продукцию можно доставить в любую точку страны всего за 1 рубль, кажется фантастической. Но в действительности за ней стоит реальная концепция, на которой строит свой механизм работы «Точка-Точка». Эта концепция опирается на три важных принципа: консолидация груза и его оптовое предложение, совместное использование ресурсов, свободная конкуренция. Объясняем по шагам, как это работает.

Шаг 1. Считаем базовую стоимость перевозки

Для того, чтобы рассчитать базовую стоимость отправления, нужно знать несколько параметров:

  • география (откуда и куда едет груз);
  • вес;
  • габариты;
  • потребуется ли упаковка и если потребуется, то какая.

С географией все понятно: чем дальше едет ваш товар, тем дороже обойдется его доставка. Вес и габариты груза нужны, чтобы рассчитать расчетный вес — базовый показатель для расчета суммы.

Например, вы решили отправить из Москвы в Тюмень две пары кроссовок. Физический вес одной коробки с кроссовками - 1 кг, габариты – 35х25х15 см. На основе габаритов рассчитываем объемный вес, то есть объем груза в см3, поделенный на 4000. Объемный вес каждой коробки составит 3,281 кг. Теперь легко посчитать и расчетный вес — он составит наибольшее значение между физическим и объемным весом. Расчетный вес двух коробок с кроссовками - 6,56 кг.

Дополнительная упаковка тоже влияет на стоимость. Подробно о том, какая упаковка бывает и как ее правильно выбрать, мы писали здесь. Некоторые категории грузов можно отправлять вообще без упаковки – но в большинстве случаев дополнительная защита обязательна, например, если вы перевозите бытовую технику, электронику, мебель, пластмассовые изделия и т.д. (полный список есть на нашем сайте).

У нас упаковка соответствует требованиям, чтобы привезти кроссовки целыми - коробка. Результат – доставка двух пар кроссовок в Тюмень номинально обойдется вам в 42-56 рублей. Несмотря на то, что это почти на 90% дешевле, чем у лидеров рынка (сравнить цены можно тут), это все еще не 1 рубль.

Но тут начинается самое интересное.

Шаг 2. Экономим на «опте»

«Точка-Точка» строит сервис на основе модели sharing economy – совместного использования ресурсов. Мы используем механизм консолидации груза в паллету и в партию.

Коробки с кроссовками вместе с другими грузами упаковывается в паллету. В паллетах, которые формируют партию, могут быть грузовые места от разных грузоотправителей. Обычно при таком механизме цена для грузоотправителя остается фиксированной: перевозчик не предлагает отправителям поделить между собой стоимость транспортного средства. Подробно о том, почему общепринятая схема сборного груза не предполагает экономии для отправителя, мы писали в этой статье в разделе “Консолидация груза в паллету и партию”.

«Точка-Точка» предлагает модель, при которой цена перевозки делится между всеми грузоотправителями. Фактически вы перевозите свою коробку «оптом»: если она поедет в партии 5 тонн, то стоимость перевозки этой партии все отправители поделят между собой. Как если бы вы пришли в кондитерскую и попросили отрезать четверть от целого торта стоимостью 300 рублей и продать вам за 75 рублей.

Фактор экономии здесь – шеринг транспортного средства и экономия на «опте». Совместное использование ресурсов позволяет снизить цену и платить только за то место в фуре, которое фактически занимает ваш груз.

Шаг 3. Совместное использование ресурсов.

Sharing Economy хороша тем, что в ней выигрывают все стороны — как грузоотправитель, так и перевозчик. Отложите кроссовки в сторону и ненадолго представьте, что вы уже везете груз из Москвы в Тюмень. Машина заполнена только наполовину —  и вам предлагают дозагрузить оставшуюся часть, получив при этом чистый доход.

Вы зафрахтованы и едете по маршруту. Зачем гнать полупустую фуру, если можно загрузить ее полностью и получить за это деньги? Осталось только быстро найти оптимальный заказ, с подходящим числом паллет, удобными сроками и маршрутом.

В основе любой шеринговой модели лежит цифровая платформа, позволяющая «свести» вместе заказчика и обладателя ресурса. Такой платформой и является «Точка-Точка», с одной стороны собирающая грузовые партии, с другой – предлагающая эти партии перевозчикам.

Шаг 4. Экономим благодаря свободной конкуренции

Главным условием для окончательного снижения цены на перевозку является конкуренция перевозчиков между собой.

У каждой партии – динамическая цена. Она стартует с отметки в 1 рубль за килограмм и растет каждую минуту. Перевозчик сам решает, по какой цене и в какой момент времени забрать удобный груз. Он может подождать, пока цена вырастет до комфортной для него суммы. Но как правило, ждать роста стоимости — значит рисковать остаться ни с чем. Нет никакой гарантии, что другой перевозчик, также следующий по маршруту Москва-Тюмень, решит не мелочиться и прихватить удобную партию, пусть и по невысокой цене.

Для него, едущего с полупустой фурой, даже рубль с каждого килограмма лучше, чем ничего. Поэтому он забираете подходящую партию по минимальной цене. А минимальная цена, за которую перевозчик соглашается доставить партию, является себестоимостью и одновременно окончательной ценой на перевозку для отправителя.

Вы должны были доставить пару кроссовок в Тюмень за 21-28 рублей, а доставите за 3 рубля. Возможно, это не 1 рубль (кроссовки оказались “неудачным” примером) — но сравните эту цену со средней ценой по рынку и даже с базовой стоимостью перевозки! Экономия очевидна.

1 рубль за кг веса — реальность!

Покупая кроссовки за 6000 рублей, вы фактически платите за обувь только 5000. Остальные деньги уходят на покрытие транспортных расходов дистрибьютора — а эти расходы, напомним, в среднем составляют 15-20% от стоимости товара.

А если бы доставка кроссовок стоила всего 3 рубля? Тогда расходы на логистику составили бы меньше 0,1%. 0,1% вместо 15-20%! Было бы приятно прийти в магазин и узнать, что вы заплатите за обувь на 15-20% меньше, чем могли бы.

Как много транспортных компаний согласятся перевезти ваши кроссовки за 2000 километров, взяв с вас всего рубль за килограмм веса? Большинство перевозчиков справедливо сочтут такое предложение убыточным. Но при правильном использовании шеринга это становится не только безубыточным, но и обоюдовыгодным.

Описанная нами схема - не абстрактный пример, а вполне конкретная модель, по которой работает компания “Точка-Точка”. Мы используем на практике все преимущества консолидации груза, шеринга и свободной конкуренции для того, чтобы изменить подход к грузоперевозкам и доказать, что логистика может быть качественной, безопасной и недорогой.

Кстати о безопасности

Все это хорошо, скажете вы, но две маленьких коробки среди сотен других грузов! Среди десятка паллет! Где вообще гарантия, что они прибудут на место и без проблем отыщутся в партии?

Про то, как качественная складская обработка помогает легко отслеживать и идентифицировать любое грузовое место, мы подробно писали здесь. Груз взвешивают, маркируют и снабжают сопроводительной документацией, в которой точно указаны идентификационный номер как самого грузового места, так и паллеты, в которой оно едет.

Вопрос безопасности отправления решается полным страхованием всех операций. Кроме того, всем новым клиентам мы предлагаем перевезти первые 100 кг груза бесплатно, чтобы они могли лично убедиться в удобстве и эффективности сервиса.

Максим Алексеев

Операционный директор

ma@dot-dot.ru
Напишите мне — лично отвечу и расскажу подробнее про наши услуги. Дам рекомендации, как решить проблему.