Избирательный фулфилмент

Процесс исполнения заказов или “фулфилмент” в России сталкивается с большим количеством вызовов – отсутствие стандартов, слабо развитая транспортная и складская инфраструктура, невысокие в сравнении с целевым рынком темпы роста, вынужденно однобокое восприятие целевой аудитории товарной электронной коммерции и многие другие. Лакмусовой бумажкой этих проблем может стать во-первых отсутствие продуктов для микро-предприятий с небольшим (до 10/сутки) количеством заказов, во-вторых нежелание(технологическая ограниченность) даже у крупных операторов работать с крупногабаритными/длинномерными/тяжеловесными товарами, в-третьих ограниченный взгляд на географию представителей дистанционных продаж. Попробуем посмотреть глубже на эти проблемы. И начнем с того, почему продавцы больших товаров остались за бортом фулфилмент-сервиса и как им можно помочь.

В 2017 году через рынок фулфилмента проходило только 10% рынка дистанционной торговли, а крупные операторы составляли не более 30% всего сегмента. Спустя два года изменилось не многое. Даже компании, позиционирующие себя как полноценных аутсорсеров, все еще не могут предложить рынку полный спектр услуг. В частности, это касается фулфилмента крупногабаритных заказов.

Почему фулфилмент крупногабаритных грузов неинтересен операторам

Любой рыночный сегмент, в том числе аутсорсинговый фулфилмент, активно развивается там, где проходит наибольшее количество транзакций и где игроки могут заработать на объемах и масштабах. Сегодня в этом сегменте лидируют негабаритные товары. В исследовании CDEK  ETraction говорится, что пассионарии российского рынка e-commerce – магазины, продающие компактные вещи.

А вот фулфилмент любых overcise-грузов считается низкомаржинальным и технически сложным процессом. Есть сразу несколько причин, почему так происходит:

1. Обработка крупногабаритных заказов требует хорошего оснащения склада

Речь не только о гидравлических тележках и погрузчиках. В работе с большими товарами чаще всего не обойтись одной техникой – нужны банальные грузчики. Далеко не каждая компания готова тратиться на целый штат складских работников, особенно, если они будут задействованы в 10% заказов.

2. Для работы с крупным товаром нужны складские мощности – и готовность их использовать

Большинство российских операторов работают на площади около 1500 кв.м. Этого мало для того, чтобы полноценно работать с целыми партиями холодильников или шкафов-купе. Гораздо проще и выгодней использовать склад для работы мелкими товарами: они требуют меньше места и меньше физического внимания.

3. Большой товар – большая ответственность

Каждый крупногабаритный груз, пересылаемый в другой город, требует сложной обработки. Кровать не поедет в другой город целиком – её разберут на отдельные части, каждую из которых нужно упаковать, маркировать и перевезти, не потеряв ни одного элемента. По прибытии все части кровати нужно доставить клиенту и, скорее всего, поднять на этаж или, в случае мелкооптовой партии, выгрузить на склад.

Финансы и инфраструктура – основные проблемы отрасли

Достаточно сравнить условную себестоимость формирования заказа, состоящего из двух телефонов, с заказом, состоящим из шкафа купе, чтобы понять, почему многие фулфилмент-операторы выставляют интернет-магазинам заградительные тарифы. Это особенно больно бьет по мелкооптовым компаниям, не способным выполнять большие объемы поставок. Полноценные компании-аутсорсеры отказываются работать с b2b-сегментом, не готовым компенсировать затраты оператора масштабами поставок - а такой сегмент составляет 30% всей электронной коммерции в России. На эту проблему накладывается другая – слабая развитость инфраструктуры. 90% фулфилмент-операторов работают в Москве и Санкт-Петербурге, еще 10% - в крупных городах, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Казань. В регионах не просто отсутствует полноценный аутсорсинг склада – существует огромный дефицит инфраструктуры для e-commerce в целом. И это один из главных сдерживающих факторов развития не просто фулфилмент-сегмента, но и всей электронной коммерции.

Почему транспортным компаниям стоит примерить фулфилмент

До последнего времени у мелкооптовых компаний и интернет-магазинов было два пути выхода из ситуации: обращаться в Почту России или в транспортные компании. Но Почта России, хотя и является единственной структурой, способной охватить все регионы страны, предъявляет строгие требования к габаритам груза.

Интернет-магазинам, торгующим крупными товарами, остается одно решение – обращаться в транспортные компании в качестве обычных грузоотправителей. И именно этот фактор может стать драйвером роста для фулфилмент-сегмента в РФ.

В отсутствие конкретного предложения для целевой аудитории транспортные компании могут взять на себя часть фулфилмент-сервиса, добавив к спектру услуг экспертизу и складскую обработку. Это решение может повысить гибкость и скорость транспортных услуг, решить проблему с доставкой в регионы и дать новую точку опоры для развития российского рынка e-commerce.
По этой схеме работает компания «Точка-Точка». Наш программный продукт дает возможность формировать заказы и организовывать доставку прямо со склада производителя. При этом у нас нет ограничений по размеру груза или объемам поставок – мы открыты для сотрудничества с любыми производителями и интернет-магазинами, в том числе продающими крупногабаритные товары. Стандартизированный процесс обработки позволяет нашим партнерам оптимизировать расходы на транспортную логистику и получать фулфилмент-услуги, не обращаясь непосредственно к аутсорс-операторам.

 

 

Максим Алексеев

Операционный директор

ma@dot-dot.ru
Напишите мне — лично отвечу и расскажу подробнее про наши услуги. Дам рекомендации, как решить проблему.